УДК 821.512.156
Асаналиева Чынара Ниязалиевна – старший преподователь кафедры Филологического и социально-экономического образования Педагогического факультета Кыргызского национального университета им. Ж.Баласагына.
Аннотация: В научной статъе доказано, что педагогическая практика призвана закрепить полученные теоретические знания, способствует профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию и самообразованию студента.
Были сделаны выводы о том, что в процессе педагогической практики формируется комплекс психолого-педагогических, коммуникативных компетенций и закрепляются умения и навыки педагогической техники и мастерства будущих учителей.
Ключевые слова: Компетенция, педагогика, психология, навыки, технологии, мастерства, профессионализм, практика, образования, формирования.
Вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения. В то же время современные социально-экономические условия общества требуют от учителя профессионализма, смысл которого во многом определяет статус личностной и социальной идентичности на последующий период после обучения.
Мы часто слышим информацию о том, что день за днем падает профессиональный потенциал педагогов, что главной причиной является малая заработная плата в системе образования. Некоторые ВУЗы выпускают каждый год огромное количество учителей, которые в действительности не соответствуют современным требованиям. А образование требует с нас реформирование системы высшего профессионального образования, повышение его качества, обязует подготовить компетентных учителей, преподователей. Цель организации практики – дать строгую систему о педагогике, научить профессионально и творчески мыслить студентов. В условиях смены традиционных методов обучения новыми методами подготовка практики к профессиональной деятельности должна быть целенаправленной. Это задачи личностно-ориентированного обучения, воспитания и формирование ценностных ориентаций личности.
Одним из эффективных и существенных факторов подготовки компетентных учителей является-педагогическая практика студентов. Процессом и результатом практики становится подготовка специалиста высокого уровня, компетентного в сфере своей профессиональной деятельности. Педагогическая практика помогает студентам не только закрепить полученные теоретические знания, но и способствует профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию и самообразованию.
Педагог Абдураззакова Д.А в своей статье подчеркивала следующее: “Для повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов кроме прочего необходимо тщательно формировать структуру и содержание педагогической практики. Она должна быть основана на принципе последовательности-задания для студентов-практикантов должны усложняться постепенно”. [1, с.114]
В связи с этим остро встает проблема подготовки профессионально компетентных педагогов, формирование которых идет на протяжении всего учебно-воспитательного процесса в вузе, но, прежде всего, в процессе педагогической практики. Здесь соединяется воедино теоретическое и практическое обучение, а результаты практики, на наш взгляд, могут служить показателем готовности студентов к профессиональной деятельности.
Педагогическая практика будущих учителей – это составная часть основной образовательной программы высшего профессионального образования. Организация практики студентов на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника. Она позволяет студентам целенаправленно практиковать ознакомительную деятельность, адаптироваться к школе как к образовательному учреждению, понять сущность и специфику профессии учителя, формировать коммуникативную культуру будущего учителя. На практике все более актуальной становится проблема взаимоотношении двух процессов: развития личности и становления профессионала. Кроме того проблема особенности процесса формирования адекватного образа будущей профессии и представлений о целях, задач и трудностях профессиональной деятельности является одним из нерешенных вопросов.
Во время педагогической практики создаются возможности формировать такие важные компетенции, необходимые будущему учителю как:
Главной особенностью содержания профессиональной подготовки педагога является ориентация на конкретную практическую деятельность. В силу этого принципиально важным является обеспечение единства теоретической и практической деятельности, её интеграции, вследствие чего должен измениться сам подход к содержанию профессионального обучения.
Сегодня мы должны выделить три момента, определяющие облик и успех современного педагога.
В конечном итоге, компетнция будущего учителя, практиканта обусловлена тем, насколько полно и разностаронне раскрывается в педагогическом общении личность учителя. Можно сделать вывод, что педагогическая практика, сильно ориентированная на потребности и интересы студентов, в конечном итоге будет давать более видимые и значительные результаты.
Список литературы