"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Цифровизация процедур государственного регулирования российского рынка алкогольной продукции

Аржанникова Мария Игоревна – магистрант факультета Юриспруденции Волгоградского государственного университета.

Научный руководитель Иншакова Агнесса Олеговна – доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой Гражданского и международного частного права Волгоградского государственного университета.

Аннотация: В статье рассмотрена современная система государственного регулирования рынка алкопродукции РФ с позиции цифровизации ряда процедур. Отмечено, что необходимы инновационные пути минимизации возможности потерь государством налоговых отчислений от продажи алкогольной продукции. Выявлен функционал ЕГАИС. Сделан вывод, что требуется для совершенствования существующей системы организовать совмещение с ЕГАИС всех возможностей современного инфобизнеса в области телекоммуникации, интернетоализации, веб-разработок и т.д.

Ключевые слова: Цифровизация, алкогольная продукция, ЕГАИС, государственное регулирование, нелегальный алкоголь.

Новое тысячелетие ставит перед человечеством новые задачи, направленные на удовлетворение старых потребностей. Глобализация определяется существенным понижением пространственного фактора, инновационные материалы и технологии сегодня – в шаговой доступности, что предполагает скорость прогресса.

Причем, последний связан, во-многом, с еще одной характерной чертой современности – цифровизацией, а значит, развитие электроники имеет явный приоритет в рамках пути господствующей расы планеты в наше время.

Вместе с тем, к числу потребностей, от которых на данный момент россияне не смогли отказаться относится употребление алкогольной продукции. Причем, данная сфера потребления до недавнего времени не могла достаточно четко быть в прицеле возможностей регулировки государственными органами.

Так как анализ хозяйственной и финансовой деятельности любой организации формируется на результатах совершения финансового и управленческого учета, крайне актуальна тема статьи, связанная с особенностями цифровизации регулирования отдельных рынков.

К сожалению, экономические преступления не становятся более редки в условиях глобализации и цифровизации, которыми отмечены все социально–экономические процессы в мире последних десятилетий. В условиях же общего мирового финансового кризиса экономические преступления являются серьезным ударом по стабилизации экономики России. Они способствуют всем возможным бедствиям: от роста безработицы до нездоровой конкуренции и непривлекательности нашей страны для иностранных инвесторов.

К таковым преступлениям стоит причислить и нарушения в области распространения алкоголя среди населения. Как отмечает М. Бабазадехнанехкаран «государственное регулирование является неотъемлемой составной частью нормального функционирования рыночной экономики, применяемое с целью обеспечения ее устойчивого развития» [2, с. 388].

Вместе с тем, в условиях вышеуказанных цифровизации и глобализации с учетом активизировавшейся деятельности противников нашего государства необходим четкий анализ экономического категориала с целью максимально эффективного использования теоретического базиса для полноценного решения задач практического характера, во многом связанное с теми задачами, что ставит В.В. Путин в своих Посланиях. И здесь необходимо отметить важность инновационной деятельности как возможного выхода из финансового кризиса, в состоянии которого находится мир, для РФ.

То есть, необходимы инновационные пути минимизации возможности потерь государством налоговых отчислений от продажи алкогольной продукции, что подразумевает создание специализированной цифровизированной процедуры госрегулирования рынка алкогольной продукции нашего государства [4, с. 25].

Нужно отметить, что финансовая (бухгалтерская) отчетность есть важнейший индикатор финансового состояния организации, от коего зависит степень доверия к данному конкретному бизнесу. Финотчетность позволяет принять нужное решение в области деятельности и развития компании [3, с. 34].

Кроме того, бухгалтерская документация – источник необходимой информации по финансово–хозяйственной деятельности предприятия для анализа и контроля со стороны аудита, налоговой службы и учредителей. То есть, документально подтвержденное оформление финансово–хозяйственных операций дает возможность службе бухгалтерии вести контроль, как предварительный и текущий, так и последующий, за функционированием материально-ответственных лиц предприятия, за имущественным движением, за расчетно–платежным состоянием [6, с. 297]. В целом же, именно от реальности, достоверности, а также своевременности составления первичных бухгалтерских документов прямо зависит само качество бухгалтерского учета.

Наконец, необходимо отметить юридическую (правовую) силу бухгалтерских документов при предъявлении исков/претензий либо при возникновении споров. В этом случае они выступают в качестве письменного доказательства того, что соответствующие хозяйственные операции были осуществлены, а, соответственно, бухгалтерские документы могут использоваться органами суда во время рассмотрения хозяйственных исков. Причем, органы суда признают за данными документами доказательную юридическую силу лишь когда последние правильно и своевременно оформлены [8, с. 92].

Таким образом, нельзя не отметить как позитивное начинание в области цифровизации госуправления алкоголеооборота России «переход к представлению бухгалтерской отчетности в налоговые органы в электронном виде (на основе принципа «одного окна») и создание общедоступного государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности и результатов ее аудита» [1].

Так Ю.А Солонина убедительно доказывает, что крайне важен аспект создания системы алкорынка как эффективного рынка для политики не только экономической, но и социального типа. Первое определено бюджетными поступлениями, а второе – показателем национального здоровья, который, в свою очередь, определен и уровнем использования в качестве пищи населением алкоголя [7, с. 457].

П.А. Шеломанова отмечает, что в связи с проблемами спада доходов алкорынка РФ, а также для понижения в нашей стране доли нелегальной алкопродукции была внедрена система Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), главный функционал которой заключен госрегулировании производства, а также оборота этилового спирта, всей российской алко/спиртосодержащей продукции [9, с. 77].

ФЗ №171 с 1 января 2016 г. обязал все распространяющие среди населения алкоголь организации и магазины в регистрации каждого факта закупки, а с 1 июля того же года – продажи алкопродукции.

ПБ ИТ «Атория» представил работу ЕГАИС графически следующим образом (рис. 1).

Рисунок 1. Работа ЕГАИС. [5]

Также П.А. Шеломановой заявлено, что «внедрение ЕГАИС – это не просто введение запретных мер, но и обдуманная система контроля, принимающая во внимание мотивированные пожелания бизнеса. Тем самым, законопослушные предприниматели имеют преимущества над нелегальными» [9, с. 78].

Таким образом, созданная цифровизация процедур госрегулирования рынка алкогольной продукции в нашем государстве выполняет ряд функций:

Однако требуется для совершенствования существующей системы организовать совмещение с ЕГАИС всех возможностей современного инфобизнеса в области телекоммуникации, интернетоализации, веб-разработок и прочего.

Система должна стать максимально дружелюбной для пользователя, с целью минимизации трат на ПО и оборудование.

Кроме того, важно отметить, что максимальный уровень эффективности может быть соотнесен только с полным контролем всех этапов создания, логистики и продажи алкоголя на территории России.

Список литературы

  1. Госпрограмма РФ «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» // Техэксперт. [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/499091760.
  2. Бабазадехнанехкаран М., Чимэддорж У., Хайкин М.М. Проблемы государственного регулирования цифровизации инновационной деятельности горнодобывающих предприятий // Цифровая экономика и индустрия 4.0: новые вызовы: сб. статей. – СПб.: СПБПУ, 2018. – С. 387-393.
  3. Бектемир Г.К., Турсынбекулы Д. Традиционный анализ финансового состояния организации // Научный вестник. – 2016. – №1(7). – С. 31–39.
  4. Земскова И.А. Трансформация качества госуслуг под влиянием цифровизации госорганов // Вестник СГСЭУ. – 2018. – №3(72). – С. 23-28.
  5. ЕГАИС // ПБ ИТ «Атория». [Электронный ресурс]: http://www.atoria.org/uslugi/egais/
  6. Скоробогатько Ю.О., Скоробогатько Е.Е. Методы анализа финансового состояния предприятия // Стратегия социально–экономического развития общества: сб. статей. – Курск: ЗАО «Университетская книга», 2015. – С. 297–299.
  7. Солонина Ю.А., Верховец О.А. Обзор методов госрегулирования в РФ рынка алкогольной продукции // Потенциал Российской экономики: сб. статей. – Омск: ФУ при ПРФ ОФ, 2017. – С. 453-458.
  8. Чиркова В.А., Бровикова К.А. Вуалирование и фальсификация бухгалтерской (финансовой) отчетности в контексте современной системы бухгалтерского учета // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. статей. – Пенза: Наука и просвещение, 2016. – С. 91–93.
  9. Шеломанова П.А. Совершенствование внедрения системы ЕГАИС в условиях нелегальной торговли на рынок алкогольной продукции // Развитие/актуальные вопросы современной науки. – 2017. – №5(5). – С. 76-80.