"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Сравнительно-правовой анализ применения оффшорных инструментов некоторыми категориями предпринимателей

Терехова Валентина Владимировна – кандидат юридических наук, доцент кафедры Финансового права Российского государственного гуманитарного университета.

Аннотация: В статье рассмотрен вопрос о различных офшорных инструментах, используемых предпринимателями в целях ухода от налогов. В частности, произведен правового анализ применения оффшорных инструментов средним и крупным предпринимательством в Республике Панама, как страны с одними из самых благоприятных условий для данного рода операций. Осуществлен правовой анализ Панамского законодательства, способствующего становлению и развитию такого рода противоправной деятельности, произведено сравнение с законодательством Швейцарии и выделены особенности законодательства, позволяющие определить популярность данного направления.

Ключевые слова: Компания, Панама, РФ, офшорный, организация, банковский.

В настоящее время РФ стремится исключить применений оффшорных инструментов средним и крупным предпринимательством, поскольку до принятия последних изменений в 2015 г., так называемый «Антиотмывочный закон» или точнее Федеральный закон от 08.06.2015 N 150-ФЗ, в рамках которого введено понятие контролируемые иностранные компании и контролирующие лица. В соответствии со ст. 25.13 НК РФ, иностранная организация признается контролируемой иностранной компанией при соблюдении следующих условий: организация не признается налоговым резидентом РФ; контролирующим лицом организации являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации. В качестве резидентов контролирующих деятельность иностранной организации признаются: физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов; иные контролирующие лица-организации в соответствии с ч.3 ст. 25.13 НК РФ.

Несмотря на существенные ограничения в прибыли, необходимость уплаты ряда налогов (налог на прибыль, НДФЛ), предприниматели среднего и крупного предпринимательства активно используют оффшорных инструментов, особенно в ситуации с освобождением от налогообложения, указанной в ст. 25.13-1 НК РФ, где  прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения в порядке и на условиях, установленных НК РФ, если в отношении такой контролируемой иностранной компании выполняется указанные в положениях статьи условия, к примеру: если организация является активной, то есть получает более 80% доходов от активной деятельности, которая устанавливается в ст. 309.1 НК РФ, согласно п.5 ст. 309.1 НК РФ, доходы, не указанные в пункте 4 настоящей статьи, в целях настоящего Кодекса признаются доходами от активной деятельности.

Ранние возможности оффшорных инструментов в настоящее время не могут быть применены, но возможна реализация различных схем обхода законодательства РФ, поэтому использование возможностей по регистрации фирм в оффшорных зонах достаточно актуальная и подлежит рассмотрению в рамках анализа. В том числе нельзя не отметить финансовые и банковские услуги, которые позволяют не только обеспечивать сохранность полученных в оффшоре доходов.

По мнению автора анализа, наиболее благоприятные условия предоставляются в Республике Панама. Необходимость сравнительно-правового анализ применения оффшорных инструментов средним и крупным предпринимательством в Республике Панама не вызывает сомнения, большое число зарегистрированных в республике организаций ведут деятельность на территории РФ. Приведем примеры – дело по нарушению требований пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», выразившееся в неисполнении обществом обязанности по обеспечению получения от нерезидента – компании «HELIOS LOGISTICS S.A» (Республика Панама) валютной выручки по контракту от 07.04.2014 за поставленную мороженную рыбопродукцию [2].  Дело в котором участвовали ООО «Шенкурский ДОК» (Резидент) и фирма «Сонер Трейд Корп» (Республика Панама), в рамках контракта № SONER 250615 в г. Архангельске на поставку пиломатериалов [3].

С момента создания Республики Панама в 1904 году оффшорный сектор играл важную роль в коммерческой деятельности и экономическом росте страны. Международная банковская корпорация (Citigroup) и Национальный банк были первыми, кто начал банковские операции в Панаме в 1904 году. Стратегическое географическое положение Панамы, свободное обращение доллара США, политическая, экономическая и правовая стабильность страны, качество жизни и современное банковское законодательство и нормативные акты являются ключевыми элементами привлечения международных банков в Панаму.

Согласно панамскому законодательству, доллар США свободно циркулирует в Панаме и не имеет ограничений в коммерческих и финансовых операциях. В 1982 году Банковский центр достиг своего максимального уровня благодаря работе 106 банков общих и международных лицензий с активами. Несмотря на развитую банковскую и финансовую систему, регистрация организаций в рассматриваемой республике является наиболее удобной и выгодной. Перечислим условия осуществления деятельности при регистрации офшорной компании в Республике Панама:

  1. нет налогов на офшорную деятельность;
  2. нет необходимости предоставлять бухгалтерские отчеты и другие формы отчетности;
  3. конфиденциальность владельцев гарантируется законодательно: допускается выпуск акций на предъявителя;
  4. нет необходимости в наличии оплаченного уставного капитала для офшорной компании и нет срока, когда нужно полностью его проплатить;
  5. офшорная компания в Панаме требует наличие трех номинальных директоров и акционеров;
  6. заключение от ее имени контрактов, распоряжение банковскими счетами;
  7. возможность открытия филиалов и представительств компании в офшорных зонах;
  8. право подписи от имени компании;
  9. существует требование к наличию сотрудников (глава компании, секретарь).
  10. офшорная компания должна иметь зарегистрированного агента, который должен быть местным адвокатом или юридической фирмой;
  11. регистрационный сбор за 100% освобождения от налогов - 150 долл. US, услуги номинальных акционеров (директора) и поддержание зарегистрированного офиса в Панаме - 590 долл. US;
  12. необязательно наличие печати для офшорной компании;
  13. невысокая стоимость регистрации компании.

Правовое регулирование банков и оффшорных банков в Панаме регулируется на основании  банковского права, которое основывается на Decree Law 9 of 26 February 1998, modified by Decree Law 2 of 22 February 2008 (Декрет-закон №9 от 26 февраля 1998 г. с последними изменениями от Декрета-закона № от 22 февраля 2008) [4] Для предоставления банковских услуг среднему и крупному предпринимательству действует 26 банков с возможность международной деятельности, различных услуг по операционному обслуживанию вкладов, кредитованию. Банковская система не обязывает предоставлять подтверждающие доход документы, в отличии от системы Швейцарии, где необходим ИНН и иные подтверждающие доход документы. В рамках анализа правовой деятельности Швейцарского банка HSBC Private Bank in Switzerland, было установлено, что организация обслуживает физических и юридических лиц, по проведению банковских операций, различных депозитов. При осуществлении банковской деятельности Швейцарские «оффшоры» подвержены требованиям прозрачности, директив ЕС [5].

Закон № 32 от 26 февраля 1927 года с внесенными в него поправками и широко известный как «Закон о корпорациях» в настоящее время действует в Республике Панама, устанавливает особенности регистрации корпоративных организаций для осуществления среднего и крупного предпринимательства, в том числе действует Закон Панамы «О частных интересах»№ 25 от 12 июня 1995 года, в рамках которого регулируются деятельность фондов, которые могут стать основой для хранения активов компании.

С 8 октября 2004 г. согласно Council Regulation (EC) No 2157/2001 в Европейском союзе  узаконена  новая  организационно-правовая  форма  юридического  лица  –  европейская компания (Societas Europaea далее по тексту – SE), которая не подпадает под национальное  регулирование  отдельных  стран  ЕС,  а  подлежит  регулированию  на  общеевропейском уровне [6]. Согласно ст.3 указанного регламента, SE считается публичной компанией с ограниченной ответственностью, регулируемой законодательством государства-члена, в котором она имеет свой зарегистрированный офис. SE вправе перемещать свой юридический адрес внутри ЕС без ликвидации компании по прежнему месту регистрации. Такое перемещение не повлечет ликвидацию SE или образование нового юридического лица. При этом директора,  управляющие  или  иной  административный  орган  компании  должен составить документ о перемещении офиса и опубликовать его в открытой прессе.  При анализе европейского опыта организации оффшоров, Е.С. Хорошаев отмечал европейский юрисдикции, которые можно использовать: Гибралтар (для получения лицензий страховщика, казино, электронной платежной системы); Джерси (для размещения IPO); Люксембург (для доверительного управления и защиты активов) [1, c. 56].

В заключение необходимо определить – применение оффшорных инструментов средним и крупным предпринимательством основывается на поиске возможностей обхода законодательства РФ и получения финансовых и банковских услуг в наиболее благоприятных оффшорных зонах, позволяющих вести их деятельность в РФ.

Список литературы

  1. Хорошаев Е.С. Правовое регулирование оффшоров и особенности их функционирования в Евросоюзе // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 4 «Правоведение». 2014. № 6 (184). С.55-65.
  2. Решение от 11 сентября 2017 г. по делу № А24-3582/2017 Арбитражный суд Камчатского края  // Судебные и нормативные акты РФ URL: http://sudact.ru/arbitral/doc/6Tx0ZrCVtiUu/ (дата обращения 01.03.2019).
  3. Решение от 22 декабря 2017 г. по делу № А05-13846/2017 Арбитражный суд Архангельской области  // Судебные и нормативные акты РФ URL: http://sudact.ru/arbitral/doc/v6lEGuvvfAbp/ (дата обращения 01.03.2019).
  4. Decree Law 9 of 26 February 1998, modified by Decree Law 2 of 22 February 2008 // Superintendency of Banks of Panama  URL: https://www.superbancos.gob.pa/superbancos/documents/laws_regulations/laws/blaw.pdf (дата обращения 02.03.2019).
  5. Transaction Banking (Deposit Accounts)  // HSBC Private Bank 2019  URL: https://www.hsbcprivatebank.com/en/bank/transactional-banking (дата обращения 01.03.2019).
  6. Council regulation (EC) No 2157/2001 of 8 October 2001 on the Statute for a European company (SE) // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/GA/TXT/?uri=CELEX:32001R2157 (дата обращения 01.03.2019).

Интересная статья? Поделись ей с другими: