"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки
Гагаринова Ксения Сергеевна – магистрант кафедры Государственного и муниципального управления факультета Менеджмента и сервиса Вятского государственного университета.
Аннотация: В статье обосновываются теоретические аспекты государственных механизмов регулирования рынка труда. Рассмотрена классификация основных методов и инструментов регулирования.
Ключевые слова: Регулирование, рынок труда, механизмы, инструменты, методы.
Государственное регулирование рынка труда является совокупностью различных функций управления, которые осуществляют государственные органы власти для того, чтобы сбалансировать спрос и предложение на рынке труда.
Регулирование рынка труда как процесс является сложной системой организационных, экономических и нормотворческих мер.
Государственное регулирование рынка труда выражается в разработке программ, нацеленных на создание наибольшего количества рабочих мест в государственном секторе; программ по подготовке и переподготовке рабочей силы; программ, помогающих трудоустройству рабочей силы; правительственных программ по социальному страхованию от безработицы.
Средства государственного регулирования разделяются на две группы:
Правовыми инструментами являются законодательно-правовые акты (законы и подзаконные нормативные правовые акты, к которым относятся также указы и постановления), нормативные правовые акты (распоряжения и приказы).
Государственный механизм регулирования занятости включает весь спектр методов и инструментов, используемых органами государственной власти разных уровней для достижения состояния эффективной занятости и обеспечивающих результативное функционирование рынка труда. Классификация методов регулирования приведена на рисунке 1.
Рисунок 1. Классификация основных методов и инструментов государственного механизма регулирования рынка труда.
Экономические методы направлены на формирование стимулов у участников рынка труда, корректируя при этом их поведение для достижения эффективной занятости. Государство, используя указанные инструменты, среди которых налогообложение фонда оплаты труда; предоставление налоговых льгот предприятиям, создающим и сохраняющим рабочие места; правительственные расходы на финансирование мероприятий в области содействия занятости; государственные инвестиции; государственные заказы предприятиям; субсидирование занятости, поощрение самозанятости; дотации, субвенции и субсидии субъектам Федерации и т. д., оказывает непосредственное влияние на вектор развития рынка труда.
В России нужно разрабатывать и реализовывать меры по рациональному использованию трудовых ресурсов, повышающие эффективность социального обеспечения, улучшающие качество жизни населения.
Меры регулирования рынка труда должны облегчать переход от учебы к трудовой деятельности для молодежи, поддерживать участие на рынке труда пожилых людей, содействовать интеграции мигрантов в рынки труда.
Рынок труда - многоплановая система в микро- и макроэкономике, которая во многом определяется экономической, политической, а также социальной ситуацией на региональном (государственном) уровне.
Государственное регулирование рынка рабочей силы - это совокупность целей, принципов, функций, методов, форм и инструментов, с помощью которых государство (субъект регулирования) влияет на конъюнктуру рынка рабочей силы с тем, чтобы обеспечить функционирование рынка и способствовать позитивному развитию демографии, социально-экономической, научной и миграционной сфер.
Органы государственного регулирования рынка труда стремятся к достижению рационального уровня занятости, смягчают последствия безработицы, принимают меры по соответствию структуры занятых граждан (профессиональное образование работников) структуре занимаемых рабочих мест. Высокий уровень безработицы существует в первую очередь среди молодежи. Эта проблема приобретает чрезвычайную важность в связи с усилением дисбаланса между потребностями экономики и подготовкой кадров учебными заведениями.
Перспективы решения проблем рынка труда связаны с эффективным функционированием профессионально-квалификационной и образовательной структуры спроса, изменением существующих подходов к системе стимулирования труда.
Практика показала, что необходимо совершенствовать систему профессионального образования для лиц, занятых на производстве. Национальный рынок труда зависит от профессионально-квалификационного состава рабочей силы; наличия соответствующих производительных рабочих мест с оплатой труда, которая соответствовала бы квалификационному уровню работающих; системы подготовки и переподготовки рабочих кадров и государственного регулирования этих процессов.
Большое значение для совершенствования рынка труда имеет развитие социального партнерства и социальной защиты безработных - разработка механизмов взаимодействия исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и других институтов.
Таким образом, вопросы развития эффективного рынка труда - это комплексная проблема, решение которой зависит от государственного регулирования этих сложных процессов. Структура национального рынка труда формируется в условиях региональной дифференциации развития экономики государства. Это существенно влияет на расхождения спроса и предложения рабочей силы, в частности, по профессионально-квалификационным признакам; для решения проблемы занятости нужно учитывать специфику рынка труда каждого региона. Это необходимо не только для регулирования занятости населения региона, но и для определения конкретных мероприятий, которые будут направлены на повышение экономической активности населения, решение проблем размещения и рационального использования трудовых ресурсов.
Поэтому содействие созданию рабочих мест является одним из главных направлений государственной, региональной и муниципальной политики занятости. Эта политика традиционно реализуется в условиях недостатка ресурсного потенциала для содействия полной и продуктивной занятости населения.
Список литературы