"Научный аспект №2-2019" - Технические науки

УДК 004.056.5

Применение основ моделирования для автоматизации офисной деятельности санаторно-курортных учреждений

Горшков Евгений Александрович – кандидат технических наук, и.о. зав. кафедрой Информационного и документационного обеспечения управления Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации.

Калинина Анна Владимировна – кандидат физико-математических наук, преподаватель Балаковского политехнического техникума.

Куликова Светлана Александровна – старший преподаватель кафедры Информационного и документационного обеспечения управления Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации.

Аннотация: В статье проводится анализ направлений автоматизации деятельности санаторно-курортных учреждений, моделирование процесса регистрации отдыхающего в АО «Синяя птица», на основе чего выявляется ряд проблем данного процесса и предлагается создание локальной базы данных, устраняющей обозначенные проблемы.

Ключевые слова: Моделирование бизнес-процессов, база данных, процессный подход, автоматизация офисной деятельности.

Организация деятельности санаторно-курортного учреждения и, в частности офисной, является неотъемлемой частью курортного дела. Привлекательность, приятность для отдыхающего оказываемой услуги, индивидуальный подход с учетом его платежеспособности становятся определяющими при приобретении медицинских услуг пациентом.

Информационные системы являются эффективными инструментами автоматизации офисной деятельности в решении задач учета оборота номерного фонда, состава и полноты медицинских услуг и затрат на их оказание и т.п., формируют единую информационную среду для медицинского и обслуживающего персонала, сотрудников регистратуры и создают конкурентные преимущества санаторно-курортного учреждения, позволяющие получать максимальный эффект от затрачиваемых ресурсов.
Основные направления автоматизации офисной санаторно-курортных учреждений приведены на рисунке 1.

Рисунок 1. Основные направления автоматизации офисной деятельности санаторно-курортных учреждений.

Существующие информационные системы автоматизации офисной деятельности санаторно-курортных учреждений включает следующие функции:

Одной из немаловажных задач офисной деятельности санаторно-курортных учреждений является сбор статистики и отчетность, что представляет важный индикатор реального состояния дел учреждения, позволяющий оценивать динамику их изменения при принятии управленческих и экономических решений. Другой немаловажной задачей является контроль качества оказания услуг, в том числе медицинских.

Информатизация процесса лечения и диагностики здоровья отдыхающих в санаторно-курортных учреждениях позволяет медицинским кадрам минимизировать количество допускаемых ошибок при оформлении медицинской документации, исключить назначение противопоказанных процедур, а так же проводить лечение в соответствии с утвержденными стандартами Минздрава России.

Современные информационные системы, разработанные отечественными разработчиками, позволяют повысить качество реализации ряда задач офисной деятельности санаторно-курортных учреждений с учетом Российского законодательства.

Использование возможностей информационных систем, особенного в больших санаторно-курортных учреждениях, прежде всего, позволяют решить многие организационные проблемы, включая нецелевое использование средств. На рынке систем по автоматизации офисной деятельности санаторно-курортных учреждений существует множество решений на различных платформах, учитывающих различные функции и бизнес-процессы, и как результат - имеющие абсолютно разную стоимость.

Для некоторых санаторно-курортных учреждений процесс автоматизации является офисной деятельности недешевым удовольствием. Однако этот процесс стоит рассматривать как инвестиции в будущее.

Таким образом, для снижения затрат в процессе реализации основных процессов офисной деятельности санаторно-курортных учреждений можно выбрать путь поэтапной автоматизации, то есть последовательного внедрения модулей информационной системы, являющихся наиболее актуальными для учреждения в данный момент времени.

Одним из модулей информационной системы на начальном этапе автоматизации основных процессов офисной деятельности санаторно-курортных учреждений является база данных с интерфейсами ввода-вывода и модуля формирования отчетности.

База данных для автоматизации основных процессов офисной деятельности санаторно-курортных учреждений должна выполнять следующие функции:

Объектно-ориентированный подход является единственным подходом, позволяющим описывать как данные о сущностях, так и их поведение, кроме того, он обеспечивает создание прозрачных, легко модифицируемых моделей бизнеса и информационных систем, допускающих повторное использование отдельных компонентов [1].

На примере санаторно-курортного учреждения АО «Синяя птица» был промоделирован процесс офисной деятельности, связанный с регистрацией отдыхающего по методу функционального анализа и моделирования DFD, представленный на рисунке 2.

