"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Исламиский такфир

Третьяк Анастасия Николаевна – студент Пятигорского государственного университета по специальности «Исламский теолог».

Аннотация: Ислам является самой молодой мировой религией. Число приверженцев ислама достигло 1,8 млрд. человек. В 28 странах ислам является государственной или официальной религией. Большинство мусульман (85%) составляют сунниты, остальные — шииты. Целью данной научной работы стало рассмотрение различий между этими двумя основными направлениями ислама. Итогом исследования стала сравнительная таблица, показывающая различия между взглядами суннитов и шиитов в мировоззрении ислама. Сравнительная таблица представлена впервые и имеет научно-практическую значимость среди статей и докладов, родственных по тематике.

Ключевые слова: Мировоззрение ислама, суннизм, шиизм, различия в толковании ислама, сравнительный анализ суннизма и шиизма.

«Формирование исламского богословия восходит к IX-XII векам. Проповедник единобожия и пророк ислама - пророк Мухаммед (571—632гг.). Мухаммед (Мухаммад, Магомед, Мохаммед) - это центральная фигура в религии после Аллаха» [1]. Священная книга мусульман - Коран. Вторым по значимости источником исламской веры и права является Сунна, которая представляет собой сборник преданий (хадис) об изречениях и деяниях пророка Мухаммеда.

«Специфика ислама такова, что никогда не существовало единой узаконенного ортодоксального учения-доктрины, что имеет принципиальное значение для понимания механизма функционирования ислама как идеологической системы. Возможность различных толкований религиозных и догматических вопросов в исламе была обусловлена также противоречивостью основных источников мусульманского учения - Корана и Сунны. В связи с этим ислам разделяется на два крупнейших течения — суннизм и шиизм» [2].

Согласно большинству источников, примерно 85 – 87 % мусульман всего мира составляют сунниты, шииты вместе с небольшим меньшинством, в которое входят члены исламских течений и сект – приблизительно 15 %.

Политические причины повлияли на раскол в исламском сообществе.

«Во время Первой фитны, когда произошло столкновение войск халифа Али и сирийского наместника Муавияхаммада ибн Абу Суфияна, они договорились о разрешении спора. Но в итоге этот процесс не привел к ожидаемому результату, и часть армии Али заявила, что идея третейского суда противоречит утверждению о том, что суд принадлежит только одному Аллаху. Они раскаялись. Однако Али заявил, что судебное разбирательство в исламе действительно является собственностью Аллаха. По его словам, исполнение приговора лежит на людях, которые должны вынести решение, что и является «судом Аллаха». В ответ эта группа отделилась от армии Али и обвинила его самого и его сторонников в неверии, осуществив тем самым такфир» [3].

Таким образом, определением слова «такфир» в исламе считается обвинение в неверии (куфре). Признаки и процесс перехода из веры в неверие есть предмет споров среди мусульманских течений.

«Так, во второй половине VII века, после окончания правления Али ибн Абу Талиба в Арабском халифате, возникли споры о том, кто займет его место. Учитывая, что Али был зятем пророка Мухаммада, центральной фигурой в религии ислама после Аллаха, часть мусульман считала, что власть должна переходить к его потомкам. Их стали называть «шиитами», что в переводе с арабского означает «власть Али». Другие последователи ислама, однако, поставили под сомнение исключительную привилегию этого рода и предложили, чтобы другой кандидат от потомков Мухаммада был избран большинством голосов мусульманской общины. Свою позицию они объяснили отрывками из сунны, поэтому стали известны как «сунниты»» [4].

В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, которого придерживается большинство мусульман мира, называется суннизмом: его сторонники признают законность сунн. В X – XI вв. суннизм приобрёл очертания самостоятельного течения, которое воспринималось прежде всего как противопоставление шиитскому исламу.

«Отличительной особенностью суннизма является признание не только Корана, но и Сунны. Сунна (в переводе с арабского языка – «поведение», «стиль действий») — это свод правил, который регулирует все аспекты жизни верующего мусульманина, основанных на преданиях о действиях и высказываниях пророка Мухаммеда.

Суннитские последователи называют себя «ahl al-Sunna wa-l-Jamaa» (народ Сунны и согласия общины), продолжая дела и традиции пророка Мухаммада. Приверженцы сунн следуют принципам традиционного ислама: приверженность исламским ценностям, закрепленным в священных традициях, и идее общинного лидерства в решении насущных проблем. Когда выбирается глава мусульманской общины, суннитский ислам формально опирается на «согласие всей общины». С X века халиф стал мусульманским первосвященником, практически полностью утратившим политическую власть» [5].

Сунниты не остались едиными. В VIII-IX веках в суннизме появилось мутазилитское течение. Мутазилиты пытались толковать мусульманскую веру в рациональном духе, доказывали «справедливость» Бога, наличие свободной воли человека, признавали Коран как книгу, написанную людьми, а не созданную Богом. Они придерживались справедливости и единобожия. Мутазилитов поддерживали некоторые халифы, которые искали поддержки своей власти в этой секте. Но вскоре в конце IX века реакционное фанатично настроенное духовенство взяло верх в халифате, мутазилиты стали подвергаться преследованиям. Однако идеи этого течения ислама оставили свой след в дальнейшем развитии мусульманской теологии.

«Наибольшие противоречия исламской религии были вызваны появлением шиитского ислама («шия» по-арабски - партия, секта). Считается, что шиитское движение проявило недовольство и борьбу персов против арабских завоевателей, т.е. представляло собой своего рода религиозный снаряд национального антиарабского движения в Иране. Отчасти это так, но этот вид шиизма сформировался не сразу, а только после этих событий» [6].

После смерти пророка Мухаммада сформировалась группа мусульман, считавших, что власть в общине должна принадлежать исключительно его потомкам (детям Фатимы, дочери Мухаммада, и Али, его двоюродному брату).

«Главной особенностью шиитского ислама является убежденность в том, что законными наследниками пророка Мухаммада могут быть только его потомки - имамы, а «избранные» общиной халифы являются незаконными. В связи с этим шииты отвергают сунну, составленную во времена первых халифов легенд пророка. Но шиитский ислам не остался единым, и внутри него возникли различные течения. Доминирующие течение признало одиннадцать легитимных имамов - потомков Али; двенадцатый имам как будто в IX веке таинственно исчез, но в конце времен должен предстать как спаситель - махди. Это наиболее распространенная тенденция в шиизме, особенно в Иране, и с начала XVI века (при династии Сефевидов) шиизм стал там официальной государственной религией.

В средние века происходило интенсивное развитие воззрения на религиозно-философскую систему шиизма, которая в VIII веке была разделена на два основных течения - умеренное и экстремальное, которые, в свою очередь, были разделены на многочисленные школы. Поскольку в Коране нет прямого упоминания об Али, последователи шиизма использовали аллегорическое толкование отдельных выражений Корана для обоснования права правопреемников на высшее руководство мусульманской общины (имамата)» [7].

В религиозно-философской трактовке имамат выступает как важнейшая космическая сила, как источник вечного божественного света, а имамы - как исполнители заповедей Аллаха, высшие и неоспоримые авторитеты как в вопросах веры, так и в вопросах земной жизни.

Большинство последователей шиизма живут в Азербайджане, Бахрейне, Ираке, Иране, Йемене, и Ливане.

Общеизвестно, что сунниты и шииты поклоняются единственному Богу - Аллаху и чтут – Коран, совместно отмечают праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. Однако в их мировоззрении есть отличие. Это - отвержение постулата о духовных истоках халифата.

Сунниты признают только Пророка Мухаммада, в то время как шииты одинаково почитают двоюродного брата Али, как и Мухаммада. Поэтому высшие органы власти этих течений выбираются по-разному. У суннитов есть свои избранные или назначенные священнослужители, а шииты должны иметь представителя высшей власти исключительно от рода Али. Это является основным противоречием течений.

В свою очередь суннитов и шиитов есть различное отношение к куфре.

В суннизме верят, что человек, совершивший большие грехи, не становится неверующим, а становится грешным мусульманином (Фасик). Действия людей связаны с их верой. Сунниты говорят о неверии, если человек отрицает существование Аллаха, Коран или любую его часть, одного из пророков, упомянутых в Коране и хадисах.

