"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Профессиональные трудности тренеров по плаванию фитнес-клубов города Ба Риа – Вунг Тау

Фам Фи Хунг – преподаватель педагогического колледжа Ба Риа Вунг Тау; аспирант Московского педагогического государственного университета.

Фам Дык Хау – преподаватель Хошиминского педагогического технического университета.

Аннотация: Проведён опрос среди тренеров по плаванию, работающих в фитнес-клубах г. Ба Рия – Вунг Тау. Выявлены и классифицированы профессиональные трудности (проблемы, затруднения) тренеров по плаванию, показаны пути их преодоления.

Ключевые слова: Фитнес-клуб, тренер по плаванию, профессиональные трудности тренера по плаванию.

Введение. Плавание является жизненно важным навыком. В специальной литературе отмечается достаточно низкий уровень плавательной подготовленности населения Веьтнама [1].

Основным путем решения этой проблемы служит массовое обучение плаванию различных контингентов населения [2, 3].

В ответ на такой запрос государства и общества число фитнес-клубов с бассейнами в нашей стране стремительно возрастает. Соответственно растёт и количество фитнес-тренеров и инструкторов водных фитнес-программ. Условия фитнес-клуба накладывают свою специфику на характер профессиональной деятельности тренера (инструктора) по плаванию, которая отличается от деятельности тренера спортивной школы. Это во многом обусловлено тем, что немаловажной целью фитнес-клубов как коммерческих организаций является получение прибыли за счёт привлечения и удержания платёжеспособных клиентов. Кроме того, услуги фитнес-клуба не предполагают достижение высоких спортивных результатов, они [услуги], помимо освоения навыков плавания, направлены на оздоровление организма, формирование здорового образа жизни и коррекцию фигуры занимающихся.

Поскольку вузы и факультеты физической культуры целенаправленно не готовят фитнес-тренеров и инструкторов водных программ, лица, получившие образование по направлению или профилю подготовки «Физическая культура» и принятые на работу в фитнес-клубы и центры, неизбежно испытывают трудности, связанные с их профессиональной деятельностью в индустрии фитнеса. Исходя из этого, мы решили провести исследование, посвящённое выявлению профессиональных трудностей тренеров по плаванию, работающих в условиях фитнес-клуба.

Методы и организация исследования. Основными методами исследования стали анкетирование (которое носило анонимный характер) и последующая математическая обработка его результатов.

Контингент опрошенных – 25 тренеров по плаванию, работающих в фитнес-клубах Бария – Вунгтау, из них: 12 % опрошенных имеют стаж работы в данной области более 10 лет, 20% – от 6 до 10 лет, 36% – от 3 до 5 лет, 32 % тренеров – менее 3 лет.

Все опрошенные имеют опыт работы по плаванию с детьми дошкольного и школьного возраста, 24 % тренеров – грудного возраста, 92 % тренеров – со взрослыми.

Результаты исследования и их обсуждение. В табл. 1 представлены ответы тренеров по плаванию на вопрос о трудностях (проблемах, затруднениях), возникающих в процессе их работы.

Как видно из табл. 1, большинство тренеров испытывают трудности в работе и общении с капризными, избалованными детьми и конфликтными клиентами фитнес-клуба, что указывает на наличие у опрошенных коммуникативных трудностей (92 % респондентов). У 76 % тренеров возникают методические трудности в работе с «трудными» клиентами (детьми и взрослыми с паническим страхом воды, детьми с отклонениями в состоянии здоровья). 24 % тренеров считают руководителей своего фитнес-клуба не компетентными, 16% респондентов не довольны размером бассейна и не уверены в чистоте воды в чашах бассейна и в клубе в целом.

Таблица 1. Ответы тренеров по плаванию, работающих в фитнес-клубах на вопрос о профессиональных трудностях (проблемах, затруднениях), возникающих в процессе работы (n=25).

п/п

Трудность (проблема, затруднение)

Количество

ответов

1

«Невоспитанные, капризные, избалованные дети»

23

2

«Неадекватные, конфликтные клиенты (члены клуба)»

21

3

«Наличие у детей отклонений в состоянии здоровья»

14

4

«Дети и взрослые с паническим страхом воды»

9

5

«Неквалифицированные руководители»

6

6

«Когда родители детей вмешиваются в тренировочный

процесс»

4

7

«Непунктуальные члены клуба»

3

8

«Безразличие занимающихся к ошибкам, которые рано

или поздно дают о себе знать»

2

9

«Отсутствие сервиса для клиентов»

2

10

«Грязно в клубе (состояние воды)»

2

11

«Нарушение правил безопасности на рабочем месте

и в клубе в целом»

1

12

«Игнорирование этического кодекса по отношению

к персоналу»

1

13

«Глупые (нелогичные, несовременные) правила клуба»

1

14

«Безразличие родителей к результатам детей»

1

15

«Упорство клиентов, не понимающих истинные плюсы

от занятий плаванием»

1

16

«Маленький бассейн»

1

В целях подтверждения валидности полученных данных респондентам был задан вопрос о том, что им не нравится в работе тренером по плаванию в фитнес-клубе (табл. 2).

Таблица 2. Ответы тренеров на вопрос о том, что им не нравится в работе по плаванию в фитнес-клубе (n=25).

п/п

Недостатки работы (не нравится)

Количество

ответов

1

«Ранний приезд к 5.00 или поздний выезд из клуба

в 20.00 часов (дежурство)»

18

2

«Сезонность – крайне нестабильная заработная плата

(большой диапазон)»

16

3

«Конфликтные клиенты»

15

4

«Задержка заработной платы и аванса»

13

5

«Неквалифицированные руководители»

1

6

«Предвзятое отношение к кому-либо со стороны

начальства»

1

7

«Сплетни»

1

8

«Безответственность или неуважение к тренерам

и обслуживающему персоналу со стороны клиентов»

1

9

«Отсутствие у клиентов справок о состоянии здоровья

и разрешения врача посещать бассейн»

1

10

«Некомпетентность большинства сотрудников»

1

11

«Отсутствие зоны отдыха для тренеров»

1

12

«Уборка бортика (воды) во время дежурства или после аквааэробики»

1

 

72 % сотрудников бассейна отметили, что в их работе им не нравится дежурство, что связано с ранним приездом на работу к 05:00 и поздним выездом с работы в 20:00 часов.

16 человек из 25 (64 %) указали на такой недостаток в их работе, как сезонность, которая влияет на уровень заработной платы и её стабильность. Конфликтные клиенты не нравятся 60 % тренеров, в то время как трудности, связанные с ними, возникают у 92 % опрошенных. 52 % респондентов недовольны задержкой заработной платы. П о 4 % голосов набрали такие ответы, как: «уборка бортика (воды) во время дежурства или после аквааэробики», «отсутствие зоны отдыха для тренеров», «некомпетентность большинства сотрудников», «отсутствие справок о состоянии здоровья и на разрешение посещать бассейн», «неквалифицированные руководители», «предвзятое отношение к кому-либо», «сплетни», «безответственность или неуважение к тренеру или коллегам со стороны клиентов».

Заключение. По результатам проведённого исследования нами были определены пути преодоления профессиональных трудностей тренеров по плаванию:

Список литературы

  1. Chỉ thị số 17/CT-TTg ngày 16/5/2016 của Thủ tướng Chính phủ về tăng cường chỉ đạo, thực hiện phòng, chống tai nạn thương tích và đuối nước cho trẻ em, học sinh;
  2. Quyết định số 234/QĐ-TTg ngày 5/2/2016 của Thủ tướng Chính phủ phê duyệt Chương trình phòng, chống tai nạn, thương tích trẻ em giai đoạn 2016-2020;
  3. Сазонова И.М., Косьяненко Д.А. Организационные и методические особенности работы начинающего тренера по плаванию: методические рекомендации. Волгоград: ВГАФК, 2015. 38 с.