"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Умственная работоспособность младших школьников с ослабленным здоровьем

Гаджимурадова Райханат Тинамагомедовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Профессионального и дополнительного образования Дагестанского института развития образования.

Аннотация: В младшем школьном возрасте закладывается фундамент физического и психического здоровья детей, развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, развиваются основополагающие физические и нравственно-волевые качества и формируются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. В связи с этим семья и школа должны создать благоприятные педагогические условия, способствующие не только развитию интеллектуальных способностей, но и сохранению и укреплению физического и психического здоровья младшего школьника.

Ключевые слова: Умственная работоспособность, младшие школьники, среднесуточная двигательная активность, физическая подготовленность, физическая культура.

В современных условиях исключительно важной становится роль начального образования в становлении и развитии личности младшего школьника, сохранении и укреплении его здоровья. Одной из важнейших задач общеобразовательных учреждений является охрана и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста.

Однако в современном обществе возникает серьезная проблема воспитания здорового человека, обладающего новым педагогическим мышлением, надежным физическим состоянием и высокой интеллектуальной подготовкой, способного к активной жизнедеятельности.

За годы обучения в школе в 3-4 раза возрастает число нарушений зрения и осанки. Из года в год в образовательных учреждениях увеличивается число физически ослабленных и часто болеющих детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

В настоящее время в практику работы образовательных учреждениях широко внедряются разные образовательные и оздоровительные программы, способствующие формированию укреплению здоровья учащихся в сфере, как учебной деятельности, так и физической культуры и воспитательной работы.

Проблема охраны и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни детей школьного возраста становится в последние годы приоритетным направлением. В научно-методической литературе широко обсуждаются и рассматриваются проблемы формирования ценностных основ здорового образа жизни и пути его стимулирования и достижения.

Умственная работоспособность ослабленных младших школьников определялась по корректурным таблицам по методике Н.Т. Тереховой (1980) и сравнивалась с показателями здоровых детей.

Показатели умственной работоспособности у ослабленных мальчиков и девочек заметно снижены по сравнению с данными здоровых детей. С возрастом ослабленных детей постепенно повышается объем выполняемой умственной работы, которая выражается количеством просмотренных знаков.

Ослабленные младшие школьники отстают не только в абсолютных показателях объема выполняемой работы от здоровых детей, но и в темпах годовых приростов. Сравнительный анализ числа просмотренных знаков за 3мин. в корректурной таблице до занятия и после первого занятия выявил уменьшение объема выполняемой работы как у ослабленных, так и здоровых детей. У детей наблюдается уменьшение числа просмотренных знаков после занятий. Уменьшение объема выполняемой работы у младших школьников обусловлено снижением умственной работоспособности и их утомлением.

Качество умственной работы, которая определялось числом допущенных ошибок во время выполнения корректурных заданий, с возрастом у ослабленных детей, как и у здоровых школьников, улучшается. Число ошибок от возраста к возрасту уменьшается. Анализ качественных показателей умственной работоспособности выявил более низкий уровень ее развития у ослабленных детей по сравнению со здоровыми младшими школьниками. У ослабленных и здоровых младших школьников количество ошибок до занятия меньше, чем после занятия, но количество ошибок после занятия у первых значительно больше, чем у вторых. Это объясняется тем, что у ослабленных детей быстрее наступают утомление, которое свидетельствуют о более низком уровне развития психологических процессов (мышления, внимания, памяти). Коэффициент продуктивности, характеризующий объем и качества выполняемой работы по корректурной таблице, с возрастом детей повышается.

Показатели коэффициента продуктивности умственной работоспособности у ослабленных младших школьников существенно ниже, чем у здоровых детей. Это объясняется меньшим объемом выполняемой работы и большим числом ошибок, которые делают ослабленные младшие школьники при выполнении корректурного задания

Продолжительность активной работы на умственных занятиях у ослабленных младших школьников меньше чем у здоровых детей. Сравнительный анализ показателей времени активной работы на занятиях выявил более низкую активность у ослабленных детей, чем у здоровых младших школьников. Это объясняется более низким уровнем развития психических процессов и учебных возможностей у ослабленных и часто болеющих младших школьников. Для этой категории детей были характерны более частые отвлечения в процессе занятий. Ослабленные младшие школьники во время занятий больше отвлекались, хуже слушали объяснение педагога, пассивно участвовали в выполнении задания. Они были более рассеяны и невнимательны, хуже организованы, чем здоровые их сверстники. В течение учебного года младшие школьники с ослабленным здоровьем испытывали затруднения в освоении учебного материала, предусмотренного для учащихся начальных классов.

Установленные нами уровневые характеристики психомоторного, сомотофункционального развития детей с ослабленным здоровьем является основанием организации педагогической деятельности учителей младших классов. Выявленные индивидуальные и возрастные особенности физического развития, двигательной активности, умственной и физической работоспособности ослабленных детей необходимо учитывать при проектировании здоровьесберегающей программы по физическому воспитанию школьников и организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях образовательной школы.

Младшие школьники, малоподвижный образ и имеющие низкий уровень физического развития и слабую физическую подготовленность, как правило, имеют низкие показатели двигательной активности, умственной и физической работоспособности. Такая зависимость и взаимосвязь наблюдается на протяжении всего младшего школьного возраста.

Школьники с ослабленным здоровьем в основном нуждаются в индивидуально-личностном подходе, чем их здоровые сверстники. Воспитательная и оздоровительная работа с этой категорией детей следует организовать на индивидуально-дифференцированном подходе с учетом возраста и уровня подготовленности. В процессе исследования установлено, что показатели физического развития, физической подготовленности, двигательной активности, физической и умственной работоспособности младших школьников с ослабленным здоровьем значительно отстают по сравнению с возрастными нормами здоровых детей. Это свидетельствует о сниженных учебных и функциональных возможностях младших школьников с ослабленным здоровьем.

Наблюдение показало, что в начальных классах двигательный режим ограничивается проведением трех уроков физической культуры. У 62 % младших школьников с ослабленным здоровьем наблюдается низкий и ниже среднего уровень развития двигательной активности. В связи с этим двигательный режим детей младшего школьного возраста с ослабленным здоровьем нуждается в четком планировании, регулировании в течение дня и недели.

Основными причинами, ограничивающими двигательную активность младших школьников с ослабленным здоровьем являются: неупорядоченный двигательный режим; недостаточный педагогический и медицинский контроль за организацией физкультурно-оздоровительной работы и самостоятельной двигательной активности детей во внеурочное время; необоснованное освобождение их от занятий физкультуры; продолжи­тельная умственная работа в школе во время учебных занятий и приготовления домашних заданий.

Список литературы

  1. Гаджимурадова Р.Т. Педагогические условия проектирования и реализации здоровьеформирующей технологии физического воспитания младших школьников: автореф. дис . . . канд. пед. наук. –Махачкала, 2012.
  2. Алиев М.Н. Педагогические основы физического воспитания детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем: автореф. дис . . . д-ра пед. наук . – Ростов-на-Дону, 1995. – 46 с.
  3. Алиев М.Н., Гаджимурадова Р.Т. Двигательная активность младших школьников и пути её оптимизации в начальной школе // Известия Южного федерального университета. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2010. – № 4. С.80-88.
Интересная статья? Поделись ей с другими: