"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки
УДК 378.172(075.8)
Абзалова Светлана Вячеславовна – кандидат биологических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета.
Ахметшин Артур Валериевич – студент Казанского государственного энергетического университета.
Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы повышения интереса и способы привлечения студентов к занятиям физической культурой и спортом.
Ключевые слова: Физическая культура, здоровье, здоровый образ жизни, спорт, физическое воспитание, физическая подготовка, мотивация.
Физическая активность играет существенную роль в правильном функционировании социума. Дисциплина «Физическая культура и спорт» создана для того, чтобы привить студентам знания о физической деятельности и её влиянии на здоровье человека.
К сожалению, в настоящее время статистикой фиксируется, что состояние здоровья подрастающего поколения заметно слабеет: всё чаще регистрируются сердечно-сосудистые и прочие хронические и инфекционные заболевания среди молодёжи; также из-за темпа современной жизни в городе активно развивается так называемый «двигательный голод».
Одним из самых уязвимых слоев общества является студенчество: оно сталкивается с такими проблемами, как большая учебная нагрузка, трудности общения с одногруппниками и преподавателями, множество незнакомых людей, непривычная обстановка для иногородних, вследствие этого нагрузка на мускулатуру уменьшается, поэтому необходимо привлекать студентов к занятиям физической культурой, ставя в приоритет политики высшего образования повышение качества здоровья.
Мотивация является важной составляющей того, чтобы начать заниматься спортом. Данное слово происходит от латинского «movere» («движение», «побуждение») – это психофизиологический процесс, который управляет поведением, задаёт его активность и организацию и в большей степени определяет образ жизни. Мотивы возникают, когда необходимо удовлетворить потребности индивидуума. Реализация всего этого даст возможность оптимальному росту и нормальному функционированию человеческого организма.
Почему мотивация заниматься отсутствует среди большинства студентов? Прежде всего, это недооценка дисциплины самими учащимися, так и принижение данного предмета в учебном заведении другими кафедрами. Вследствие этого студенты не знают воздействия нагрузки на мускулатуру, способы и методы проведений упражнений, не прививают здоровый образ жизни на протяжении всего обучения в вузе.
Исследователи говорят о том, что вышеперечисленные факторы приводят к тому, что около 60 процентов выпускников не готовы работать с максимальной отдачей, как этого требуют работодатели, которым необходимы высококвалифицированные специалисты, способные быстро приспособиться к новым условиям труда и готовые справиться с большим количеством задач.
К сожалению, не все вольны заставить себя заниматься физическими нагрузками, но каждый должен понять важность этой дисциплины и преодолеть этот сложный путь.
Процедура формирования интереса сложна и имеет множество ступеней, начиная с первых элементарных навыков и знаний гигиены и заканчивая глубокими познаниями в теории физического воспитания и интенсивными тренировками.
Следует отметить различные причины у студентов заниматься физкультурой: удовлетворённые учащиеся приходят на пары для поддержания состояния организма и саморазвития, не совсем удовлетворённые посещают занятия для получения оценки или не посещают вовсе. Некоторым физическая культура приносит целый поток положительных эмоций и является своеобразным отдыхом, а другие стремятся заниматься только определёнными видами спорта.
В Российской Федерации дисциплина «Физическая Культура и Спорт» является обязательной. Но 3 академических часа в неделю без каких-либо дополнительных самостоятельных проведений упражнений не способны приспособить организм к мышечной нагрузке должным образом, поэтому необходимо проводить занятия по физическому воспитанию при должной организации, чтобы у индивида была мотивация тренировать своё тело дома.
Для того, чтобы объективно оценить, довольны ли студенты занятиями по данной дисциплине, был проведён социологический опрос среди учащихся Казанского Государственного Энергетического Университета в количестве 143 человек.
Из результатов опроса выделяются несколько разновидностей мотивов у студентов заниматься физкультурой:
Хочется отметить, что многие жаловались на то, что место проведения занятий находится далеко от университета и что стоимость поездки до зала и обратно большая по сравнению со стипендией учащегося, а также указывали на отсутствие современного спортивного инвентаря и оборудования для тренировок и игр.
Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что для возникновения интереса у студентов необходимо:
В вопросах привлечения к занятиям огромную роль играют такие личностные качества преподавателя, как благожелательность, сочувствие, справедливость, отзывчивость, целеустремлённость. Учитель обязан следить за своим внешним видом и поддерживать себя в спортивной форме, иметь к каждому учащемуся свой подход, и самое главное – быть заинтересованным в своей работе.
Задача преподавателя – составить интересный и насыщенный урок, который несёт в себе множество полезных знаний, которые пригодятся в работе и быту. Нужно учитывать то, что не все студенты способны справиться с какой-либо поставленной задачей, ни в коем случае нельзя давить на него, иначе интерес к предмету сразу упадёт; не допускать того, что среди занимающихся есть наблюдатели, не задействованные в тренировке.
Если преподаватель справился с задачей, то учащийся будет заниматься физкультурой, получая от этого ряд положительный эмоций; он осознает, что данная дисциплина очень важна и нужна для поддержания здорового физического и психического состояния, совершенствования своего организма, а также будет готов к различным физическим нагрузкам в профессии.
Когда студент видит достижения, полученные собственными силами, он укрепит веру в пользу здорового образа жизни; он познает новое в процессе работы над собой; растёт мотивация заниматься дальше, укрепляется вера в свои силы.
Список литературы