"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

УДК 93/94

К вопросу выработки государственной политики по борьбе с голодом до XIX в.

Шель Татьяна Алексеевна – кандидат политических наук, доцент кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин Московской академии Следственного комитета Российской Федерации.

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос выработки эффективной государственной политики по борьбе с голодом до XIX в., который в истории Российского государства был актуален в различные временные периоды, зачастую сопровождающиеся состоянием острого социально-экономического кризиса, на предотвращение которого были направлены правительственные меры.

Ключевые слова: Голод, государственная политика, правительственные меры, борьба с голодом.

С самого зарождения жизни на планете земля для всех живых организмов еда является обязательным условием существования и дальнейшей эволюции. Человечество также стремится обеспечить себя и своё потомство, свой род пищей, т.к. потребность в питании является одной из базовых, жизненных, физиологических потребностей людей, без удовлетворения которой человек не сможет жить и существовать, а результатом голода может стать прекращение нормальной жизнедеятельности организма и летальный исход.

С древнейших времён хорошо известна русская пословица «Хлеб — всему голова». Значение хлеба в жизни населения в России очень велико. Без него не обходился и не обходится ни один прием пищи. Хлеб с древнейших времен считался основой питания людей в нашем государстве, поэтому заготовка хлебных запасов и иных продовольственных запасов, а также в том числе достаточное обеспечение ими людей в государстве является одним из важнейших стратегических приоритетов в социальной политике любого правительства.

Актуальность обеспечения населения в России хлебом была обусловлена ещё и тем, что случавшиеся с определенной периодичностью засухи и в силу других климатических проблем (морозы, дожди и т.п.) неурожайные годы вызывали голод, зачастую сопровождающийся социально-экономическими и политическими кризисами. Так, например, голодные годы отмечаются в летописи с XI века и повторялись несколько раз в столетие. Известный историк Н. М. Карамзин в своей работе «История государства Российского» описывает один из сильнейших голодных периодов 1230 г., сопровождавшийся эпидемией чумы, следующим образом: «Жестокий мороз 14 сентября побил все озими; Между тем голод и мор свирепствовали, цена на хлеб сделалась неслыханная: За четверть ржи платили уже гривну серебра или семь гривен кунами. Бедные ели мох, жёлуди, сосну, ильмовый лист, кору липовую, собак, кошек и самые трупы человеческие; некоторые даже убивали людей, чтобы питаться их мясом: но сии злодеи были наказаны смертию. Другие в отчаянии зажигали домы граждан избыточных, имевших хлеб в житницах, и грабили оные; а беспорядок и мятеж только увеличивали бедствие. Скоро две новые скудельницы наполнились мёртвыми, которых было сочтено до 42 000; на улицах, на площади, на мосту гладные псы терзали множество непогребённых тел и самых живых оставленных младенцев; родители, чтобы не слыхать вопля детей своих, отдавали их в рабы чужеземцам. «Не было жалости в людях, — говорит Летописец: — казалось, что ни отец сына, ни мать дочери не любит. Сосед соседу не хотел уломить хлеба!» Кто мог, бежал в иные области; но зло было общее для всей России, кроме Киева: в одном Смоленске, тогда весьма многолюдном, умерло более тридцати тысяч людей» [3].

Особенно XVII век отмечен большим количеством голодных лет. Начало данного столетия ознаменовалось страшным голодом в 1601-1603 гг., выпавшим на период правления царя Бориса Годунова, которые охарактеризовались ещё и сильнейшим социально-экономическим кризисом. В истории данные годы вошли под названием «Великого голода». В 1601 г. неблагоприятные метеоусловия в виде сильных проливных дождей, а затем и рано ударившие в сентябре морозы привели к неурожаю, который повторился и в последующий год. Ситуация осложнялась вспышками восстаний, а также сыграло свою роль, что многие видели в этом расплату, некую кару за якобы причастность Бориса Годунова к загадочной смерти царевича Дмитрия.

Если говорить о реальной обстановке в это время, то наблюдалась следующая картина происходящего: многие купцы воспользовались продовольственным дефицитом, в разы увеличились стоимость хлеба и зерна. В связи, с чем Борис Годунов приказал установить единую государственную цену на хлеб, которая была почти вдвое меньше той, по которой отпускали хлеб торговцы и купцы, и определена норма хлеба при продаже на одного человека. Те торговцы, которые нарушали данные установки, подлежали тюремному заключению и штрафу, но при этом прибыль не конфисковалась. А некоторых купцов при несоблюдении этого царского указа могли даже высечь кнутом.

