"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Изменение духовных ценностей современной молодежи Кыргызстана

Ишеналиев Кайрат Рысбекович – студент Института механики и машиностроения Поволжского государственного технологического университета.

Аннотация: Статья посвящена проблеме духовных ценностей молодежи Кыргызстана и постсоветских государств. Рассматриваются этапы становления духовных ценностей и приводятся примеры. Насколько изменились ценности молодежи, и какие они сейчас.

Ключевые слова: Духовные ценности, эпос «Манас», проблема молодежи, современное общество.

В проведенных ряде социологических исследованиях в Кыргызстане и в постсоветском пространстве в период социальной трансформации конца ХХ – начала XXI века, изменения ценностных ориентаций молодежи объясняется как переход от традиционных ценностей к современным. Кыргызстан в этом плане пережил три этапа становления духовных ценностей:

  1. Традиционный – относится к до советского периода. Здесь преобладают исторические ценности, основанные на традициях и ветах культурного наследия эпоса «Манас», и позже добавленных традиций ислама.
  2. Социалистический – здесь же характерна марксистко-ленинская идеология морали.
  3. Современный – этот этап представляет из себя разнообразие ценностей, во многом ориентированных на запад.

Конечно же ценности наших предков не канули в прошлое, а наоборот смешались в единую группу ценностей. Отсюда возникли противоречия из-за столкновения «старых» и «новых» ценностей. Рассмотрим некоторые из них.

Ценностные нормы кыргызского народа с древних времен складывалась на традициях. Большая часть этих традиций и обычий описываются в трилогии эпосов «Манас», «Семетей» и «Сейтек». В эпосе «Манас» связываются этические нормы как ум, терпение, совесть, терпение и порядочность, отраженные в образах четырех героев эпоса: Манас, старый советник Бакай, жена Каныкей и Алмамбет. Также кроме общепринятых ценностей, которые описанны в эпосе (здоровье, трудолюбие, душевная открытость, гостеприимство, щедрость и т.д.), выделяются родовой уклад, связь человека с родиной, значение ребенка, как продолжателя рода. Родословная же это как духовная опора, определяющая самосознание его представителей.

С внедрение ислама в кыргызскую культуру сформировались новые ценности, основанные на предписании Корана, в числе которых пять заповедей: исповедание веры, чтение молитв, соблюдение поста, раздача милостыни и паломничество к святым местам. В результате в культуре кыргызов основными регулирующими факторами стали шариат и адат. Шариат повлиял на образование наказаний и юридических норм кыргызов, а адат урегулировал семейный кодекс и хозяйственную жизнь людей. В процессе исторического развития в обществе Кыргызстана сформировалась самобытная система ценностей, в результате смешения традиций кочевой культуры и мусульманства.

Система ценностей в советский период имела несколько делений: ценности жизни и культуры, и ценности материальные и духовные. На основе марксистко-ленинской философии разрабатывалась на государственном уровне политика воспитания и развития советской молодежи. Так, в одном из доклада от 1 октября 1968 г. «О 50-летии ВЛКСМ и задачах коммунистического воспитания молодежи» было озвучено постановление Центрального Комитета КПСС: «Комсомол, советская молодежь призваны и впредь вносить весомый вклад в укрепление экономического могущества Родины, дальнейшее развитие социалистического общества, науки, техники и культуры. Юноши и девушки должны ясно сознавать, что строительство коммунизма невозможно без глубокой марксистско-ленинской закалки, без практической борьбы за научно-технический прогресс…». Ценности советской молодежи в тот период складывались в условиях идеологической борьбы коммунизма и капитализма. Имеется ввиду, что моральные ценности молодежи должны были равняться с идеями государства.

В противовес этому этические нормы постмодерна предполагает ценности, как: свобода, индивидуализм, профессионализм и автономия личности. Глядя на Запад, можно сказать, что постмодернистские ценности по-своему становятся традиционными. Эпоха глобализации, в которой мы живем, дала появление понятия «глобальная цивилизация», вместе с которой возникли глобальные нравственные проблемы.

