"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Использование электронных средств слежения в отношении поднадзорных лиц в Республике Казахстан

Шаймердинов Ильяс Талгатович – магистрант университета «Туран-Астана» (г.Нур-Султан, Республика Казахстан).

Аннотация: В статье рассмотрена проблема совершенствования форм и методов контроля за лицами, в отношении которых применяется ограничение свободы, поднадзорных и условно-досрочно освобожденных лиц, в части использования электронных средств слежения.

Ключевые слова: Исполнение наказаний, мера пресечения, гуманизация, электронный мониторинг.

Аннотация: Мақалада электрондық бақылау құралдарын қолдану тұрғысында бас бостандығын шектеу, бақылауға алынған және шартты түрде босатылған тұлғаларға бақылау жасаудың нысандары мен әдістерін жетілдіру проблемасы қарастырылады.

Түйінді сөздер: Жазаны орындау, алдын алу шаралары, гуманизациялау, электрондық мониторинг.

Лидер нации Нурсултан Назарбаев поручил принять необходимые меры по системному выходу Казахстана из числа 50 стран, лидирующих по индексу тюремного населения.

Для реализации этих мер, новым уголовным законодательством Республики Казахстан предусматривается лояльность уголовного наказания, направленного на гуманизацию мер при принятии процессуальных решений, а именно:

Согласно требованиям статьи 7 Закона Республики Казахстан «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», а также статьями 169 и 172 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан в отношении лиц, за которыми судом устанавливается административный надзор и условно-досрочно освобожденными, судом могут быть применены ограничения в полном объеме или раздельно, в зависимости от образа жизни, поведения в семье и по месту жительства.

Цели и задачи системы электронных средств слежения

Цель:

Информационное взаимодействие и аналитическая поддержка принятия решений на основе современных методов и технологий.

Задачи:

Прямые и конечные результаты

Прямые результаты

Выпуск конечной продукции (средства электронного слежения) – с максимальным казахстанским содержанием. В программном обеспечении 100% казахстанского содержания (должны быть предоставлены исходные коды), в аппаратной части не менее 60% (должна быть предоставлена конструкторская информация по СЭСС, электронные печатные платы и сборка корпуса должны производиться на территории Республики Казахстан);

Конечные результаты

Сокращение времени на поиск информации и оптимизация рабочего времени сотрудников. В случае внедрения системы электронных средств слежения, проведение проверок сократится до 60 709,6 человеко-часов, в процентном соотношении на 83,3%.

Оперативное реагирование на допущенные нарушения установленных ограничений лицами, подпадающих под электронный мониторинг – 100%;

В настоящее время имеется ряд документов, определяющих гуманизацию уголовного законодательства и усиление гарантий законности в уголовном процессе, так же предусматривается возможность использования электронных средств слежения за осужденными к ограничению свободы, условно осужденными, условно-досрочно освобожденными, поднадзорными (подозреваемые, подсудимые), а также лицами, за которыми установлен административный надзор.

Действующим в 2016 году уголовным законодательством Республики Казахстан предусмотрено 10 видов уголовных наказаний, попадающих под электронный мониторинг.

Только за 2015 год по учету проходили более 47 тысяч осужденных к наказаниям и иным мерам уголовно-правовой ответственности, не связанным с изоляцией осужденного от общества.

При этом работу с осужденными данной категории осуществляют 1418 сотрудников городских и районных служб пробации Комитета уголовно-исполнительной системы, Комитета административной полиции. В среднем на одного инспектора в год приходится 20-50 осужденных (в зависимости от их местонахождения – город, район).

Так, в соответствии с приказом Министра внутренних дел от 15 декабря 2015 года №1026 «Об утверждении нормативов нагрузки и штатной численности сотрудников и работников органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы и военнослужащих Национальной гвардии Республики Казахстан» нагрузка на одного сотрудника городских служб пробации составляет 50 дел, а в районных службах пробации – 40 дел, состоящих на учете служб пробации.

Существующая практика приводит к тому, что осужденный к ограничению свободы, поднадзорный или условно-досрочно освобожденный, за исключением периодических проверок по месту проживания, не находится под должным контролем, в результате чего ситуация может привести к полной потере контроля за лицами, указанной категории. Процесс гуманизации должен проходить не в ущерб безопасности граждан, а, наоборот, с повышением уровня безопасности, снижения уровня социальной напряженности и увеличения прозрачности уголовно-исполнительной системы.

Выполнение следующих предписаний суда, не может быть проконтролировано должным образом (согласно Уголовному кодексу Республики Казахстан):

В настоящее время электронный мониторинг лиц, в отношении которых применяется ограничение свободы, поднадзорных и условно-досрочно освобожденных лиц не производится.

В случае реализации проекта без применения электронных средств слежения, потребуются существенные материальные затраты на выделение в Службы пробации дополнительных штатных единиц: инспекторов для наблюдения за лицами, осужденными к ограничению свободы, обеспечение их помещением, транспортом и оргтехникой.

В среднем для осуществления проверки по месту жительства, работы одного лица, состоящего на учете Службы пробации и Комитета административной полиции сотрудник затрачивает 55 минут. Согласно проведенного хронометражного исследования при личном составе 1 348 сотрудников Служб пробации по республике на проведение вышеуказанных проверок лиц, состоящих на учете (подпадающих под электронный мониторинг), затрачивается 364 257,63 человеко-часов. Внедрение СЭСС положительно скажется на производительности сотрудника, а также позволит оптимизировать и скорректировать служебную деятельность, автоматизируя рабочий процесс. В случае внедрения системы электронных средств слежения проведение проверок сократится до 60 709,6 человеко-часов, в процентном соотношении на 83,3%.

Заключение

В настоящее время пресечение нарушений осужденных, без использования специализированных средств, не представляется возможным. Учитывая наличие возложенных функциональных обязанностей, сотрудник Службы пробации физически не способен провести проверки по месту жительства и работы всех осужденных, состоящих на учете

На основании выше изложенного можно сделать вывод о высокой социально-экономической необходимости реализации проекта внедрения электронных средств слежения.

Список литературы

  1. Указ Президента Республики Казахстан от 17 августа 2010 г №1039 «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан».
  2. Единый государственный план действий по переходу на новую модель уголовного закона и уголовного судопроизводства, усовершенствованные законодательство об административных правонарушениях и систему исполнения уголовных наказаний, утвержденный Распоряжением Президента Республики Казахстан от 9 апреля 2014 года.
  3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 ноября 2014года №1180 «Об утверждении перечня электронных средств слежения, используемых службой пробации уголовно-исполнительной системы и сотрудниками полиции органов внутренних дел Республики Казахстан».
  4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2014 года № 1369 «Об утверждении Правил, условий и оснований применения электронных средств слежения».