"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

УДК 373

Системное управление развитием образовательного учреждения

Хавроничев Владимир Иванович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Экономики и управления Череповецкого государственного университета.

Тюлю Галина Михайлова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Экономики и управления Череповецкого государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена проблеме управления школы. Авторами предлагается системное управление, которое целесообразно реализовать посредством программы развития школы. В статье даны рекомендации по составлению программы, выделены основные этапы реализации данной программы. Для каждого этапа выделены формы управленческого воздействия и описан результат.

Ключевые слова: Системное управление, программа развития школы, формы управленческого воздействия, личностно-ориентированный подход.

Развитие школы – это переход ее из одного состояния в другое. Особая роль школы состоит в создании условий становления личности свободной, образованной, готовой к свободному самостоятельному самоопределению своего места.

Если школа ориентирована на интенсивное развитие, то это предполагает множество частных изменений. Все эти изменения должны быть скоординированы и составлять единое целое. Реализация такого подхода к развитию школы требует системного управления.

Системный подход исходит из понимания процесса развития как совокупности связанных между собой изменений, обеспечивающих перевод школы как целого в качественно иное состояние.

Анализ педагогической, психологической и философской литературы позволил выделить общие тенденции понятия «развития школы». Развитие школы это позитивные изменения; развитие школы - переход школы в качественно новое состояние; развитие школы - создание и использование инновационных процессов; развитие школы - это развитие педагогов, развитие школы - это подготовка нового типа учителя; учителя-исследователя. Обобщая, можно сделать вывод, что развитие школы - это, прежде всего развитие педагога на основе его включения в поисковую, исследовательскую, инновационную деятельность, которая приводит школу к качественно новым результатам.

Т.И. Шамова подчеркивает, что воспитать личность свободной, образованной, культурной, нравственно и физически здоровой, готовой к свободному и самостоятельному самоопределению, готовой к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию можно только в школе, работающей в режиме развития. Исходя из данного положения, она формирует ведущие требования к развивающей и развивающейся школе. Первая группа требований связана с участниками образовательного процесса. Автор отмечает, что в развивающей школе ученик реализует свое право на получение образования, которое соответствует его потребностям, способностям и возможностям. Педагог же должен быть готов к выполнению основной функции - быть организующим и стимулирующим началом в становлении и развитии личности каждого ученика. Для этого учитель должен стать не просто носителем информации, а быть организатором учебно-познавательной деятельности каждого ученика и управлять учением. Ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление учебно-познавательной деятельностью. В развивающей школе меняется и позиция руководителя школы: директор должен совершенствовать работу с людьми, опираясь при этом на уважение к людям и максимально доверяя им. Другая группа требований связана с внутришкольным управлением. Качественную работу всех участников образовательного процесса должна обеспечить система стимулов. Педагогический коллектив должен работать в постоянном поиске, обеспечивая создание и использование инноваций в учебно-познавательном процессе и в управлении. В развивающей школе вырастает новый тип учителя: учитель-исследователь. Одно из важных требований относится к стилю взаимоотношений, в основе которых лежат сотрудничество, взаимоуважение и взаимодоверие. Школа может развиваться, если ее коллектив будет работать в постоянном поиске, обеспечивая создание и использование инноваций в учебно-воспитательном процессе и в управлении.

Реализация системного подхода к управлению развитием обеспечивается за счет разработки и использования специальных средств целевых программ. Одним из средств системного управления школы может служить программа развития по проблеме «Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию в школе, работающей в режиме разнопрограммного обучения».

Программу развития школы по своему смыслу мы рассматриваем как нормативную модель инновационного процесса, которая определяет исходное состояние школы, образ желаемого будущего, состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.

В системном управлении развитием школы разработка программы является важнейшей функцией. Но, чтобы, программа реализовалась, необходимо также обеспечить выполнение функций организации, руководства и контроля. Системное управление развитием школы требует гибких организационных структур, в которых присутствуют творческие временные подразделения. Перспективная модель организационной структуры управления содержит механизмы функционирования и механизмы развития. Механизмами функционирования являются: родительский комитет, аттестационная комиссия, методические объединения учителей, малый педагогический совет и т.д.

Механизмами развития школы служат: научно-методический совет школы, социально-психологическая служба, временные творческие объединения учителей и учащихся, объединения учащихся по интересам.

Нами выделены условия эффективности разработки и реализации программы развития школы:

  • Личностно-ориентированный подход в управлении школой;
  • Развитие профессиональной позиции педагога как личностно-ориентированный;
  • Развитие у педагогов личностно-ориентированного подхода к образовательному процессу;
  • Опора на личностно-ориентированные образовательные технологии;
  • Инициирование у участников образовательного процесса поиска личностных смыслов профессиональной и учебной деятельности;
  • Опора на внутришкольную систему обучения и развития педагогических кадров;
  • Включение педагогов в инновационную деятельность;
  • Включение учащихся в исследовательскую, творческую деятельность;
  • Опора на внутреннюю и внешнюю мотивацию;
  • Развитие устойчивой положительной мотивации к учению у школьников;
  • Развитие поля личностных достижений педагогов и учащихся;
  • Опора на совместную деятельность школы и ДОУ по преемственности образовательного процесса;
  • Опора на взаимодействие с внешней средой;
  • Опора на внутришкольный мониторинг как инструмент управления качеством образования.

Рассмотрим этапы развития школы. Условно можно выделить шесть этапов.

