"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки
УДК 740
Специфика и особенности духовной безопасности кыргызского народа
Кедейбаева Жамал Арстаналиевна – кандидат философских наук, доцент Ошского технологического университета имени академика М.М. Адышева.
Тилекова Уулкан Кушбаковна – преподаватель Ошского государственного университета.
Аннотация: Наличие серьезных угроз и рисков обусловливает актуальность обращения к проблеме сохранения духовной безопасности. Сложность этой проблемы нам видится в том, что концепция и традиция либерализма предполагают неограниченное и спонтанное саморегулирование духовной жизни общества, отсутствие каких-либо институциональных ограничений последней. В этом смысле тенденции и влияния, которые несет с собой для Кыргызстана глобализация и которые, вне сомнения, составляют угрозу ее национальной идентичности, также являются элементом духовной свободы и культурного взаимообмена.
Ключевые слова: Мировая, глобализация, возникновение, современная, процесс, политика.
В первую очередь это касается духовной безопасности общества как составляющей всего комплекса национальной безопасности. Само это понятие еще находится в процессе формирования и концептуализации. Его введение в научный оборот обусловлено главным образом потребностью реформированного общества в стабилизации и самосохранении не только в экономико-производственном плане, но и в плане поддержания и развития национальной, культурной и социальной макроидентичности.
Таким образом, осознание обществом и элитой проблем духовной безопасности можно рассматривать как обязательную составляющую сохранения национального суверенитета и культурной идентичности, преодоления посттрансформационного социокультурного кризиса, дальнейшего движения по пути социальной и политической модернизации.
И проблема заключается в нахождении разумного и продуктивного компромисса – такой модели институционализации духовной безопасности общества, которая бы оптимально соответствовала представлениям о свободе духовной самореализации и межкультурного взаимодействия. Необходимо учитывать и действие духовных факторов, которые прежде по марксистской традиции недооценивались, рассматриваясь всего лишь как вторичные, производные от экономики явления общественной жизни. В этой связи можно и нужно ставить вопрос о специфических рисках и угрозах духовной сферы, возникших в результате деидеологизации общества и критики традиционных ценностей. Именно поэтому мы рассматриваем духовную безопасность как подсистему национальной безопасности: духовное неблагополучие и разложение, перевес потребления над созиданием, политическая и идейная индифферентность, некритически воспринимаемые информационные влияния угрожают самому существованию и воспроизводству общества, его устойчивому развитию, сохранению и передаче новым поколениям во всем объеме его традиционной культуры, угрожают самой национальной идентичности.
Современное общество, как сложная динамическая система, состоит из различных сфер: духовной, экономической, политической и социальной, которые органично синтезируют как материальные, так и духовные отношения. Актуальность вопроса, связанного с духовной сферой общества, вызвана объективными причинами, так как духовная безопасность включает в себя моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения. Духовная сфера удовлетворяет потребность человека в самореализации, самоутверждении, при доминировании истины, добра, справедливости, красоты, в процессе актуализации процесса постоянного нравственного совершенствования как человека, так и общества. Духовная безопасность базируется на определенных гносеологических принципах: историзма (эволюционизма), синергетизма, целостности, аксиологичности, так как духовная культура синтезирует, социально-политические трансформации, социокультурную динамику и ментальный опыт, с учетом многомерных процессов экономической модернизации, происходящей в современном обществе. Сегодня во многих государствах продолжается активный поиск оптимальных мер вмешательства государственной власти в сферу безопасности, особенно, если это касается духовной безопасности. Духовная безопасность современного общества органично включает в себя историю, политику, право, менталитет народа, социокультурную доминанту, религиозный аспект, политическую культуру, которая является неотъемлемой частью духовной культуры.
В современных условиях особое значение имеют такие факторы, как кризис государственной идеологии, разрушение или деформация ценностной системы и, как следствие, отсутствие критериев адекватной оценки информационных воздействий, имеющих пропагандистский характер; появление целого арсенала новых средств воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание, в том числе новых технологий и форм подачи информации СМИ; ослабление влияния национальных и культурно-исторических ценностей и традиций Кыргызстана и усиление влияния на общественное сознание западной массовой культуры, чуждых культурно-историческим традициям или экстремистских религиозных течений; ослабление роли важнейших социокультурных институтов государства – науки, образования, воспитания и культуры.
Список литературы
- В.И.Чуешов. Введение в современной философии Минск 1997.
- Гулыга А. Дух и духовность // Диалог. 1991. № 17.
- Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. М., 1981;
- Духовность // Словарь по этике. М., 1989. С. 87.
- Зеличенко А. Психология духовности. М., 1996.
- Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. М., 1996.
- А.Г.Спиркин. Философия. Москва.,2004.
- Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. 1992. № 12.
- Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
- Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен //Социально-политический журнал. - 1997.-№ 3.