"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Проблемы реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания

Юдина Мария Владимировна – студент Южно-Российского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос о праве человека на свободу совести и свободу вероисповедания. Мировое сообщество и каждая отдельная страна не случайно уделяют особое внимание вопросам, которые связаны с обеспечением свободы мировоззрения человека и гражданина. Нормативно-правовое регулирование института свободы совести и свободы вероисповедания предусмотрено на международном и национальном уровнях. Проанализировав некоторые международные документы, можно вести речь о том, что в них ведется речь о двух самостоятельных понятиях: «свободе совести» и «свободе вероисповедания». Ряд известных ученых-конституционалистов, основываясь на нормах Конституции Российской Федерации, рассматривают свободу совести и свободу вероисповедания как единый правовой институт. В статье сказано, что свободу совести и свободу вероисповедания нельзя рассматривать как единый правовой институт, что происходит в действующей российской правовой реальности. Свобода совести и свобода вероисповедания — различные личные свободы, государство должно иметь самостоятельную систему гарантий реализации для каждой из названных свобод. Конституция Российской Федерации закрепляет также принцип светскости государства, который не нашел отражения в международно-правовых актах, но наряду с принципом равенства, является важнейшей гарантией реализации права на свободу совести и вероисповедания.

Ключевые слова: Права граждан, свобода совести, свобода вероисповедания, демократическое общество, правовой институт.

Тема права человека на свободу совести и свободу вероисповедания является довольно важной и актуальной. Мировое сообщество и каждая отдельная страна не случайно уделяют особое внимание вопросам, которые связаны с обеспечением свободы мировоззрения человека и гражданина: конфликты на почве религии и борьба за свободу вероисповедания - явления, которые характерны для каждого общества на любом этапе его развития. Право на свободу совести и свободу вероисповедания является одним из самых важных личных прав человека и гражданина в демократическом обществе.

Нормативно-правовое регулирование института свободы совести и свободы вероисповедания предусмотрено на международном и национальном уровнях. Проанализировав некоторые международные документы, можно вести речь о том, что в них ведется речь о двух самостоятельных понятиях: «свободе совести» и «свободе вероисповедания» [10, с.100].

В Российской Федерации законодательно не разграничиваются данные свободы. Закрепление и соблюдение основополагающих ценностей по Конституции довольно важно для России, которая пережила периоды атеизма и моноидеологии, насильственного изгнания тех, кто в то время не принимал партийных установок и многое иное [6, с.139].

Отсутствие в Конституции Российской Федерации дифференциации изучаемых правовых категорий повлекло наличие различных подходов ученых к соотношению понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания».

В России на сегодняшний день созданы все необходимые государственные и правовые гарантии свободы совести и свободы вероисповедания. Разработано законодательство, обеспечивающее свободу совести в целом и выступающее стабилизирующим фактором диалога между национальными и религиозными группами в российском обществе. Основу законодательства РФ по исследуемому вопросу составляет Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [4], устанавливающий главные принципы и гарантии в данной сфере. В РФ за нарушение права на свободу совести и свободу вероисповедания установлена административная и уголовная ответственность (ст. 5.26 КоАП РФ [2] и ст. 148 УК РФ [3]).

Ряд известных ученых-конституционалистов, основываясь на нормах Конституции Российской Федерации, рассматривают свободу совести и свободу вероисповедания как единый правовой институт, поскольку ст. 28 Основного закона одинаково наполняет правовым содержанием и смыслом свободу совести и свободу вероисповедания. Конституционный подход нашел отражение в нормах Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в котором содержатся оба термина и не проводится различия между ними.

Между тем О. А. Иванюк указывает, что понятие «свобода совести» шире по объему, чем понятие «свобода вероисповедания» [8, с. 57]. Свобода вероисповедания — элемент правового института свободы совести, поскольку последняя предполагает наличие религиозных, атеистических, индифферентных убеждений, а также их выражение. Однако ни законодательство, ни судебная практика не пришли к такому пониманию института «свобода совести».

Е. А. Жданова полагает, что для решения проблемы разграничения двух правовых институтов более верным было бы заменить термин «свобода совести» на термин «свобода мировоззрения», так как оно более точно отражает специфику и смысл содержания свободы совести [7, с. 106].

По мнению Ю. Е. Федотовой под «свободой совести» предлагается понимать благо, заключающееся в гарантированной каждому человеку возможности (то есть праве) распространения и выражения любого мировоззрения, а также действий в соответствии с ним в рамках закона. К свободе совести, в том числе (но не ограничиваясь таковой, исходя из буквального толкования Конституции), будет относиться свобода нерелигиозного или религиозного мировоззрения. К последнему, в свою очередь, относится свобода вероисповедания – гарантированная каждому человеку возможность (право) исповедовать любую религию любыми не запрещенными законом способами.

Возможности реализации свободы совести в российском законодательстве вовсе не урегулированы, даже отраслевой закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» фактически регламентирует лишь право исповедовать религию, причем с существенным пробелами, в том числе – в части, касающейся формирования категориально – понятийного аппарата [11, с. 13].

Из сказанного следует, что понятия «мировоззрение», «совесть», «свобода мировоззрения», «свобода совести» имеют сходство, но, тем не менее, их содержание не совпадает.

На мой взгляд, категория «свобода совести» шире, чем «свобода вероисповедания». В оксфордском словаре разграничиваются изучаемые понятия: под свободой совести понимается право следовать своим взглядам в соответствии с религией и моралью, под свободой вероисповедания — право исповедовать ту религию, которую индивид выбрал.

Учитывая изложенное, свободу совести и свободу вероисповедания нельзя рассматривать как единый правовой институт, что происходит в действующей российской правовой реальности. Свобода совести и свобода вероисповедания — различные личные свободы, государство должно иметь самостоятельную систему гарантий реализации для каждой из названных свобод. Это возможно при внесении соответствующих поправок в Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях».

Основной принцип Конституции и общечеловеческий принцип, законно ограничивающий свободу совести, отражен и закреплен в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, устанавливающей, что реализация прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В ст. 5 Федерального закона «О полиции» [5] также отмечается, что полиция проводит свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим организация функционирования органов правоохранения должна быть ориентирована на развитие плодотворного взаимодействия и сотрудничества с населением, с религиозными объединениями.

Значит, обеспечение конституционных прав предполагает со стороны представителей правоохранительных органов знание и понимание особенностей религиозных групп, понимание их поведения, а также учет данной особенности в своей работе. При соблюдении этих требований осуществление законодательства по обеспечению свободы совести и вероисповедания, как самых важных конституционных прав, будет происходить в полном объеме в современной РФ.

Таким образом, в заключении можно отметить, что в любом цивилизованном государстве считается неотъемлемым, естественным правом человека возможность иметь и свободно выражать свои взгляды на мир и отдельные его аспекты. Немаловажной составляющей мировоззрения является, в частности, отношение к религии. В этой связи Конвенция о защите прав человека и основных свобод гарантирует каждому «право на свободу мысли, совести и религии». И международными актами, и Конституцией гарантировано равенство прав человека и гражданина вне зависимости от его отношения к религии. Конституция закрепляет также принцип светскости государства, который не нашел отражения в международно-правовых актах, но наряду с принципом равенства, является важнейшей гарантией реализации права на свободу совести и вероисповедания.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Российская газета - Федеральный выпуск № 0(2868). – 31 декабря 2001 г.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Российская газета -8 июня 2010 г.
  4. Федеральный закон от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465.
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. 2011. 8 февраля
  6. Долейко А. А. Проблемы реализации конституционного права на свободу совести и свободу вероисповедания в российском обществе // Молодой ученый. — 2018. — №46. — С. 139-141.
  7. Жданова Е. А. «Свобода совести» и «свобода вероисповедания»: понятие и содержание // Современные социально-экономические процессы. Пенза, 2017. - С. 105–107.
  8. Иванюк О. А. Свобода совести и свобода вероисповедания: соотношение понятий и границы законодательного регулирования // Журнал российского права. - 2010. - № 9(165). - С. 46–58.
  9. Малиненко Э.В. Правовое положение человека и гражданина: проблемы теории и практики // Аграрное и земельное право. - 2018.- №4 (160). - С. 19-23.
  10. Скиданова А. Е., Кошелев Е. В. Проблема соотношения правовых категорий «свобода совести» и «свобода вероисповедания» в Российской Федерации // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2018. - № 3(74). - С. 100–102.
  11. Федотова Ю.Е. Свобода совести и вероисповедания как объект уголовно–правовой охраны. – Автореф. дис… к.ю.н.. Специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология ; уголовно-исполнительное право - -Екатеринбург, 2018. -29 с.