УДК 33

Алгоритм по организации и проведению прямых Переговоров Проектов Государственно-Частного Партнёрства в Республике Казахстан

Сакигожин Мерей Сайлаубекулы – студент магистратуры Восточно-Казахстанского государственного университета имени Сарсена Аманжолова.

Аннотация: Целью статьи является описание пошагового алгоритма по реализации Проектов Государственно-Частного Партнерства (далее ГЧП) в Республике Казахстан. Методом исследования выбрано изучение Нормативно-Правовых Актов (НПА) Республики Казахстан в сфере инвестиционных проектов. В результате работы определены точные сроки и последовательности процессов при реализации проектов ГЧП. Сделан вывод о том, что описание Алгоритма по организации и проведению ГЧП позволит оптимизировать длительность реализации Инвестиционных Проектов с использованием НПА РК.

Ключевые слова: Инвестиционные проекты, ГЧП, РК.

Ниже указана таблица с описанием алгоритма по реализации прямых переговоров проектов ГЧП в РК.

Таблица 1. Алгоритм по организации и проведению прямых переговоров по определению частного партнера. [1]

Наименование мероприятия

 

Форма завершения

 

Срок исполнения

Ответственные исполнители

1) Инициирование проекта ГЧП потенциальным частным партнером

1

Внесение уполномоченному лицу (потенциальному государственному партнеру) заявки на участие в прямых переговорах по определению частного партнера согласно пп.1) п.138 Правил планирования и реализации, утв. приказом МНЭ от 25.11.2015г. № 725 (далее – Правила)

Заявка

содерж. в т.ч. бизнес-план проекта

-

Инициатор проекта (потенциальный частный партнер)

2

 Определение необходимости в реализации проекта ГЧП с отражением фактической потребности в товарах, работах и услугах, указанием на принадлежность проекта к технически сложным и (или) уникальным с подготовкой заключения за подписью первого руководителя, либо лица его замещающего, либо лица уполномоченного им. (пп.1) п.138 Правил)

Заключение

в течение
15 р.д.

Уполномоченное лицо

(потенциальный государственный партнер)

2) Извещение об инициировании проекта ГЧП

с указанием основных технико-экономических параметров проекта ГЧП и запрашиваемых выплатах из бюджета и (или) мер государственной поддержки

3.

Размещение краткой информации о планируемом проекте ГЧП на своем официальном интернет-ресурсе, организация размещения на иных интернет-ресурсах и в периодических печатных изданиях (не менее двух), в зависимости от специфики проекта ГЧП, с указанием требований к представлению потенциальными частными партнерами альтернативных предложений о заинтересованности в его реализации

(пп. 2) п.138 Правил)

Информация о планируемом проекте

-

Уполномоченное лицо

4.

Представление альтернативных предложений в соответствии с требованиями, указанными в извещении, а также к заявке на участие в прямых переговорах по определению частного партнера

(абзац 4 пп. 2) п.138 Правил)

Потенциальные частные партнеры

5.

Определение срока представления инициатором проекта соответствующих документов в подтверждение соответствия его установленным квалификационным требованиям

(пп. 2) п.138 Правил)

Письмо инициатору проекта

По истечении срока представления альтернативных предложений
(в случае их отсутствия либо не соответствия требованиям)

Организатор прямых переговоров

6.

Представление потенциальным частным партнером, инициировавшим проект ГЧП, в подтверждение соответствия квалификационным требованиям соответствующих документов

(пп. 2) п.138 Правил)

Документы

в срок определяемый организатором прямых переговоров

Потенциальный частный партнер, инициировавший проект ГЧП

7.

Осуществление организатором прямых переговоров квалификационного отбора

(пп. 2) п.138 Правил)

Уведомление инициатора проекта о результатах

в течение

5 р.д. с момента окончания срока предоставления документов

Организатор прямых переговоров

3) Экспертиза концепции проекта ГЧП государственным партнером

8.

Создание Комиссии по проведению прямых переговоров по определению частного партнера (далее - Комиссия)

(пп. 3) п.138 Правил)

Комиссия

-

Уполномоченное лицо (организатор прямых переговоров)

9.

Проведение экспертизы Бизнес плана проекта ГЧП уполномоченным лицом

(пп. 3) п.138 Правил)

Заключение

 в течение
15 р.д.

Уполномоченное лицо (организатор прямых переговоров)

10.

Согласование конкурсной документации проекта ГЧП с антимонопольным комитетом в случае принадлежности проектов ГЧП к сферам естественных монополий (п. 29-30 Правил)

Письмо о согласовании НПП

в течение

15 р.д.

Организатор прямых переговоров

11.

Получение отраслевой экспертизы

(пп. 3) п.17 Правил)

В случае, когда уполномоченное лицо, которому внесена заявка на проведение прямых переговоров является уполномоченным органом соответствующей отрасли, отраслевая экспертиза Бизнес плана проекта ГЧП проводится в рамках экспертизы Бизнес плана проекта ГЧП уполномоченным лицом (указано выше пп. 9).

Заключение отраслевых госорганов

в течение

15 р.д.

Организатор прямых переговоров

12.

Направление на согласование Бизнес плана проекта ГЧП в УЭБП

(пп. 4) п.17 Правил)

Письмо с материалами

-

Организатор прямых переговоров

13.

Проведение экспертизы Бизнес плана проекта ГЧП

(п.18-22 Правил)

Заключение экспертизы Центра развития ГЧП/юр.лица, определенные Акиматом

в теч. 25 р.д.

УЭБП,

Центр развития ГЧП/юр.лица, определенные Акиматом,

организатор прямых переговоров

14.

Получение согласования на основании экспертизы Бизнес плана проекта ГЧП

(пп. 4) п.17 Правил)

Заключение

УЭБП

1 р.д.

Организатор прямых переговоров

15.

Уведомление потенциального частного партнера, инициировавшего проект ГЧП,

о результатах экспертизы Бизнес плана проекта

(пп. 3) п.138 Правил)

 

Письмо

в течение

3 р.д.

после получения всех необходимых согласований и экспертиз

Организатор прямых переговоров

16.

Представление потенциальным частным партнером, инициировавшим проект ГЧП, уполномоченному лицу проекта договора ГЧП

(пп. 3) п.138 Правил)

Проект ГЧП

в течение

15 р.д.[1] с момента получения уведомления

Потенциальный частный партнер, инициировавший проект ГЧП

4) Проведение переговоров между потенциальными сторонами договора ГЧП

об условиях договора ГЧП

17.

Проведение прямых переговоров между потенциальными сторонами договора ГЧП

об условиях договора ГЧП.

(пп. 4) п.138 Правил)

Протокол переговоров, подписываемый уполномоченными представителями сторон и утверждаемый Комиссией

-

Потенциальный частный партнер, инициировавший проект ГЧП, Организатор прямых переговоров,

Комиссия

18.

Согласование проекта договора ГЧП (пп. 4) п.138 Правил)

Письма

 УФ,

заключение УЭБП, экспертиза Центра развития ГЧП/юр.лица, определенного Акиматом

В течение

10 р.д.

 Организатор прямых переговоров

19.

Направление в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию и исполнению бюджета (по республиканским проектам) или местный уполномоченный орган по государственному планированию (по местным проектам) заявку с приложением результатов экспертиз и согласований проекта договора ГЧП для вынесения на рассмотрение соответствующей бюджетной комиссии вопроса принятия государственных обязательств по проекту ГЧП

(пп. 4) п.138 Правил)

Одобрение бюджетной комиссии

-

Организатор прямых переговоров

20.

Принятие государственных обязательств по проекту ГЧП
в соответствии с бюджетным законодательством РК

решение маслихата

-

УФ

5) Заключение договора ГЧП

21.

Уведомление центрального уполномоченного органа по государственному планированию о заключенных договорах ГЧП по местным проектам ГЧП

(п.139 Правил)

Письмо УЭБП

не позднее
5 р.д. с момента их заключения

Местные уполномоченные органы по государственному планированию

Итого: от 6 месяцев для местных проектов и от 8 месяцев для технически сложных проектов.

1

Рисунок 1. Схема взаимодействия участников проекта в инвестиционный период. [2]

В этом сценарии инженеры инвестора разрабатывают достаточно подробный проект, который позволит Частному партнеру провести полную оценку затрат и предложить окончательную цену за создание Объекта ГЧП. Все вопросы, связанные с качеством работ, техническим оснащением, определенными техническими решениями, определяются достаточно четко, но не обязательно во всей полноте и во всех окончательных подробностях, что значительно экономит время на реализацию проекта.

После этого Частный партнер берет на себя ответственность за полную реализацию проекта и дальнейшую эксплуатацию Объекта ГЧП. Это позволяет Частному партнеру самостоятельно принимать решения по таким ключевым вопросам, как марка, производитель, технология реализации работ и выбор лучших материалов, которые обеспечат качество и функциональность, определяемые договором ГЧП.

Вариант «под ключ» в рамках договора прямых переговоров ГЧП оставляет Государственному партнеру меньше возможностей вмешиваться в процесс реализации проекта, но такой подход внушает спокойное сознание того, что вся ответственность за конечный результат, эксплуатацию и их риски целиком лежат на Частном партнера в рамках Договора ГЧП.

Положительные стороны:

Стоимость. Преимуществом подхода «под ключ» в рамках ГЧП является единый договор с фиксированной стоимостью, который уже не допускает изменений, а также низкие затраты на координацию деятельности.

Ответственность. Вся ответственность за создание и эксплуатацию возлагается на Частного партнера, а качество работ определяется уже на раннем этапе процесса осуществления проекта и оплачивается Государственным партнером только после ввода в эксплуатацию объекта ГЧП рассроченными платежами по факту предоставленных услуг.

Контракты за рамками основного договора. За рамками договора с Государственным партнером останутся определенные составляющие, контракты на выполнение которых можно и нужно заключать напрямую Частному партнеру. Это позволяет проводить некоторые работы силами штатных сотрудников или по отдельности передавать их сторонним специализированным подрядчикам. Такой подход приносит ощутимую экономию средств, поскольку позволяет обходить высокие наценки субподрядчиков за посредничество.

Примерами работ, легко допускающих индивидуальные соглашения со специализированными подрядчиками Частного партнера, могут служить обслуживание объекта ГЧП или его эксплуатация.

Отрицательные стороны [3]:

Изменения. Частный партнер получает свободу действий и может вносить в проект изменения с той целью, чтобы не выйти за рамки оговоренной в договоре ГЧП стоимости, — разумеется, в той мере, в какой эти изменения не сказываются на качестве, назначении и функциональности, которые определялись на первоначальной стадии проекта.

Список литературы

  1. Закон о ГЧП [Электронный ресурс]. – URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000379.
  2. Правила планирования и реализации ГЧП [Электронный ресурс]. – URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500012717.
  3. Бюджетный кодекс [Электронный ресурс]. – URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K080000095.

[1] Решение о продлении срока представления проекта договора ГЧП принимается Комиссией по проведению прямых переговоров по определению частного партнера