Первый этап – это этап функционирования. Основными направлениями работы школы на данном этапе являются формирование и становление педагогического и ученического коллективов, формирование традиций школы. Это подготовительный этап к переходу школы к разнопрограммному обучению. Поэтому конечным результатом на данном этапе был учебный план для организации учебного процесса в режиме разнопрограммного обучения и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Формы управленческих воздействий на первом этапе направлены на выработку единых педагогических требований, ориентацию учебного процесса на достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, на организацию деятельности в детском коллективе через самоуправление, на преемственность в обучении и воспитании среднего и начального звеньев.

Именно такие вопросы должны обсуждаться на заседаниях педагогических советов, теоретических семинарах. Стратегия воздействия руководства школы на педагогический коллектив на первом этапе - императивная.

Второй этап - диагностический. Основные направления работы школы: анализ состояния учебно-воспитательного процесса, анализ потребностей учащихся и родителей, анализ затруднений учителей в обучении и воспитании. На данном этапе изменяются формы и методы управленческих воздействий. Кроме заседаний педагогических советов, теоретических семинаров по организации образовательного процесса необходимо провести диагностические исследования по изучению удовлетворенности участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов организацией учебного процесса, изучить деятельность учителей по формированию системы качеств знаний учащихся, провести анкетирование учащихся по изучению познавательного интереса. Конечным результатом данного этапа работы школы являются: программа взаимодействия школы с дошкольными образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, открытие профильных классов, программы взаимодействия с внешним окружением школы в данном микрорайоне.

Третий этап - этап реализации личностно-ориентированного подхода в начальной школе. Основные направления: реализация развивающего обучения в начальной школе, реализация программ эстетического отделения (или другой направленности), подбор диагностических процедур для анализа результатов учебно-воспитательного процесса, подготовка педагогов по осуществлению преемственности идей развивающего обучения в основной школе. Вопросы, рассматриваемые на заседаниях педагогических советах, теоретических семинарах необходимо посвятить технологии развивающего обучения, технологиям современного урока, путям повышения мотивации учащихся и совместной работе семьи и школы в развитии личности ребенка.

В качестве конечных результатов данного этапа нами рассматривается личностно-ориентированное обучение на первой ступени, выход на проблему «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании в школе, работающей в режиме разнопрограммного обучения».

Четвертый этап - этап разработки программы развития школы «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании в школе, работающей в режиме разнопрограммного обучения». На данном этапе целесообразно провести теоретическое исследование проблемы, создать условия для обучения и воспитания школьников с учетом их потребностей, разработать условия личностно-ориентированного подхода к уроку. Формы управленческих воздействий на данном этапе самые разнообразные: педагогические советы, изучение инновационных карт педагога, диагностические исследования образовательной среды, дидактического обеспечения, их соответствие требованиям личностно-ориентированного образования. Результат данного этапа программа развития школы «Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию, работающей в режиме разнопрограммного обучения».

Пятый этап - этап практического исследования проблемы «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании в школе, работающей в режиме разнопрограммного обучения». На данном этапе реализуется личностно-ориентированный подход к уроку, реализуются принципы развивающего обучения в основной и средней школе, реализуются подпрограммы развития школы, реализуются программы управления профессиональной позиции педагога как личностно-ориентированный, образовательный процесс организуется с учетом потребностей учащихся и родителей. На данном этапе педагогам предлагаются целевые семинары «Развитие индивидуальности личности в учебном процессе» и «Развитие познавательных интересов и устойчивой мотивации к учению - залог положительного результата и саморазвития учащихся». Наряду с традиционными формами управленческих воздействий руководству школы целесообразно организовать собеседование с учителями (по итогам полугодия), анкетирование педагогов, учащихся и родителей. В практику работы школы ввести мониторинг удовлетворенности организацией образовательного процесса, мониторинг управления развитием профессиональной позиции педагога в школе.

Конечным результатом работы возможное присвоение школе статуса экспериментальной площадки по теме «Личностно-ориентированный подход к управлению развитием школы», а так же внутришкольная система обучения и развития педагогических кадров.

Шестой этап - этап подведения итогов работы школы по программе развития. На данном этапе целесообразно подвести итоги работы школы по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании в школе, работающей в режиме разнопрограммного обучения». Руководство школы подводит итоги работы школы по проблеме «Управление развитием профессиональной позиции педагога в школе», подводит итоги работы педагогов-исследователей по реализации авторских проектов, создает методические материалы по теме исследования школы, пропагандирует передовой педагогический опыт.

В работе с педагогическим коллективом необходимо использовались такие формы управленческих воздействий, как практикум «Технология научного педагогического эксперимента», деятельностные игры, разработка индивидуальных творческих проектов. Педагоги анализируют работу школы, себя, администрации через рефлексивные листы и листы карьеры учителя. Для организации дальнейшей работы по обучению и развитию педагогических кадров проводится диагностическое исследование «Затруднения педагогов в обучении и воспитании». В качестве конечного результата на заключительном этапе нами рассматриваются: организация образовательного процесса в режиме разнопрограммного обучения на всех ступенях, осуществления преемственности развивающего обучения, издание методического сборника, присвоение школе статуса опорного центра по проблеме «Управление развитием школы».

Список литературы

  1. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой. М.-Белгород, 250с.
  2. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М., 140с.
  3. Шамова Т.И. Управление образовательными системам. М.: Владос, 319с.
  4. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 176с.
Интересная статья? Поделись ей с другими: