"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки
Носков Иван Александрович – студент Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Железцов Максим Леонидович – студент Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Терновсков Владимир Борисович – кандидат технических наук, доцент кафедры Безопасность жизнедеятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Аннотация: В данной работе рассматриваются проблемы мусорных полигонов в России, общих мер государства по переработке отходов, а также опыт развитых стран в решении данных вопросов.
Ключевые слова: Окружающая среда, экология, отходы, мусорный полигон, переработка отходов, токсичность.
Проблема утилизации отходов и дислокации их мест хранения – крайне насущная и актуальная проблема для России, которая в последние 10 лет обострилась до критического уровня из-за стремительного роста мусорных полигонов и отсутствии значимых прорывов в его утилизации, а также вследствие нарастающего недовольства среди населения, проживающего недалеко от свалок и просто неравнодушных граждан, участвующих в протестных акциях.
Эта проблема есть следствие неэффективного подхода и неорганизованности местного самоуправления и федеральной власти в отношении данного вопроса в нашей стране. Также Москва, как один из наиболее технически развитых регионов нашей страны с наибольшим количеством населения, способна к разработке новых методов утилизации и хранения мусорных отходов, что помогло бы и регионам, которые также страдают от этой проблемы, создав для них некий образец, по которому можно работать. Но в итоге, она усугубляет проблему политикой создания новых мест скопления мусора, вследствие огромно концентрации людей и производства на своей территории.
В данной работе будут рассмотрены история проблемы, пути её разрешения, а также ключевые её аспекты.
Рост мировой и российской экономики, появление новых технологий, необходимость обеспечение быстрорастущее население человечества ресурсами – эти и многие другие причины приводят к увеличению антропогенного воздействия человека на природу. Одним из видов данного явления служит увеличение мусорных свалок, и их сохранение в течение многих лет.
Обычные бытовые отходы в России зачастую просто вывозятся на полигон за городом, где данные отходы и лежат в течение долгого времени. Известны случаи и создания свалок недобросовестными людьми, не убирающими за собой мусор за городом.
Эта проблема несёт в себе эпидемиологическую опасность. Долгое нахождение мусора на одной территории провоцирует увеличение выбросов токсичных веществ. Это приводит к заражению земли, животных, проживающих рядом, рядом располагающихся водоёмов. Даже при условии ликвидации такой свалки, земля будет не пригодна для жизни в течение долгого времени [5.]
На сегодняшний день данную проблемы усугубляет и факт наличия данных свалок вблизи мест проживания населения, которые вынуждены жить в столь опасных условиях. Воздух в таких районах может быть попросту ядовитым и отравлять людей. Вдобавок, данные полигоны наносят и существенный эстетический вред облику территории, на которой он располагается.
Наиболее близким нам является история решения проблемы переработки мусора в СССР, где на данный вопрос впервые обратили внимание в 1952 году, в Постановлении №1661, которое своими положениями регламентировало сбор и переработку вторсырья, также распределило обязанности по организации сбора отходов на жилищные управления и на жилищно-коммунальные органы ведомств [6]. Дальше стали издаваться другие документы на эту тему и на улицах начала появляться спецтехника для сбора мусора.
Регулярный сбор отходов производился изначально специальными мусоровозами и двумя работниками. Подобные машины подъезжали к домам и люди сами должны были сдавать им свои отходы. Система не была удобна, из-за отсутствия графика приезда сборщиков и невозможности некоторым семьям оставлять кого-то дома для сдачи мусора в нужный момент. Поэтому вскоре были созданы мусорные баки, в которых мусор хранился до приезда машины.
Сбор специфического мусора в СССР был ориентирован на гражданское сознание и стимулирован дополнительными выплатами. Также, экологическое воспитание и образование людям преподносили с детства. Это является важным механизмом в решении мусорного вопроса, а именно общественно-политическом. Существовало несколько основным классификаций мусора, который принимался в пунктах сбора: макулатура, стеклотара, металлолом и также утили (всё, что не входило в перечисленные классификации).
Есть разные мнения по поводу эффективности сбора мусора в СССР, но всё же система была построена так, что было выгодно обеим сторонам: и государству, которое благодаря вторсырью получало ресурсы для очередных циклов производства, так и обычному народу, для которого создавались условия, в которых он мог избавляться от отходов и получать вознаграждение.
Мусорная проблема обострилась последние годы. Это неоспоримый факт и результат неэффективной политики в данном вопросе. Огромное количество внушительных мусорных свалок, особенно в Подмосковье, – это серьезнейшая экологическая проблема, которая уже выливается в многочисленные протесты жителей. Были попытки создания планов решения этой проблемы, но ни один не доходил до полноценной общеобязательной реформы столь необходимой стране и обществу.
Постоянные откладывания запуска мусорной реформы с 2016 года показывают неорганизованность региональных отделений, которые не могли долгое время создать территориальные схемы, показывающие реальное положение дел с мусором в регионе (на данный момент они разработаны, но до сих пор согласованность с населением под вопросом). Люди не знают куда им сдавать мусор, как его разделять, эта проблема должна начать решаться, и реформа 2019-2020 годов должна будет задать положительные тенденции, к примеру видны уже положительные моменты, такие как переход Подмосковья на раздельный сбор мусора.
Создание региональных операторов (главной корпорации региона по переработке) проходит под большими вопросами. Некоторые регионы, к слову, даже не начали процесс формирования региональных операторов. Многие предполагают, что из-за хорошей рентабельности такого бизнеса, возможна нездоровая конкуренция за место регионального оператора.
Говоря об общей ситуации с обычными фирмами, транспортирующими и утилизирующими мусор, можно сказать, что компании, занимающиеся вывозом многие годы сотрудничают с администрациями и предприятиями, которые обеспечивают их стабильным потоком отходов, это наталкивает на мысль о практически невозможной вероятности появления новых предпринимателей в данной сфере [12].
В Российской Федерации [8] ключевым нормативно правовым актом, регулирующим утилизацию отходов, является Федеральный закон «об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N89 Ф3. Данный акт содержит основные принципы обращения с отходами, принципы регулирования данных процедур, а также меры ответственности за нарушение данного нормативно правового акта. [1]
К дополнительному нормативно правовому акту относят статью 12 часть 30 Федерального закона «о лицензировании отдельных видов деятельности» (в данном случае – деятельность по утилизации и сбору отходов, которая, согласно данному закону, требует наличие специальной лицензии). Также к этому добавляется статья 22 закона «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; статья 18 закона «Об охране атмосферного воздуха»; а также приказ Минприроды России «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» и другие нормативно правовые акты. [2]
При этом серьёзных изменений в законодательстве по данной проблеме в России не произошли. При всех тенденциях изменения производства, технологий, появления новых видов токсинов и международных стандартах, отношение в России к ним осталось, как и раньше.
Также данное законодательство, на наш взгляд, слабо ограничивает полигонное захоронение, в то время как во многих странах, которые успешно решили основные проблемы с мусором, действуют данные нормы, ограничивая и стимулируя производителей разрабатывать из отходов альтернативные источники энергии (более подробно об этом в 9 части статьи). Законы же России не создают серьёзных стимулов производителям по осуществлению переработки мусора и превращения его в альтернативный источник энергии (к примеру, в США законом созданы такие условия, что утилизация является самым дешёвым способом обращения с отходами). [4? c. 21-24]
Однако, на наш взгляд, все приведённые нормативно правовые акты, в целом, призваны достойно охранять здоровье человека, пресекать возможности незаконной деятельности в области обращения с отходами.
Ключевой проблемой на данный момент служит ситуации, описанные в 4 пункте основной части данной статьи, а именно монополизация и незаконность многих служб по работе с отходами.
Москва является одним главных источников мусора для различных мусорных полигонов в стране. Её огромное население, потребление и производство, при старых технологиях и методах приводят к тому, что на сегодняшний день в Подмосковье сосредоточено порядка 45 мусорных полигонов. Крупнейшие из них, Щербинка и Тимохово превышают по площади 100 гектаров. [9]
Пространство всех этих полигонов преимущественно забито именно мусором из Москвы. Более того население Подмосковья увеличивается, а следовательно, заселяется больше регионов и в районе мусорных полигонов, что провоцирует ненависть и ухудшение здоровья жителей.
Совсем недавно появились новости о строительстве нового полигона более чем в 1000 километров от Москвы в Архангельской области. Правдивость данного сообщения на данный момент неоднозначна, но если это правда, то это знак того, что ситуация с вывозом и переработкой московского мусора становится критической.
При этом Москва является экономическим центром страны и городом с одной из самых развитых инфраструктур. Ресурсы Москвы могли сделать её и центром России по переработке отходов, дающий импульс и пример остальным регионам. Однако на деле ситуация выходит иная – высокие возможности Москвы порождают огромное количество мусора от неё, который только ухудшает экологическую ситуацию в стране.
С 2017 года по всей стране наблюдаются вспыхивающие протестные акции в самых разных регионах страны. Самые масштабные акции происходили в Московской области, которая аккумулирует в себе около 11% от всей массы мусора в России.
Самым резонансным подмосковным митингом был митинг в Волоколамске, где 1 апреля 2018 года собралось 7000 человек, учитывая, что в городе проживают 20000. Причиной недовольств выступил полигон “Ядрово”, регулярные мусорные выбросы с которого влияют на самочувствие населения города (57 детей были доставлены в больницы с плохим самочувствием и тошнотой). Народ перекрывал дороги машинам, везущим мусор на полигон, требовал введения чрезвычайной ситуации. Результатом стало увольнение главы Волоколамского района и введение режима чс, но, правда, только на самом полигоне [13].
Мусорная проблема влияет не только на Подмосковье, но и другие регионы, например, на Архангельскую область [10], где на едином дне протеста в конце 2018 года собралось около 30 тысяч человек. Причиной столь массовых протестов стала возможность строительства нового полигона, который предназначался бы для своза мусора с Москвы, с которым сама Москва уже не справляется, как сказано в 6 пункте статьи.
Главным поводом возмущения практически везде – это было поведение региональных властей, чья политика, как мы видим, является очень спорной. Вопрос о смене региональных лидеров поднимается на таких мероприятиях с завидной регулярностью. Таким образом, мы видим, как экологическая ситуация смогла спровоцировать серьезные политические волнения.
Однако, населению, которое проживает в загрязнённых из-за мусорных полигонов районах необходимо достойно жить. Чтобы это обеспечить необходимо проводить ряд приведённых далее предписаний:
Становится очевидным, что проживание в таких районах попросту опасно, и требует немедленных действий государства. Проходить они должны в форме гуманитарной помощи, в запрете строительства и проживания в таких регионах.
Описанные в статье проблемы существует не только в России, но многие другие страны смогли найти эффективные способы борьбы с ними, на которые стоит обратить внимание и России.
Статистика говорит о том, что почти все отходы России идут на захоронение в полигонах, в то время как во многих европейских странах почти 100% отходов перерабатываются либо используются в качестве альтернативных источников энергии. [12]
В США действует законодательство, устанавливающее нормы обязательных отходов, использованных в качестве вторичного сырья, во многих штатах полигонное захоронение запрещено в принципе.
Похожая система имеется и в Японии, где любое предприятие обязано считаться с законом, ограничивающий их. В ней, как и в других развитых странах (в частности, Швеции и Финляндии) мусороперерабатывающие заводы могут находиться в черте города. Высокий уровень технологий, обеспечивающий минимально возможный вредный выброс в атмосферу это позволяет сделать.
В Европейском союзе законодательство также конкретно и понятно регламентирует способы обращения с отходами, охватывая почти все возможные вопросы, связанные с отходами. Постановления ЕС по данным вопросам имеют прямое действие и не нуждаются в корректировках, и почти в полной мере обеспечиваются на территории всех стран, входящих в данное межгосударственное объединение. [4, c.23-27]
Таким образом на основании проделанного анализа авторами формулируются следующие выводы о проблеме мусорных полигонов, состояния окружающей среды в местности, где они находятся, проживания населения в этих районах, а также способах решения озвученных проблем:
Российское государство должно проводить грамотную политику в этом вопросе, опираясь на благоприятный опыт прошлых лет и современный опыт развитых стран.
Список литературы