Сочетание в нравственности современного общества Кыргызстана ценностей всех трех периодов обусловлено социальными изменениями, произошедшими за последние двадцать лет. При отказе от марксистско-ленинской идеологии возникла неопределенность и растерянность, при которой представлялось сложным составить приемлемую для всей страны единую ценностную систему, которую бы приняло общество единогласно. Современная молодежь в большинстве своем стала равнодушной к политике государства, равно как и к предлагаемым государством способам прививания духовных ценностей. После распада Советского Союза и резкого падения авторитета государственной власти в результате всеобщего обнищания и развала экономики, постсоветская молодежь устремилась к образцам лучшей жизни, которую они видели на примере Запада. Практические ценности стали основой формирования духовного мира молодежи постсоветского периода. Возникло желание жить как на Западе. Образ обеспеченной семьи, стабильной работы с хорошей зарплатой, стал ориентиром формирования ценностей, а вместе с этим, и принятие духовно-нравственных ценностей Запада. Однако, в вопросах духовных ценностей Запад далеко не идеал, о чем писал Ортега-и-Гассет: «Европа утратила нравственность. Прежнюю массовый человек отверг не ради новой, а ради того, чтобы, согласно своему жизненному складу, не придерживаться никакой». Обратной стороной этого процесса стало возникновение в наше время равнодушия к основам цивилизации. В сравнении с ценностями молодежи советского периода, основанными на гордости за достижения науки и техники, у современной молодежи наблюдается ориентирование на ценности потребительства, а достижения науки и техники вызывают не гордость, а отношение к ним как к чему-то в порядке вещей. Слишком легко стали доступны многие блага цивилизации, от чего утратилось чувство гордости за эти достижения.

Ценности человека напрямую связаны с его жизнедеятельностью, начиная от способов выживания древнего человека, и заканчивая способами объединения и взаимодействия общества как единой целостности людей, претерпевающие смену исторически актуальных ценностей общества. Такие перемены всегда ощутимы для общества, особенно в лице молодежи. Современная молодежь Кыргызстана является наследницей переходного периода, который затянулся на долгое время. В переходный период происходит нарушение и разрушение прежде господствовавшей единой системы ценностей, т.е. распад на множество культурно-ценностных установок и плюрализация ценностных систем в духовной сфере общества. В равной степени в обществе проявлялись тенденции наследия патриархальных традиций, советской морали и стремления к «новому», вызванному политикой открытости и глобализации. Возникла необходимость стабилизировать общество на патриотических и нравственных основах, вбирающих в себя всего понемногу в связи с отсутствием им достойной замены. Особую роль в этом сыграло возрождение религии, как одного из факторов, регулирующих нравственный устой общества. Вопрос трансформации духовных ценностей молодежи Кыргызстана имеет схожие черты со странами постсоветского пространства, но и отличается ввиду уникальности своей истории и культуры. Модели искусственного формирования современной ценностной системы оказываются несостоятельными, поскольку на нынешнем этапе, этот процесс протекает самостоятельно, хаотично, и изменяет свои направления под влиянием внешних факторов, но сохраняет корень своей самоидентичности, вбирающей в себя аспект национального и религиозного фактора.

В этом смысле для Кыргызстана характерны такие тенденции как: вопрос национального выражен также ярко, как и вопрос региональности, рода и т.д., например, разделение на «южных» и «северных», что видно даже в разнице менталитетов представителей обеих сторон. Так, например, социологические исследования показали, что на региональном уровне выражены ценности этноцентристского характера, проявляющиеся двояко: с одной стороны эта тема не поднимается во избежание конфликта, с другой же – высказывания на эту тему довольно агрессивны, и эта двоякость разделения мнений по этническому вопросу в большинстве своем превалирует среди вторых (т.е. агрессивных).

Вопрос религиозного выражен не меньше ввиду усилившейся со времен независимости в большей степени исламизации представителей местного этноса, в меньшей – христианизации населения, и попыток «возвращения» в некое тенгрианство.

По проблеме ценностей среди молодежи Кыргызстана исследования проводились неоднократно. На момент 2009 года выяснилось, что особого разрыва в представлениях о ценностях между старшим и молодым поколением не наблюдается, чего не могу сказать о нынешнем времени. Так, по вопросам таких ценностей как, безопасность, конформность, традиции, благожелательность, универсализм и власть, мнения старших и молодых кыргызстанцев совпадают в положительной оценке. Несколько более выражен разрыв по вопросам достижений, самостоятельности, открытости к изменениям и этическому учению в пользу молодежи.

Список литературы

  1. Анисимов С. Ф. «Духовные ценности: производство и потребление», 1988.
  2. Комсомол - помощник партии в развитии культурно-просветительной работы на селе (1946-1950 гг.). (На материалах партийных и комсомольских организаций РСФСР). URL: http://cheloveknauka.com/komsomol-pomoschnik-partii-v-razvitii-kulturno-prosvetitelnoy-raboty-na-sele-1946-1950-gg-na-materialah-partiynyh-i-komso (дата обращения: 05.06.2019).
  3. Абрамзон С.М. «Киргизский героический эпос «Манас» как этнографический источник», 1968.