"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Инвестиционная политика как инструмент повышения инвестиционной привлекательности

Комарова Анна Геннадьевна – студент магистратуры Инженерно-экономического института Национального исследовательского университета МЭИ.

Аннотация: В данной статье рассмотрено понятие инвестиций и инвестиционной политики. Также говорится об инвестиционной привлекательности и инвестиционном климате.

Ключевые слова: Инвестиции, инвестиционная политика, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность.

Инвестиционная деятельность является одним из главных показателей состояния страны, региона, города, предприятия, особенно в условиях нехватки финансов. Роль инвестиций в функционировании и развитии экономики огромна, они влияют на объем общественного производства и занятости, развитие отраслей и сфер хозяйства.

Соответственно актуальность инвестиционной политики, как инструмента инвестиционной привлекательности растет с развитием рынка капиталов и с увеличением возможностей инвестирования. Ведь для развития любой страны, региона, города, бизнеса или предприятия важны инвестиции.

Инвестиции - это долгосрочные вложения денежных средств и иного капитала в собственной стране или за рубежом в объекты различной деятельности, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты в целях получения дохода или достижения иного полезного эффекта [6, с. 5].

Иностранные инвестиции представляют собой капитальные средства, вывезенные из одной страны и вложенные в различные виды предпринимательской деятельности за рубежом с целью извлечения предпринимательской прибыли или процента [7, с. 5].

Говоря об иностранных инвестициях, хотелось бы отметить, что обычно это приход иностранного капитала в страну и скупку активов, а не реальное инвестирование капитала в модернизацию производства и основные фонды предприятия. Такие «иностранные инвестиции» не приносят пользы экономике, а лишь способствуют смене собственников и перераспределению благ между гражданами страны и иностранцами.

Инвестирование должно быть эффективным, так как бессмысленно поддерживать устаревшие средства производства и технологии, современные тенденции таковы, что нужно вкладываться в инновации, совершенствовать оборудование, ведь наука не стоит на месте, благодаря прогрессу постоянно появляется новая техника и оборудование.

Но в инвестировании много опасностей, например, «ложные инвестиции», которые вытесняют реальные в последнее время и ведут скупке активов вместо их развития. Предприятия вкладывают деньги в фондовые бумаги, вместо того, чтобы развивать производство. А если бы они вкладывали в собственное производство, то стали бы более привлекательными для инвесторов.

Инвестиционная привлекательность – набор финансово-экономических показателей, определяющих оценку внешней среды, уровень позиционирования на рынке, потенциал полученного в конце результата [4, с. 256].

Создание рейтинга инвестиционной привлекательности состоит из:

  1. Выбора и обоснования набора показателей, отражающих состояние объекта инвестиций,
  2. Присвоение показателям весовых коэффициентов, в соответствии с их вкладом в инвестиционную привлекательность,
  3. Расчет интегральной оценки инвестиционной привлекательности для каждого региона [1, с. 24].

Для оценки инвестиционной привлекательности используют:

Вышеуказанные подходы можно использовать как по отдельности, так и все вместе.

Инвестиционная политика – это совокупность мер организационного и экономического воздействия органов управления (на уровне страны, региона, города, предприятия), направленных на создание оптимальных условий для вложения инвестиций [5, с. 19].

Инвестиционная политика является частью финансовой стратегии поиска и реализации самых эффективных путей расширения и обновления активов в целях обеспечения экономического развития. Существуют следующие виды инвестиционной политики на уровне: федерации, региона, города, инвесторов, предприятия.

Совокупность политических и экономических условий, которые формируются в стране для вложений временно свободных денежных средств в целях получения дохода в будущем, называется инвестиционным климатом [3, с. 33].

Инвестиционный климат учитывают при разработке инвестиционной политики, также он является ее результатом, их взаимосвязь показана на рис.1.

Рисунок 1. Взаимосвязь инвестиционной политики и инвестиционного климата.

Следует отметить, что на инвестиционный климат отрицательно влияют не только ограничения деятельности фирм, особенно иностранных, но и нестабильность, пробелы в законодательстве. Все это лишает инвестора возможности прогнозировать развитие экономики и в свою очередь снижает рентабельность вложений.

В современных условиях также является важной необходимость учета и контроля «ложных инвестиций» в инвестиционной политике современных предприятий, а именно ввод ограничений на скупку акций; заключений договоров с инвесторами, содержащих указания на минимальные объемы инвестиций в модернизацию производства и т.д.

Ведь только реальные инвестиции ведут к развитию, а не перераспределению благ в пользу финансовых капиталистов и усугублению имущественного неравенства. Рост инвестиций вызывает увеличение уровня объема производства и дохода.

Только такая «инвестиционная привлекательность» имеет смысл, потому что ни одна компания не хочет, чтобы ее «недружественно поглотили» (в свое время в США из-за этого даже был «бум отчетов», где компании рисовали себе лучшие показатели, чтобы их акции не упали и их не скупили «инвесторы»).

В заключение хотелось бы сказать, что грамотная инвестиционная политика повышает инвестиционную привлекательность и стимулирует инвесторов, снижая риски, способствуя привлечению дополнительных денежных средств.

Список литературы

  1. Алимова, И. О. Инвестиции: учебное пособие / И. О. Алимова, Е. Ю. Калашникова, О. Н. Чувилова. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2014. — 274 c.
  2. Бытова А.В., Скипин Д.Л., Быстрова А.Н. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия: методический аспект // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 22. – С. 3577-3592.
  3. Джурбина, Е. М. Инвестиции: учебное пособие / Е. М. Джурбина, С. Г. Мурадова. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. — 204 c.
  4. Месропян М. А., Панова В. А. Инвестиционная привлекательность предприятия // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 255-257. — URL https://moluch.ru/archive/127/35161/ (дата обращения: 25.05.2019).
  5. Никулина, Н. Н. Инвестиционная политика в страховых организациях. Теория и практика: учебное пособие / Н. Н. Никулина, С. В. Березина, Н. Д. Эриашвили. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 511 c.
  6. Семиглазов, В. А. Инновации и инвестиции: учебное пособие / В. А. Семиглазов. — Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2016. — 134 c.
  7. Склярова, Ю. М. Иностранные инвестиции: учебное пособие / Ю. М. Склярова, И. Ю. Скляров. — Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2016. — 156 c.