УДК 33

Степени централизации государственных финансов в США и Германии

Мальцев Ярослав Андреевич – студент магистратуры Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Целью данной работы являлось сравнение степеней централизации государственных финансов в США и Германии путем сопоставления соотношений доходов федеральных и субфедеральных бюджетов. Исследование показало, что де-факто государственные финансы в США более централизованы, чем в Германии. При этом, традиционно считается, что институционально США имеют децентрализованную модель бюджетного федерализма, а Германия смешанную.

Ключевые слова: Бюджетный федерализм, государственные финансы, централизация, децентрализация.

Все страны мира (за исключением карликовых государств) для организации государственного управления вынуждены дробить свою территорию на юрисдикции, то есть обособленные области со своим органом государственного управления. Это создает несколько уровней власти: центральный (федеральный), региональный и местный. В зависимости от политической и бюджетной самостоятельности нижестоящих уровней управления будет определяться общая степень централизации власти. Исходя из степени бюджетной самостоятельности выделяют три типа моделей бюджетного федерализма: централизованные, децентрализованные (конкурентные) и смешанные (кооперативные) [2, c. 5]. Это деление является довольно условным, так как технически невозможно обеспечить абсолютную централизацию в не карликовых странах, а абсолютная децентрализация приведет к распаду государства.

Относительно децентрализованная модель бюджетного федерализма реализована в США. Она характеризуется в высокой степенью независимости штатов от федерального центра, широкой свободой в установлении собственных налогов и учреждении собственных организаций, отвечающих за формирование бюджета. Штаты преимущественно существуют за счет собственных налогов, а не трансфертов из федерального бюджета. Так, с институциональной точки зрения проявляется децентрализация.

Примером кооперативной модели служит современная Германия, в которой часть федеральных земель зависит от трансфертной помощи, предоставляемой за счет более успешных земель. Что увеличивает роль федерального центра, и способствует централизации финансов

Таким образом, обыкновенно полагается, что модель бюджетных отношений в США намного более децентрализована, чем модель, реализованная в Германии. Эта точка зрения считается традиционной и встречается в работах современных авторов, таких как: Х.А. Исрапилов и М.М. Сулейманов [4, c. 49], Ш.А. Идрисов [3, c. 4], А.В. Асадуллина, И.М. Асылгужин и А.И. Трухов [1, c. 48].

Это традиционная типология испытывает некоторое противоречие с существующим распределением доходов между бюджетными уровнями. Для дальнейшего обоснования этого тезиса рассмотрим соотношение федеральных бюджетов и бюджетов штатов/федеральных земель США и Германии, данные представлены на рисунках 1 и 2.

1

Рисунок 1. Соотношение бюджетов штатов и федерального бюджета США, по доходам за 2018 г., в млрд. долл. США.
Составлено автором по: [5], [6]

На рисунке 1 видно, что в США доходы федерального бюджета существенно превышают совокупные доходы штатов. Этот факт свидетельствует о высокой централизации государственных финансов. Централизацию финансов в США можно объяснить рекордными в мировом масштабе военными расходами.

2

Рисунок 2. Структура распределения доходов между бюджетными уровнями Германии, за 2018 год, в млрд. евро.
Составлено автором по: [7]

Данные рисунка 2 говорят от том, что в Германии государственные финансы имеют большую степень децентрализации, чем в США, так как доходы федеральных земель превалируют над доходами федерального уровня.

Таким образом, можно заключить, что институционально государственные финансы в США децентрализованы в большей степени, чем в Германии. Однако, их фактическое распределение явно указывает на централизацию государственных финансов федеральным правительством. Германия демонстрирует иной подход, она сохраняет высокое институциональное влияние на федеральные земли, но при этом предоставив им относительно более широкие финансовые возможности.

Список литературы

  1. Асадуллина А.В., Асылгужин И.М., Трухов А.И. Конкурентный бюджетный федерализм и его роль в экономическом развитии страны // Финансы и кредит. 2015. № 13. С. 48.
  2. Иванов В.В. Типология межбюджетных отношений и моделей бюджетного федерализма//Вестник МГТУ. 2010. Том 13, № 1. С. 5.
  3. Идрисов Ш.А., Сомоев Р.Г. Бюджетный федерализм: зарубежные и российская модели // Региональная экономика и управление. 2016. № 4 (48). С. 4
  4. Исрапилов Х.А., Сулейманов М.М. Влияние моделей налогового федерализма на уровень налогового потенциала регионов РФ // Финансы и кредит. 2016. №27. С. 49
  5. Budget and Economic Data,Historical Budget Data Data on revenues, outlays, and the deficit or surplus from 1965 through the most recent year completed // Congressional Budget Office URL: https://www.cbo.gov/system/files/2019-01/51134-2019-01-historicalbudgetdata.xlsx (дата обращения: 25.04.2019).
  6. Summaries of Fiscal Year 2019 Proposed Executive Budgets // National Association of State Budget Officers. Retrieved 12 June 2018. URL: https://higherlogicdownload.s3.amazonaws.com/NASBO/9d2d2db1-c943-4f1b-b750-0fca152d64c2/UploadedImages/Issue%20Briefs%20/FY19_Summary_of_Proposed_Executive_Budget.pdf (дата обращения: 25.04.2019).
  7. Die Entwicklung der Einnahmen und Ausgaben und der Kassenlage des Bundes und der Länder bis Januar 2019 Monatsbericht des BMF // Bundesministerium der Finanzen URL: https://www.bundesfinanzministerium.de/Monatsberichte/2019/03/Inhalte/Kapitel-6-Statistiken/6-2-03-entwicklung-einnahmen-ausgaben-und-kassenlage-bund-laender.html (дата обращения: 25.04.2019).