"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

УДК 796.01

Анализ функционирования профессиональной служебной и физической подготовки в социальной организационно-технической системе ОВД

Ковалев Александр Анатольевич – помощник начальника УМВД России по Петроградскому району г.Санкт-Петербурга – начальник отдела по работе с личным составом.

Стахно Роман Евгеньевич – кандидат технических наук, заместитель начальника кафедры Математики и информатики Санкт-Петербургского университета МВД России.

Алексеев Сергей Алексеевич – доктор технических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры Математики и информатики Санкт-Петербургского университета МВД России.

Аннотация: В статье рассмотрены трудности в организации профессиональной служебной и физической подготовки в подразделениях отделов и управлений административных районов регионального органа внутренних дел. Раскрыты основные причины и недостатки в профессиональной подготовке. Указаны возможные пути решения по кадровой укомплектованности должностей специалистов групп и отделов профессиональной подготовки. Сделан вывод, что для совершенствования системы профессиональной подготовки в территориальных подразделениях органов внутренних дел, необходимо провести комплекс мер по совершенствованию организационно-штатного, материально-технического обеспечения и методов организации профессиональной служебной и физической подготовки на качественно новых принципах.

Ключевые слова: Профессиональная подготовка, специалист, квалификация, материально-техническая база, территориальные подразделения, МВД России.

Для повышения эффективности функционирования такой социальной организационно-технической системы, как организации органов внутренних дел МВД России, в борьбе с преступностью, обеспечения безопасности личности, охране общественного порядка и защите всех форм собственности требуется хорошо отлаженная, постоянно действующая и динамично развивающаяся система профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Уровень подготовки действующих сотрудников и вновь принимаемых граждан не всегда отвечает требованиям федеральных и ведомственных нормативных актов предъявляемым к сотрудникам полиции (Федеральному закону «О полиции» N 3-ФЗ принят 7 февраля 2011 года (с изменениями от 3 августа 2018 года), Приказам МВД России:

  1. от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации»;
  2. от 23.11.2017 N 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации»;
  3. от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации»).

Современный динамично развивающейся мир, требует постоянного совершенствования системы профессиональной служебной и физической подготовки, где на руководителей осуществляющих организацию и проведение занятий налагаются высокие требования по уровню личной профессиональной подготовки. Низкий уровень подготовки специалистов кроются как объективных, так и субъективных причинах [1-4].

В качестве основных причин низкой эффективности проведения занятий можно выделить:

  1. отсутствие четкой взаимосвязанности всех уровней руководителей профессиональной, служебной и физической подготовки;
  2. не своевременное внедрение новых методик обучения, способствующих профессиональному развитию;
  3. комплектование должностей специалистов отвечающих за профессиональною подготовку решается за счет набора сотрудников с сомнительной квалификацией, за частую прослужившими в органах внутренних дел не более 1-2 лет;
  4. большая текучка кадров на должностях специалистов группы профессиональной подготовки (ГПП) отдела по работе с личным составом территориального подразделения МВД обусловлена низкими тарифными ставками, специалист имеет 17 тарифный разряд и звание старший лейтенант внутренней службы;
  5. группа состоит из двух сотрудников – аттестованного и вольнонаемного.

В должностные обязанности специалиста ГПП вменяется:

  1. организация и проведение занятий по профессиональной подготовке;
  2. организация и проведение занятий по физической подготовке;
  3. организация и проведение занятий по боевым приемам борьбы;
  4. организация и проведение занятий по огневой подготовке;
  5. организация и проведение спортивных мероприятий;
  6. комплектование высших учебных заведений;
  7. организация и проведение зачетов для присвоения квалификационных званий;
  8. организация первоначальной подготовки вновь принятых на службу сотрудников;
  9. - содержание и развитие учебной и материально-технической базы;

10)- проверка проведения учебных занятий и ведения отчетных документов по учебным группам - и тд.

Специалист ГПП в служебное время занимается канцелярской работой, составляет планы, отчеты, отвечает на входящие письма, согласовывает документы, что существенно влияет на качественное проведение занятий.

