Портнов Михаил Анатольевич – студент магистрант направления «Государственное и муниципальное управление» Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Дмитрия Федоровича Устинова.
Аннотация: В данной статье рассматривается механизм регулирования региональной политики в сфере занятости населения (на примере Ленинградской области). Выявлены проблемы занятости и приведена статистика в сфере занятости населения Ленинградской области. Из существующих методов государственного регулирования занятости населения Ленинградской области используются как экономические, так и организационные. Обозначены результаты новой государственной политики в сфере занятости на современном этапе развития экономики, характеризующемся кризисными явлениями. Участие государства должно выражаться в расширении инструментов активной политики содействия занятости. Особое внимание следует уделить разработке региональных целевых программ.
Ключевые слова: Занятость населения, Ленинградская область, государственная политика, рынок труда, регулирование, безработица.
Рынок труда, как и любой другой рынок, находится под влиянием объективных рыночных законов и принципов функционирования, но из-за «человеческой» природы его компонентов, как никто другой, нуждается в государственном регулировании, целью которого является обеспечение права работать и иметь защиту от безработицы, с одной стороны, и обеспечивать рост ВВП, национального дохода, качества жизни населения - с другой.
Проблема занятости - это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность, а также уровень удовлетворения их потребностей в работе на рабочих местах. Однако не все трудоспособные люди имеют работу, и есть безработные. Особую категорию безработных составляют трудоспособные граждане предпенсионного возраста, которые еще не достигли пенсионного возраста, но по независящим от них причинам потеряли заработок и работу. Эта категория граждан является наиболее уязвимой в их социальном праве на труд, так как спрос на работу этой категории граждан со стороны работодателей невелик [2].
Занятость является одним из основных макроэкономических показателей и условий, который, с одной стороны, характеризует качество и уровень жизни в стране, а с другой - отражает эффективность социально-экономической политики действующего правительства [3]
Принимая во внимание уровень безработицы по регионам, необходимо отметить наличие значительного числа регионов с высоким уровнем безработицы и регионов, где безработица остается на прежнем уровне.
В январе 2016 года в условиях стабильной ситуации на рынке труда Ленинградской области наблюдалось незначительное увеличение предложения рабочей силы на рынке труда и снижение спроса на рабочую силу.
По состоянию на январь 2016 года безработными были признаны 723 человека, которым были назначены социальные выплаты в виде пособий по безработице.
В январе 1167 человек, обратившихся с просьбой найти подходящую работу, в том числе 689 безработных граждан, были сняты с регистрации по различным причинам.
При содействии службы занятости:
В январе 2016 года в службе занятости работали:
По состоянию на 1 февраля 2016 года в службе занятости было зарегистрировано 6238 человек, которые искали работу, что на 481 больше, чем на 1 января 2016 года–пособие по безработице назначено 723 безработным гражданам.
Ленинградская область по-прежнему входит в ограниченное число субъектов Российской Федерации, которая имеет наименьшее значение с точки зрения зарегистрированной безработицы (рис.1) [4].
Рисунок 1. Уровень регистрируемой безработицы в Ленинградской области и Российской Федерации [4].
На региональном уровне политика занятости направлена, с одной стороны, на минимизацию регионального неравенства с целью уменьшения существующего разрыва в социально-экономическом развитии регионов и снижения социальной напряженности в стране, а с другой - на формирование такой уровень и структура занятости, которые способствуют развитию региона [1].
Деятельность в сфере занятости населения Ленинградской области направлена на поддержание социальной стабильности в регионе, предотвращение роста напряженности на рынке труда, предотвращение массовой безработицы и улучшение использования трудовых ресурсов.
Из существующих методов государственного регулирования занятости населения Ленинградской области используются как экономические, так и организационные:
Реализация проектных инициатив началась в 2016 году:
Ожидаемые результаты: доля людей, нашедших работу, в числе граждан, обратившихся за помощью в поиске подходящей работы в течение года, по прогнозам, составит 70% в 2018 году, в 2030 году - 80%, уровень зарегистрированной безработицы снизится с 0,5% в 2018 году до 0,45 с 2030 года, количество занятых инвалидов в 2018 году составит 2100 человек, в 2030 году - 10 500 человек, количество вакансий на одного работника центра занятости увеличится с 40% в 2018 году до 48% в 2030 году [5].
Список литературы