В таблице 1 более подробно дана сравнительная характеристика двух основных направлений ислама суннизма и шиизма.

Таблица 1. Сравнение суннизма и шиизма.

Сравнительная характеристика исламских течений

Исламские течения

Суннизм

Шиизм

По передаче власти

Передача власти путем всенародного голосования.

Властью должно быть правопреемство, передаваемое только потомкам праведного халифа Али и/или дочери пророка Мухаммада - Фатимы.

По сборникам хадисов

Признаны 6 сборников хадисов:

1. Сахих аль-Бухари

2. Сахих Муслима

3. Сунан Ибн Маджа

4. Сунан Абу Давуда

5. Джами ат-Тирмизи

6. Сунан ан-Насаи

Почитают 4 сборника хадисов: «аль-Кафи»; «Ман ля яхдурух аль-факих»; «Тахзиб аль-ахкам» и «аль-Истибсар».

По отношению к мута

Запрещён

Разрешён. Количество временных браков не ограничено.

По юридическим школам

4 общепризнанных мазхаба: ханафитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский.

Распространён джафаритский мазхаб.

По непогрешимости имамов

Все люди кроме пророков имеют грехи.

Имамы непогрешимы во всех делах, поступках, принципах и вере.

По местам паломничества (зиярат)

Сунниты считают обязательным паломничество к Запретной Мечети в Мекке и дозволенным посещение Мечетей Пророка и Аль-Аксы.

Помимо трех мечетей (Запретная мечеть, Пророческая мечеть и мечеть Аль-Акса) шииты совершают паломничество в город Кербела (Ирак) к мавзолею имама Хусейна.

По отношению к Махди

Последний преемник пророка Мухаммада, своего рода мессия (масих), который должен возвестить приближение Судного дня (киямата).

Двенадцатый имам Мухаммад ибн аль-Хасан для шиитов является «скрытым» имамом.

По отношению к такие

Такия имела лишь теоретическое значение.

Такия может быть использована как для личной безопасности, так и во имя общественных интересов.

Представленная выше таблица указывает на явные отличия в мировоззрении суннитов и шиитов.

Между тем, у суннитов общепризнанны 6 сборников хадисов, а у шиитов - четыре. Шииты признают большинство хадисов достоверными, которые приведены в суннитских сборниках.

Юридические школы суннитов считали, что мусульманин может прибегнуть к благочестивому сокрытию своей веры (такия). Например, ханафитская школа признавала такию в случае возникновения смертельной опасности. Когда делается мысленная оговорка такия оправдана. «Средневековый исламский богослов Ибн Хасам разрешил внешнее проявление недоверия «в целях предосторожности»» [8]. Принцип такии занимает особое место и находит практическое применение в шиизме. В современном мире положение о такии остается в силе в тех странах, где шииты составляют меньшинство. В отличие от суннитов, допустивших такию как средство самозащиты, средневековые шиитские богословы рассматривали ее как долг и обязанность общественного значения.

Общая религия не смогла повлиять на развитие противоречий в странах ислама. Доказательством тому являются различные течения в мусульманской религии, возникшие после раскола. Суннизм и шиизм по праву считаются наиболее важными из них. Несмотря на различия, эти два направления ислама объединяет общая вера, общие традиции, общая первоначальная история и общие интересы в современном мире.

Список литературы

  1. Религиоведение / Энциклопедический словарь. – М.: Академический проект, 2006. – 1256 с.
  2. Аль-Тантауи А. Общее представление об Исламе. Баку, 2002. – 165 с.
  3. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам и вопросы атеистического воспитания. М., «Высшая школа», 1988. – 276 с.
  4. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М.: «Международные отношения», 1991. – 215 с.
  5. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. Сборник статей. М., «Наука», 1982. – 496 с.
  6. Ислам. Религия, общество, государство. М., «Наука», 1984.
  7. Музаффар М.Р. Вопросы идеологии с точки зрения шиизма. Кум, Всемирная ассоциация «Ахль-еБейт», 1998. – 384 с.
  8. Табатабаи М.Х. Шиизм в Исламе. Всемирная ассамблея «Ахль-аль-бейт», Кум. 1998. – 267 с.