УДК 821.512.156

Педагогическая практика – это подготовка компетентности будущих учителей

Асаналиева Чынара Ниязалиевна –  старший преподователь кафедры Филологического и социально-экономического образования Педагогического факультета Кыргызского национального университета им. Ж.Баласагына.

Аннотация: В научной статъе доказано, что педагогическая практика призвана закрепить полученные теоретические знания, способствует профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию и самообразованию студента.

Были сделаны выводы о том, что в процессе педагогической практики формируется комплекс психолого-педагогических,  коммуникативных  компетенций и закрепляются  умения и навыки педагогической техники и мастерства будущих учителей.

Ключевые слова: Компетенция, педагогика, психология, навыки, технологии, мастерства, профессионализм, практика, образования, формирования.

Вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми  в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения. В то же время современные  социально-экономические условия общества требуют от  учителя профессионализма, смысл которого во многом определяет статус личностной и социальной идентичности на последующий период после обучения.

Мы часто слышим информацию о том, что день за  днем падает профессиональный потенциал педагогов, что главной причиной является малая заработная плата в системе образования. Некоторые ВУЗы выпускают каждый год огромное количество учителей, которые в действительности не соответствуют современным требованиям. А образование требует с нас реформирование системы высшего профессионального образования,  повышение его качества, обязует подготовить компетентных учителей, преподователей. Цель  организации практики – дать строгую систему о педагогике, научить профессионально и творчески мыслить студентов. В условиях смены традиционных  методов обучения новыми методами подготовка практики  к профессиональной деятельности должна быть  целенаправленной. Это задачи личностно-ориентированного обучения, воспитания и формирование ценностных ориентаций личности.

Одним из эффективных  и существенных факторов подготовки компетентных учителей является-педагогическая практика студентов. Процессом и результатом практики становится подготовка специалиста высокого уровня, компетентного в сфере своей профессиональной деятельности. Педагогическая практика помогает студентам не только закрепить полученные теоретические знания, но и способствует профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию и самообразованию.

Педагог Абдураззакова Д.А в своей статье подчеркивала следующее: “Для повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов кроме прочего необходимо тщательно формировать структуру и содержание педагогической практики. Она должна быть основана на принципе последовательности-задания для студентов-практикантов должны усложняться постепенно”. [1, с.114]

В связи с этим остро встает проблема подготовки профессионально компетентных педагогов, формирование которых идет на протяжении всего учебно-воспитательного процесса в вузе, но, прежде всего, в процессе педагогической практики. Здесь соединяется воедино теоретическое и практическое обучение, а результаты практики, на наш взгляд, могут служить показателем готовности студентов к профессиональной деятельности.

Педагогическая практика будущих учителей – это составная часть основной образовательной программы высшего профессионального образования.  Организация практики студентов на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника. Она позволяет студентам целенаправленно практиковать ознакомительную деятельность, адаптироваться к школе как к образовательному учреждению, понять сущность и специфику профессии учителя, формировать коммуникативную культуру будущего учителя. На практике  все более актуальной становится проблема взаимоотношении двух процессов: развития личности и становления профессионала. Кроме того проблема  особенности процесса формирования адекватного образа будущей профессии и представлений о целях, задач и трудностях профессиональной деятельности является одним из нерешенных  вопросов.

Во время педагогической практики создаются возможности формировать такие важные компетенции, необходимые будущему учителю как:

  1. Умение интерпретировать педагогические идеи, явления, факты, опыт;
  2. Умение создавать творческую атмосферу;
  3. Умение анализировать, сопостовлять, прогнозировать, систематизировать  знание школьников.

Главной особенностью содержания профессиональной подготовки педагога является ориентация на конкретную практическую деятельность. В силу этого принципиально важным является обеспечение единства теоретической и практической деятельности, её интеграции, вследствие чего должен измениться сам подход к содержанию профессионального обучения.

Сегодня мы должны выделить три момента, определяющие облик и успех современного педагога.

  1. Высочайщая степень владения информационными технологиями;
  2. Способность системно, инженерно мыслить и действовать;
  3. Пристрастие к инновациям, готовность и умение находить новые решения.

В конечном итоге, компетнция будущего учителя, практиканта обусловлена тем, насколько полно и разностаронне раскрывается  в педагогическом общении личность учителя. Можно сделать вывод, что педагогическая практика, сильно ориентированная на потребности и интересы студентов, в конечном итоге будет давать более видимые и значительные результаты.

Список литературы

  1. Абдураззакова Д.А. Повышение качества профессиональной подготовки студентов в вузе // Проблемы педагогики, 2018. № 2 (34). С. 114-115.
  2. Молодые учителя  и студенты о педагогической практике. Учительская газета», №31 от 31 июля 2007.
  3. Тогаев Г.Ш. Многоаспектный характер деятельности педагога профессионального образования // Наука и образование сегодня, 2017. № 6 (17). С. 99-100.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / Под общ. ред. проф. Л.И.Скворцова. М., 2006.
  5. Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997.
  6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2004.
  7. Шевченко Е. В. К вопросу о повышении профессиональных компетенций студентов педагогического вуза в процессе обучения и прохождения практики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -№ S11. - 0,4 п. л.