В некоторых районах государства в 1601-1602 гг. временно был восстановлен Юрьев день, кроме боярских землевладений и богатых московских дворян, высшей приказной бюрократии, землевладельцев столичного Московского уезда (также временно восстановлен в 1602 г.), патриарха Иова, епископов и монастырей, а также для дворцовых и черносошных земель. Восстановление Юрьева дня касалось в основном только средних и мелких помещиков.

Также в качестве профилактической меры Борис Годунов организовывал раздачу денег нуждающемуся народу, был произведен розыск зерна, в том числе раздавал царские запасы. Эффективность данных мер в условиях глубокого кризиса была весьма неоднозначной, но данный опыт послужил хорошим уроком для предотвращения аналогичных ситуаций в будущем, а также заставил обратить внимание властей на выработку мер, направленных на предотвращение голода.

Стоит отметить, что проблема формирования эффективной государственной политики по борьбе с голодом достаточно остро стояла в различные исторические этапы в России, т.к. неурожаи и, соответственно, как результат вследствие этого, голодные годы, а также ликвидация последствий и выработка системы защиты были одними из первых задач государства и многих правителей. Так, например, в период Московской Руси государственная власть в своих разных ипостасях предпринимала различные меры по помощи голодающим, однако, как правило, они носили характер срочных, подчас – случайных. Основными мерами борьбы с голодом было регулирование цен на зерно и муку, поощрение ввоза и запрещение вывоза хлеба из голодающих регионов, а также непосредственные меры поддержки голодных: общественные работы, денежные и продуктовые ссуды и др. Ответственность за минимальную обеспеченность продовольствием крепостных крестьян лежала на их владельцах: они должны были кормить голодающих крестьян, а те, кто уходил от своих владельцев в голодные годы, считались свободными.

В XVIII веке была выработана и разработана комплексная система мер по обеспечению защиты от неурожаев и недоедания населения. Голодные 1723-1724 годы заставили правительство задуматься о формировании хлебных запасов. В соответствии с указом Петра I Великого планировалось установить четкую систему контроля и учета продовольствия. Так по приказу императора следовало «в Камер-коллегии учинить Контору и придать к ней особого человека, который бы всегда мыслил и доносил о магазейнах Государственных и о прочих, каким образом, во время недорода, народ довольствовать…» [7]. Все последующие приказы царя Петра Алексеевича были направлены на то, чтобы создать хлебные запасы, чтобы «везде запасной хлеб был, дабы не в урожайные годы народ голоду не терпел». Но данные планы так и не были до конца реализованы. Однако, стоит отметить, что подобный опыт уже широко применялся в Европейских странах того времени.

К этим идеям вернулись в 1761 году, когда в соответствии с Указом Сената было принято решение иметь в запасе зерна на год вперед для его посева и употребления в пищу. Данный указ был издан с целью борьбы с недобором налогов по причине спекуляций с зерном из-за неравномерного обеспечения продовольствием различных регионов страны. Окончательная реализация произошла в 1765 году, а практические рекомендации были разработаны по реализации этого Указа позднее в 1771 году. А в 1797 году ввели норму о замене старых запасов новыми каждые два года, для чего зерно нужно было собирать непрерывно.

Таким образом, можно сделать вывод, что система противодействия голоду и ликвидация его последствий весьма неоднозначна, но является достаточно важной задачей, стоящей перед государством, требующей тщательной проработки и должна носить комплексный характер. Приведенный исторический опыт свидетельствует о неоднозначности тех действий, которые принимались и применялись на практике властями. С одной стороны, правительство предпринимало попытки к созданию системы защиты населения от неурожаев и голода, а с другой стороны, не всегда предпринимало активное участие в реализации принятых указов.

Список литературы

  1. Ермолов А. С. Наши неурожаи и продовольственный вопрос. - СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1909.
  2. Голод в России // Новый энциклопедический словарь. – СПб: Ф.А. Бpокгаyз и И.А. Ефpон, 1913.
  3. Карамзин Н.М. История государства Российского» т.3 [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/k/karamzin_n_m/text_0060.shtml (дата обращения: 05.06.2019).
  4. Котов П.П. Формирование системы хлебных и денежных запасов на случай неурожаев в законодательстве России XVIII – первой половины XIX века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. - № 2. - Ч. 1. - С. 91-95.
  5. Лешков В. Н. Русский народ и государство. История русского общественного права до XVIII в.- М.: Университет. тип., 1858.
  6. Пыхалов И. Кормила ли Россия пол-Европы? // Альманах «Восток». - Выпуск № 8. - ноябрь 2003г.
  7. Указ именной, объявленный Кабинет-Секретарем Макаровым «Об учинении в Камер-Коллегии особой Конторы для наблюдения за хлебопашеством и продовольствия народа хлебом, во время неурожаев» № 4175 от 27 февраля 1723 г. // Полное собрание законодательства Российской империи. - СПб., 1830. Собрание I. Т. VII.