Модель школы образовательных перспектив

Овчинникова Ирина Ивановна директор МАОУ «Школа №176» города Нижний Новгород.

Багина Светлана Никандровна кандидат педагогических наук, заместитель директора МАОУ «Школа №176» города Нижний Новгород.

Аннотация: В статье раскрывается структура, содержание и сущность образовательной модели современной школы, ориентированной на построение практики инновационного образования и формирование нового педагогического профессионализма. В качестве теоретико-методологической основы лежат теоретические концепции педагогических систем, посвященные различным педагогическим теориям и труды современных ученых о создании условий для культивирования коллективного творческого потенциала профессионального сообщества, где ведущим условием является тесное взаимодействие представителей педагогической науки и практики, так как данное взаимодействие является наиболее рациональным способом осмысления образовательной действительности в современных условиях и перспективой ее развития.

Ключевые слова: Образовательная модель, образовательные перспективы, практико-ориентированная наука.

Мы живем в быстро меняющемся и взаимосвязанном мире, где современные технологии, демографические сдвиги и политические преобразования имеют далеко идущие социальные и экономические последствия. Более чем когда-либо необходимо обмениваться мнениями о том, как наилучшим образом ориентироваться в будущем. На заседании Ежегодного Всемирного экономического форума в Швейцарии были сформулированы важнейшие навыки современного человека для успешного развития и реализации в жизни: решение комплексных проблем, критическое мышление, креативность, управление людьми, согласованные действия с другими людьми, эмоциональный интеллект, экспертная оценка и принятие решений, ориентация на оказание услуг, ведение переговоров и гибкость мышления. Для их формирования современная школа должна способствовать развитию компетентности обучающихся и обучающих; привлекать к развитию образования значимые сферы общественной жизни; объединять всех участников образовательных отношений, для кого важны и необходимы качественные изменения в данной области.

Изменение представлений о целях и ценностях возникли в рамках реализации национального проекта «Образование». Ключевые идеи национального проекта «Образование»: обеспечение конкурентоспособности, вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности - соответствуют новым приоритетам в образовательной сфере [3, с. 2]. Новые целевые ориентиры нашли свое отражение в стратегически важных документах: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642; Паспорт Национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. №10) и другие.

Для реализации вышеуказанных ценностей в школе необходимо изучать достижения прошлого и новейшие технологии, учить изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Современная модель школы - это модель школы возможностей и перспектив. Опираясь на теоретические концепции педагогических систем, посвященные различным теориям: «глобальному образованию» (Бердяев Н.А., Боткин М., Вернадский В.И., Соловьев B.C., Дьюи Дж.); теории самоопределения человека (Бахтин М.М., Гинзбург М.Р., Кон И.С., Маслоу А., Мудрик А.В., Тубельский А.Н., Чистякова С.Н.), а также на труды современных ученых Слободчикова В.И. и Игнатьевой Г.А. о создании условий для развития творческого потенциала всех участников образовательного сообщества, где главным условием является тесное взаимодействие представителей педагогической науки и практики, - ведется активная деятельность по разработке образовательной модели современной школы [1, с. 91].

Проектным заделом построения модели «Школа образовательных перспектив» (научный руководитель – Игнатьева Г.А., доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО) является организационно-управленческий опыт МАОУ «Школа № 176», представленный на различных уровнях, а именно: всероссийский конкурс «100 лучших школ России - 2017» и «100 лучших школ России - 2018» в номинации «Лучшая инновационная образовательная организация», всероссийский конкурс «Новаторство в образовании - 2017» в номинации «Самый успешный проект – 2017», всероссийский конкурс «Образовательная организация XXI века. Лига лидеров - 2018» в номинации «Лучшая школа для детей с ОВЗ», всероссийский конкурс на лучшую организацию внеурочной деятельности в ОО – 2019 в номинации «Система профориентационной работы с обучающимися школы», городская площадка Департамента образования администрации г. Н. Новгорода по реализации проекта «Введение инклюзии в общество» (с 2016г.) и областная инновационная площадка «Управленческая культура: взаимодействие руководителя и подчиненного» (2015г.), НИРО. Школа вошла в Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России – 2017». По итогам методической деятельности выпущены сборники статей из опыта работы администрации и педагогов школы «Формирование современной образовательной среды: поиски, пути, решения» (2018г.), «Эффективные практики достижения образовательных результатов по математике в условиях реализации ФГОС ОО» (2018г.), «Сетевое взаимодействие как основное условие повышения качества современного образования» (2019г.).

В учреждении обучаются дети всего микрорайона, в том числе одаренные и дети с ограниченными возможностями здоровья. Это школа для всех. Поэтому миссия школы заключается в обеспечении каждому обучающемуся возможности индивидуального жизнеосуществления, содействии превращению будущего как возможности в действительность путем насыщения школьной жизни образовательными событиями, которые станут причинами, средствами и условиями, порождающими актуальные связи в структуре жизненного пути, реальными ориентирами развития возможностей обучающихся.

МАОУ «Школа №176» формирует многомерное образовательное пространство перспективных возможностей развития индивидуального потенциала личности каждого школьника на основе внедрения обновленных ФГОС общего образования, гибких образовательных технологий, обеспечивающих развитие ключевых навыков 21 века, расширения участия общественности в управлении школой, как в режиме функционирования, так и в режиме развития.

Ценностными ориентациями «Школы образовательных перспектив» являются: лидерство (школа готовит лидеров не по пути конкуренции, а по пути кооперации и постоянного возрастания над самим собой), обязательный синтез науки, искусства и спорта («в здоровом теле – здоровый дух»), открытость новым тенденциям при сохранении ценности традиций и продуктивного опыта, поощрение лучших (ценность не то, что дано тебе от природы, а то, как ты используешь свой потенциал, главный смысл - мотивация на достижение персональных целей), расширение кругозора (ценность внеурочной деятельности).

Основные задачи новой программы включают:

  1. Внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.
  2. Создание условий для выявления, поддержки и развития способностей и талантов обучающихся, их самоопределения и профессиональной ориентации.
  3. Обеспечение устойчивого роста качества образования за счет поддержки непрерывного роста профессионального мастерства педагогов школы.
  4. Обновление информационно-коммуникационной инфраструктуры школы для формирования у обучающихся ценности к саморазвитию и самообразованию в условиях цифрового общества.
  5. Создание системы психолого-педагогической, методической и консультативной поддержки родителей обучающихся.
  6. Создание условий для развития наставничества, поддержки инициатив и проектов, инициируемых участниками образовательных отношений.

Ключевыми особенностями модели Школы образовательных перспектив являются открытость пространства; множественность вариантов входа и выхода; сценирование деятельностного содержания обучения; проектирование разнообразных образовательных траекторий; реализация типологии технологий сопровождения субъектов обучения; использование принципов сетевого образования и профессиональных проб [2, с. 91].

В основе модели лежит концепция жизненного проектирования, которое в условиях общего образования означает формирование способности управлять перспективой собственного развития. Жизненный проект предполагает постановку целей, отражающих личные смыслы и персональные жизненные планы. Это обучение тому, как распоряжаться жизнью, а не программировать ее по заранее заданному алгоритму.

Реализация модели решается через разработку и внедрение инновационных педагогических проектов: «Школа жизни» - проектирование событийных образовательных практик общего образования; «Траектория успеха» - проектирование системы воспитания и социализации школьников - от равных стартовых возможностей к уникальным индивидуальным достижениям; «Учительский рост» - проектирование системы непрерывного профессионального роста педагогов школы; «Диджитализация образования» - проектирование цифровой образовательной среды реализации основных общеобразовательных программ; «Школа компетентного родительства» - содействие процессу становления родительской компетентности родителей учащихся школы, обеспечивающей их активное участие в личностном развитии своих детей в условиях общественного и семейного воспитания; «Школа социальной активности» - организация добровольчества (волонтерства), развитие талантов и способностей обучающихся, путем поддержки общественных инициатив и проектов, творческой деятельности и клубного движения участников образовательных отношений.

Новизна разработанного нами концепта заключается в том, что будет разработана и внедрена в практику школы модель образовательных перспектив, отвечающая требованиям общества, задачам развития образования в Российской Федерации и учитывающая тенденции модернизации общего и педагогического образования.

Область практического использования и применения результатов инновационного образовательного проекта мы определили следующим образом: для административного состава - создание условий для формирования профессиональных компетенций в области управления и развития образовательной среды на всех уровнях образования и проведения исследований в данной области; для педагогического состава - повышение квалификации учителей по проблемам применения современных технологий посредством прохождения курсовой подготовки, участия в конференциях, семинарах, вебинарах, видеолекториях, круглых столах, переговорных площадках, деловых играх; для обучающихся - создание условий для достижения необходимого и высокого уровня готовности к учебной и внеучебной деятельности (олимпиады, конкурсы, НОУ, соревнования, социальные и исследовательские проекты); для родителей - создание системы консультирования и оказания помощи в воспитании ребенка, интеграция с родительской общественностью и социальными партнерами школы, удовлетворенность обучающихся и их родителей (законных представителей) качеством образовательных услуг и условиями обучения.

По результатам проведенного анализа образовательной деятельности определен ряд ограничений, требующих немедленного разрешения с тем, чтобы ускорить процесс инновационных преобразований: недостаточное обеспечение условий организации образовательной среды; недостаточная реализация рефлексивных механизмов управления; недостаточное мотивационное обеспечение участников управления; не для всех возрастных групп согласованы требования предмета обучения с индивидуальными возможностями обучающегося; не в полной мере использован потенциал органов ученического самоуправления. Также выявлены возможные риски при реализации образовательной модели: усиление конкуренции между школами, находящимися в том же микрорайоне; отсутствие мотивации к инновационной деятельности у части педагогического коллектива; старение педагогического коллектива школы.

Способами их преодоления является координация методического обеспечения образовательного процесса, совершенствование системы работы с педагогическими кадрами по работе с современными цифровыми технологиями, профессиональными ассоциациями и программами обмена опытом и лучшими практиками, привлечение молодых специалистов, организация наставничества.

Таким образом, образовательные инициативы обогащают педагогическую практику, обеспечивают функционирование и развитие образовательной системы. Реализация программы развития «Школа образовательных перспектив» будет способствовать укреплению имиджа учреждения, повышению конкурентоспособности в муниципальной системе образования и формированию позитивного общественного мнения.

Список литературы

  1. Игнатьева Г.А. Проектирование регионального сетевого института инновационного образования. // Интеграция образования. 2011. № 1. С. 91-97.
  2. Игнатьева Г.А., Тулупова О.В. Образовательный коворкинг как новый формат организации образовательного пространства дополнительного профессионального образования. // Образование и наука. 2016. №5 (134). С. 139-157.
  3. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 16).
  4. Слободчиков В.И., Игнатьева Г.А. Постдипломное образование педагогов: антропологическая проекция. // Человек и образование. 2014. № 3 (40). С. 13-20.
  5. Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2035 года. URL: http://strategy.dev-vps.ru.