Для повышения квалификации постоянного кадрового состава подразделений профессиональной подготовке (ППП) необходимо:

  1. более качественно осуществлять отбор кандидатов на должности специалистов ППП;
  2. повысить тарифный разряд по должности;
  3. убрать не свойственные нагрузки по должности;
  4. на регулярной основе осуществлять повышение квалификации специалистами ППП.

Большое значение имеет материально-техническая база территориального подразделения МВД, учебно-технические средства, наличие тренажеров (симуляторов), учебной литературы и проекционного материала.

Недостаточно внимания уделяется развитию материально-технической базе, что обуславливается следующими причинами:

  1. не достаточной компетенции специалиста ГПП;
  2. не достаточно качественного использования имеющейся базы;
  3. трудности внедрения в процесс подготовки современные средства обучения;
  4. низкое финансирование системы профессиональной подготовки;
  5. отсутствие в территориальных подразделения МВД собственных спортивных залов, современных тренажеров и тиров.

В крупных городах функционируют 1-2 тира, для организации и проведения занятий по огневой подготовке приходится отрывать сотрудников от выполнения ими должностных обязанностей на 4 – 6 часов в неделю, при том, что большая часть времени уходит на доставку сотрудников в тир и обратно. Повсеместное внедрение электронных тиров могло бы значительно улучшить сложившуюся ситуацию и качество подготовки сотрудников, сократить их отрыв от выполнения должностных обязанностей и сэкономить материальные средства (боеприпасы, топливо, ресурс служебного автотранспорта) [5,6].

Качество профессиональной, служебной и физической подготовки зависит и от руководителей структурных подразделений осуществляющих контроль за выполнением подчиненными сотрудниками учебного плана и расписания занятий. Большой объем работы по должностным обязанностям отодвигает профессиональную подготовку на второй план, поэтому руководители подразделений не уделяют ей необходимого времени. Значение профессиональной подготовки состоит в том, что обучение сотрудников по месту прохождения службы оперативно устраняет пробелы в их профессиональных умениях и навыках, поддерживает и развивает физическую подготовку [7].

Из указанных факторов можно сделать вывод, что система профессиональной, служебной и физической подготовки в территориальных органах внутренних дел направленная на повышения уровня подготовки сотрудников имеет ряд серьезных недостатков:

  1. низкую компетенцию специалистов по профессиональной подготовке;
  2. слабую материально-техническую базу;
  3. низкое качество материала изучаемого в системе профессиональной подготовки, не соответствующее профилю деятельности сотрудников;
  4. не достаточную личную незаинтересованность сотрудников;
  5. халатность должностных лиц.

Для совершенствования системы профессиональной подготовки в территориальных подразделениям органов внутренних, необходимо провести комплекс мер по совершенствованию организационно-штатного и материально-технического обеспечения, организации профессиональной, служебной и физической подготовки на качественно новых принципах, обеспечивающих жесткую взаимосвязь содержания подготовки с потребностями подразделений. Современное информационное и технологическое развитие позволяет создать принципиально новые подходы и методики профессионального обучения, повышения качества компетенций сотрудников органов внутренних дел, за счет применения инновационных технологий обучения, современных тренажеров и симуляторов.

Список литературы

  1. Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».
  2. Приказ МВД России от 23.11.2017 N 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».
  3. Приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».
  4. Приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».
  5. Алексеев С.А., Парфенов Н.П., Стахно Р.Е. Анализ управления тренажерной подготовкой, как социальной организационно-технической системой / Синергия Наук. 2018. № 23. С. 1307-1312.
  6. Алексеев С.А., Гончар А.А., Стахно Р.Е., Яковлева Н.А. Проектирование системы управления информационными ресурсами регионального информационного центра органов внутренних дел как социальной организационно-технической системой / Перспективы науки. 2018. № 8 (107). С. 27-34.
  7. Алексеев С.А., Стахно Р.Е., Гончар А.А. Моделирование структуры и процесса организационного управления тренажерной подготовкой в учебных заведения органов внутренних дел / Вестник полиции. 2018. №5(1)/С.3-9.