Для заселения отдыхающего администратор ОА «Синяя птица» предоставляет данные номерного фонда учреждения и видов сервиса, исходя и запросов и возможностей отдыхающего, определяет ему комнату, вид сервиса, записывает информацию в книгу регистрации и корректирует свободные данные номерного фонда, затем от отдает отдыхающему ключи от комнаты.

Рисунок 2. Функциональная модель DFD «Регистрация отдыхающего».

В процессе определения медицинских назначений и процедур администратор ОА «Синяя птица» взаимодействует с медицинским персоналом учреждения, предоставляет отдыхающему прейскурант медицинских услуг и процедур, предоставляемых учреждением, и, исходя из предпочтений отдыхающего и назначений медицинского персонала учреждения, выданных на основе данных медицинской карты, выписывает отдыхающему назначения и процедуры в медицинскую карточку отдыхающего и проводит в дальнейшем диспетчеризацию медицинских назначений, контроль выполнения процедур.

Недостатками реализации бизнес-процесса регистрации отдыхающего могут являться: неполный учет всех данных отдыхающего; проблемы в выполнении операции управления и контроля номерным фондом; проблемы выполнения операции учета предоставленных сервисных услуг отдыхающим; проблемы в выполнении операции предоставления и учета перечня медицинских процедур отдыхающим на основании показаний медицинской карты; трудности в поиске нужной информации и формировании отчетов по офисной деятельности учреждения.

Указанные недостатки могут оказать отрицательное влияние на качество предоставления санаторно-курортных и медицинских услуг отдыхающим АО «Синяя птица». Было предложено на начальном этапе информатизации разработать локальную базу данных, позволяющую устранить обозначенные недостатки данного бизнес-процесса.

На рисунке 3 представлена модель процесса регистрации отдыхающего с использованием возможностей локальной базы данных.

Рисунок 3. Функциональная модель «Регистрация отдыхающего» с использованием возможностей локальной базы данных по методу DFD.

База данных АО «Синяя птица» должна выполнять следующие функции: хранить данные документов и другие личные данные отдыхающих; хранить данные номерного фонда учреждения и видов предоставляемого сервиса; хранить прейскурант медицинских услуг и процедур, предоставляемых учреждением в электронном виде; предоставлять возможность оперативно подбирать оптимальные варианты для размещения отдыхающего; предоставлять возможность оперативно подбирать медицинские услуги и процедуры; проводить поиск информации по нужным критериям; автоматизировать отчетность по регистрационной деятельности учреждения.

База данных создаётся на основании схемы базы данных. Была разработана диаграмма «Сущность-связь» базы данных санаторно-курортного учреждения ОА «Синяя птица» в нотации IDEF1X(Рис.4)

Рисунок 4. Диаграмма «Сущность-связь» базы данных для автоматизации офисной деятельности санаторно-курортного учреждения ОА «Синяя птица».

С использованием возможностей базы данных администратор ОА «Синяя птица», реализующий функции офисной деятельности учреждения, получит возможность вести полный учет всех данных отдыхающего, предоставлять отдыхающему данные о номерном фонте и сервисе по нужным критериям, предоставлять данные перечня медицинских процедур отдыхающим, проводить поиск информации по нужным критериям и быстро формировать нужную отчетность.

Таким образом, создание и использование локальной базы данных для автоматизации офисной деятельности санаторно-курортного учреждения ОА «Синяя птица» позволит: автоматизировать основные операции офисной деятельности санаторно-курортного учреждения ОА «Синяя птица»; предоставить возможность оперативно подбирать оптимальные варианты номерного фонда для размещения отдыхающего с учетом индивидуальных предпочтений; предоставить возможность оперативно подбирать медицинские услуги и процедуры для лечения отдыхающего; планировать оптимальную загрузку санаторно-курортного учреждения ОА «Синяя птица».

Список литературы

  1. Очкур Г.В. Реинжиниринг бизнес-процессов компании/ Актуальные проблемы современности: наука и общество, № 1 (22) 2019. – с. 23-27.
  2. Автоматизация санатория: особенности, бизнес-процессы, результаты / журнал «Санаторно-курортное оснащение», №2, июнь 2010[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rosconcept.ru/ru/presscentr/publikacii/osobennosti_avtomatizacii_sanatorija.
  3. Ветитнев, А.М., Войнова, Я.А. Организация санаторно-курортной деятельности: учебное пособие / А.М. Ветитнев, Я.А. Войнова. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. — 272 с.
  4. Медицинская реабилитация в России. Перспективы развития - ConsiliumMedicum №2.[Электронный ресурс]: http://con-med.ru.