"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Обзор изменений в российском законодательстве о предоставлении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций

Терещенко Юлия Сергеевна – студентка факультета Дистанционного обучения Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.

Аннотация: Актуальность данной темы обусловлена необходимостью своевременного оповещения бухгалтеров и аудиторов об изменениях в российском законодательстве по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Ключевые слова: Бухгалтерская отчетность, финансовая отчетность электронная подпись, налоговый орган, аудиторское заключение, состав бухгалтерской отчетности.

В последнее время в российском законодательстве активно проходят изменения и одно из обновлений коснулось бухгалтерской (финансовой) отчетности. Основные изменения Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», которые вступают в силу с 01.01.2020 года, относятся к:

  1. составлению бухгалтерской отчетности организации;
  2. изменению порядка представления организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности;
  3. составу годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  4. последствиям за непредставление бухгалтерской финансовой отчетности за 2018 год;

1. Изменения в составлении бухгалтерской отчетности организации.

Как следует из дополненной статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» с 1 января 2020 года бухгалтерская отчетность может быть составлена на бумажном носителе и в электронном виде, который должен быть подписан электронной подписью. Организация вправе сама выбирать в каком виде ей составлять бухгалтерскую отчетность, так как независимо от того в каком виде составлена отчетность, она все равно является официальной отчетностью организации [ст.13, 3].

2. Изменение в порядке представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности организациями.

В связи с изменениями, организации обязаны предоставить годовую отчетность теперь в один адрес и в зависимости от вида деятельности, этим адресом будет являться ФНС России или Банк России.

Раньше, организации, обязанные составлять бухгалтерскую отчетность, предоставляли ее в орган государственной статистики и налоговой орган. Теперь эти организации будут передавать свой экземпляр годовой бухгалтерской отчетности только в налоговый орган по месту своего нахождения и в следующем порядке: в виде электронного документа через оператора электронного документооборота не позднее трёх месяцев после окончания отчетного периода (не позднее 31 марта года, следующего за отчетным).

В случае, если организация подлежит обязательному аудиту, то вместе с отчетностью прикладывается аудиторское заключение по ней и передается вместе в налоговый орган.

Новый порядок предоставления бухгалтерской отчетности вступает в силу, начиная с бухгалтерской отчетности за 2019 год, но субъекты малого предпринимательства могут представлять отчетность в электронном виде, начиная с годовой отчетности за 2020 год.

3. Изменения в составе годовой бухгалтерской отчетности

Ст. 14 закона № 402 – ФЗ устанавливает состав годовой бухгалтерской отчетности, которая состоит из

  1. бухгалтерского баланса;
  2. отчета о финансовых результатах;
  3. приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах [ст.14, 3].

В свою очередь к приложениям относятся отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Формы отчетов представлены в приложениях к приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». В приказе установлено, что организации сами определяют детализацию показателей по статьям учета [5].

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах оформляются в табличной и (или) текстовой форме.

Пояснением не является, а значит и не входит в состав бухгалтерской отчетности информация, информация, которая сопутствует бухгалтерской отчетности (VIII ПБУ 4/99), то есть:

  1. динамика важнейших экономических и финансовых показателей организации за определенный промежуток времени;
  2. план развития организации;
  3. предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения организации;
  4. деятельность организации в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  5. природоохранные мероприятия и пр.

Перечисленные пункты не должны быть в бухгалтерской отчетности, то есть от бухгалтерской отчетности она должна быть обособлена.

В формах бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах предусмотрена специальная графа "Пояснения". В этой графе даются ссылки на пункты пояснения, раскрывающие информацию о данных, отраженных по соответствующей статье баланса (отчета о финансовых результатах).

Сроки утверждения организациями годовой отчетности для акционерных обществ - в сроки, установленные уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. Для обществ с ограниченной ответственностью - в сроки, установленные уставом общества, но не ранее двух и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года.

Необходимо заметить, что в Пояснениях должна быть фраза: «Настоящая годовая бухгалтерская отчетность составлена в соответствии с правилами составления бухгалтерской отчетности, установленными в Российской Федерации».

Формы бухгалтерского баланса для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью разобраны, но также был рассмотрен состав бухгалтерской отчетности организаций с упрощенными способами ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с п. 6 Приказа N 66н " организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе [п.6, 5]:

1. в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

2. в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Упрощенная отчетность может состоять только из упрощенного баланса и отчета о финансовом состоянии и Пояснений к ним [7].

4. Последствия за непредставление бухгалтерской финансовой отчетности за 2018 год

За несвоевременное представление, предоставление в неполном или искаженном виде) обязательного экземпляра годовой отчетности и аудиторского заключения в органы государственной статистики виновное лицо несет административную ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ. Статья предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц - от 300 до 500 рублей; на юридических лиц - от 3000 до 5000 рублей [ст. 19.7, 2].

В соответствии с подпунктом 5 п.1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Аудиторское заключение представлять в налоговый орган не требуется [ст.23, 1].

Ответственность за нарушение сроков представления отчетности предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ. Санкция за совершенное правонарушение установлена в размере 200 руб. за каждый не представленный в срок документ, который должен входить в состав бухгалтерской отчетности [ст.126, 1].

За нарушение срока представления бухгалтерской отчетности в налоговый орган должностные лица организации могут быть привлечены к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 15.6 КоАП. Сумма административного штрафа, подлежащая взысканию в этом случае, составит от трехсот до пятисот рублей [ст. 15.6, 2].

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ статья 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» дополнена частью 6, вступившей в силу с 1 октября 2016 г.

Согласно ч. 6 ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Это обязанность возлагается на заказчика аудита. В реестр вносятся следующие сведения: аудируемое лицо, идентифицирующие аудируемое лицо данные (ИНН, ОГРН, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименование аудитора, идентифицирующие аудитора данные (ИНН, ОГРН, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии)[ст.5, 4].

Также должен указываться перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, период, за который она составлена, дата аудиторского заключения, мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если такие сведения составляют государственную или коммерческую тайну.

Сведения должны быть внесены в Реестр в течение трех рабочих дней с даты аудиторского заключения (п. 9 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).

Лицо, осуществляющее внесение сведений в Реестр, подписывает информацию в электронной форме, включающую в себя соответствующие сведения, электронной подписью (п. 5 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).

Ответственность за невнесение, несвоевременное внесение сведений в реестр установлена частями 6-8 статьи 14.25 КоАП [ст.14.25, 2]:

  1. несвоевременное представление сведений влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 рублей;
  2. непредставление или представление недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей;
  3. повторное совершение такого административного правонарушения, как непредставление или представление недостоверных сведений, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 тысяч до 50000 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

Ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ) [ст. 15.11, 2]:

  1. штраф на должностных лиц с 2000-3000 до 5000 – 10000 руб.;
  2. введены меры ответственности за повторное нарушение в виде штрафа от 10000 до 20000 руб. или дисквалификации на срок от 1 до 2 лет;

Так же к грубым нарушениям, кроме искажения любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов, отнесены:

  1. регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
  2. ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
  3. составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
  4. отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Срок давности для привлечения к ответственности 2 года со дня совершения правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года (п. 1 ст. 29 Закона N 402-ФЗ).

Годовая бухгалтерская отчетность хранится постоянно, аудиторское заключение 5 лет.

Минфин России ежегодно на своем сайте публикует информацию, в которой указывается, в каких случаях должен проводиться обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности. Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год приведен в информации Минфина России "Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год (согласно законодательству Российской Федерации)", опубликованной 23.01.2019.

Проделанный обзор изменений в предоставлении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций позволил скоординировать порядок действий бухгалтеров в предоставлении бухгалтерской отчетности в связи с изменениями в законодательстве и оповестил о возможных последствиях, санкциях, за непредставленную по правилам бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2)
  2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2019)
  3. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
  4. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "Об аудиторской деятельности"
  5. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 19.04.2019) "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18023)
  6. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год (приложение к письму Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01;
  7. Информации Минфина РФ от 25.04.2013 г. "Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства".
Интересная статья? Поделись ей с другими: