"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

УДК 331.108.45:37.013

Роль коммуникативной компетентности в системе отношений «преподаватель – студент»

Назарматова Гульжан Абдыкеримовна – старший преподаватель Бишкекского гуманитарного университета им. К. Карасаева.

Аннотация: В данной статье анализируется роль коммуникативной компетентности участников образовательного процесса – преподавателя и студента. Приводится классификация коммуникативных барьеров и препятствий педагогического общения. Рассматривается система повышения квалификации как фактор формирования и развития коммуникативной компетентности преподавателя вуза. Приводятся различные методики формирования и развития коммуникативной компетентности студентов во время учебного процесса. Перечисляются педагогические условия, которые необходимо создавать в образовательной среде высшего учебного заведения, формирующие высокий уровень коммуникативной компетентности преподавателей.

Ключевые слова: Преподаватель, студент, коммуникативная компетентность, педагогическое общение, коммуникативные барьеры, повышение квалификации.

В настоящее время вопрос о формировании и развитии коммуникативной компетентности педагога является темой многих исследований и публикаций. Педагог – высоко ценимая личность в обществе, а преподавание считается особо важной деятельностью. Коммуникативная компетентность преподавателя является одной из ключевых компетентностей, это профессионально значимое, личностное качество, формирующееся в процессе саморазвития. Насколько мы эффективны как педагоги, зависит от того, какой у нас уровень коммуникативной компетентности. Эффективное общение необходимо для успеха, как студента, так и преподавателя.

Коммуникативная деятельность педагога – это механизм, который включает все компоненты педагогической деятельности в единую систему и обеспечивает ее эффективное функционирование [1].

Преподаватель и студент играют жизненно важную роль в процессе общения, ведь в эффективном общении достигается ожидаемый положительный результат. Педагог должен уметь слушать своих студентов и уметь четко объяснять учебный материал. Он должен быть в состоянии разбить сложные идеи на более простые части и на меньшие шаги, чтобы передать их студентам. Профессиональный педагог должен владеть всеми функциями эффективного педагогического общения:

  • коммуникативной, быть готовым к передаче и принятию информации, согласно учебным планам и программам;
  • перцептивной – уметь воспринимать собеседника, выражать эмпатию, рефлексию, а также попробовать поставить себя на место студента;
  • интерактивной – взаимодействовать, организовывать и проводить совместную работу со студентами [8].

Студенты в результате обучения должны приобрести сформированную коммуникативную компетентность. Большинство студентов не умеют аргументированно излагать свою точку зрения, правильно выражать свои мысли. Поэтому коммуникативную компетентность нужно рассматривать как одну из важных характеристик профессиональной деятельности человека и ее необходимо дополнительно развивать.

В современной педагогической науке базируется компетентностный подход в обучении, тесно связанный с другими подходами, системно – деятельностным и личностно – ориентированным. Все ключевые компетенции приобретаются в зависимости от вида деятельности. Овладение какой – либо деятельностью «предполагает преобразование социального опыта в опыт личный» [10]. Все больше внимания отводится личностно – ориентированному подходу в обучении. Качества личности, выработанные у студентов, в результате образования, основанного на личностно – ориентированном подходе, обеспечат им правильное принятие решений в их будущей профессии [9]. На основе этого принципа, работа с обучаемыми, проводится с учетом его индивидуальных особенностей. Преподаватель максимально передает инициативу обучения самому студенту, рассматривая его как уникальную и неповторимую личность. Это способствует активности личности студента, развивает способность самостоятельности и осознанности в своих действиях. Вырабатывает у него уверенность в выражении своих чувств, знаний и умений, что формирует и развивает его коммуникативные качества.

Основной задачей педагога в процессе взаимодействия со студентами, является достоверно передать учебную информацию и добиться обратного, результативного понимания ее студентами. Степень восприятия учебной информации зависит от множества причин. Причин, таких как, индивидуально-типологические свойства личности преподавателя и студента, отношение студента к преподавателю, отношение студента к обучающему предмету и ситуации общения. Однако наиболее важной причиной является наличие коммуникативного барьера, то есть психологических трудностей при адекватной передаче образовательной информации от преподавателя к студенту и наоборот. Возникновение коммуникативных барьеров мешает выполнению тех или иных действий, как преподавателю, так и студенту.

Какие психолого – педагогические препятствия существуют в обучении, изучали многие отечественные и российские ученые и давали различные трактовки. И.А Зимняя дает следующее определение: «Коммуникативный барьер – это субъективное состояние, т.е. некоторое переживание субъектом каких-то сложностей, необычностей, нестандартностей и противоречивых ситуаций [5. С. 57].

В.А. Кан-Калик выделил следующие барьеры в педагогическом общении: боязнь аудитории и педагогической ошибки; стереотипное мышление; неверная установка; неадекватность поведения педагога в коммуникативной ситуации; отсутствие контакта с обучаемыми, подражание манерам другого человека [7. С. 67].

В психолого-педагогической литературе коммуникативные барьеры делят на перцептивные, эмоциональные, культурные, языковые, межличностные, физические и другие:

  • Перцептивные барьеры – это внутренние барьеры, которые возникают в сознании человека, когда человек верит или воспринимает, что другой человек, с которым он собирается говорить, не поймет или не будет заинтересован в том, что он должен сказать.
  • Эмоциональные барьеры – это эмоциональные факторы, такие как гнев, любовь, радость, разочарование, грусть, могут создавать эмоциональные барьеры, которые негативно влияют на общение.
  • Разные культуры, будь то социальная культура расы или просто культура работы учреждения, могут препятствовать развитию коммуникации. Если столкнутся две разные культуры, то могут создать культурные барьеры
  • Языковые барьеры возникают при общении на разных языках, однако даже при общении на одном языке, терминология, используемая в сообщении, может выступать в качестве барьера, если она не полностью понята получателями.
  • Межличностные барьеры возникают из-за неправильной передачи слов между двумя или более людьми.
  • Физические барьеры легко обнаружить - закрытые двери, возводимые стены и расстояние между людьми, работают против цели эффективной коммуникации [6. С. 11-12].

Приведенная классификация барьеров и препятствий педагогического общения выявляются с помощью различных диагностических методик, которые позволяют выявить коммуникативные барьеры в общении и принять меры по их предотвращению.

В эпоху прогресса новых информационных технологий, в современное образование внедрены различные нововведения, а так же новые методики и методы обучения. Каждый преподаватель должен повышать свою профессиональную, в том числе и коммуникативную компетентность, с учетом современных стандартов и требований.

В рамках каждого образовательного этапа необходимо систематически проводить непрерывное повышение квалификации специалистов, в связи с постоянным совершенствованием государственных образовательных стандартов. Повышение квалификации необходимо для формирования индивидуальной образовательной траектории личности, с целью дальнейшего карьерного роста в организации [2]. Повышение профессиональной квалификации преподавателей непосредственно влечет повышение качества образования в целом. Необходимо создавать педагогические условия, для того чтобы преподаватели могли в полней мере сформировать свою коммуникативную компетентность и эффективно ее реализовывать в своей педагогической деятельности. Организация курсов повышения квалификации, поддержание непрерывного образования, создание благоприятной развивающей обстановки в учебном заведении, наличие стремления каждого преподавателя к саморазвитию и профессионально – личностному росту, все эти педагогические условия формируют и развивают профессиональную и коммуникативную компетентности.

Работу по формированию и развитию коммуникативной компетентности студентов, на наш взгляд, лучше проводить с помощью различных интерактивных методик. Такие методы применимы и во время учебного занятия и в индивидуальной подготовке студентов. К ним относятся: дискуссия, беседа, лекция – диалог, мозговой штурм, коммуникативный тренинг, семинары – конференции, деловые и ролевые игры, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов, метод проектов и др. [5]. В современном образовании, педагогическая практика, направленная на формирование и развитие коммуникативной компетентности, имеет широкое развитие в использовании метода проектов. Метод проектов позволяет совершенствовать учебно – познавательные и коммуникативные умения и навыки. Знания, полученные в общении со специалистами, дают возможность активно продвигать и успешно реализовывать представленные проекты, приобрести навыки при решении проблемных ситуаций, что способствует формированию коммуникативных способностей студентов [4].

Выявление уровней коммуникативной компетентности преподавателей, разработка программ для формирования и развития коммуникативной компетентности преподавателей в процессе повышения квалификации, разработка, формирование и повышение уровня компетентности студентов, методы эффективного коммуникативного взаимодействия преподавателя и студента, являются целями дальнейшего изучения проблемы.

Таким образом, изучение взаимодействия преподавателей и будущих специалистов с высшим образованием, является одной из актуальных проблем современного образования. Ведь основная задача педагога подготовить высоко квалифицированных специалистов, со сформированной и развитой коммуникативной компетентностью, которые в дальнейшем в своей профессиональной сфере смогут эффективно выстраивать коммуникацию в разных формах, с коллегами, людьми и обществом в целом.

Список литературы

  1. Аухадеева Л.А. Коммуникативный аспект профессиональной подготовки учителя. – М.: ВИНИТИ, 2012. – 162 с.
  2. Возгова З.В. Инновационный потенциал проблемы развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 9. С. 32-36
  3. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. – СПб.: Речь, 2010. – 141 с.
  4. Закирова Т.И. Проектная деятельность студентов как метод формирования компетенций студентов вузов // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.
  5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2000 – 384 с.
  6. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – Спб.: Питер, 2013. – 576 с.
  7. Кан-Калик В.А. Учитель в педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.
  8. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие / под ред. – 4-е изд., переаб. – М.: Академия, 2007. – 224 с.
  9. Шерихова И. Е. Личностно-ориентированный подход к организации процесса обучения студентов вуза // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2010. – № 6. С. 215-218.
  10. Шмигирилова И.Б. Компетентностный подход в системе образовательных подходов и технологий // Вектор науки ТГУ. – 2014.– № 3 (10). С. 212-213.
Интересная статья? Поделись ей с другими: