"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

УДК 339.5

Теория и практика уплаты таможенных платежей при импорте товаров

Степанова Юлия Робертовна – студент по специальности «Таможенное дело» Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

Научный руководитель: Ахмедзянов Рустам Равильевич – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное дело» Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

Аннотация: Таможенные пошлины являются важным инструментом внешнеэкономической деятельности государства и представляют собой систему мер, процедур и правил перемещения товаров через таможенную границу с целью защиты и стимулирования развития национальной экономики. В современной экономической ситуации большое значение имеет регулирование ввоза иностранной продукции на отечественный рынок, поэтому в данной статье рассмотрена теория и практика уплаты таможенных платежей при импорте товаров.

Ключевые слова: Таможенные пошлины, таможенные ставки, таможенные органы, внешнеэкономические отношения, импорт товаров, таможенный тариф.

Таможенные платежи – это пошлины, налоги и сборы, взимаемые таможенными органами с участников внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Таможенные платежи выполняют самую главную функцию – фискальную, т.е. являются постоянным источником пополнения доходной части федерального бюджета. Это один из важнейших видов косвенных налогов, который взимается государством с товаров и транспортных средств при ввозе и вывозе по ставкам, предусмотренных таможенным тарифом. [1]

Таможенными платежами выполняется важная роль в защите экономических интересов государства. Они уплачиваются при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации и в случаях, установленных таможенным законодательством (например, ввозные таможенные пошлины взимаются с предметов личного потребления, поступающих в международных почтовых отправления в адрес лиц проживающих в России, а также с аналогичных товаров, ввозимых физическими лицами, прибывающими в нашу страну).

Таможенные платежи защищают отечественную промышленность и сельское хозяйство. Поскольку таможенная пошлина является косвенным налогом, то она влияет на будущую стоимость товара. С увеличением стоимости ввозимого товара повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальными товаропроизводителями, а во внутренней торговле обеспечивается поэтапный переход на мировые цены на сырьё и энергоносители. Чем выше уровень таможенных платежей, тем надёжнее они защищают национальные фирмы.

С точки зрения внешнеторгового баланса страны за счёт взимания и гибкого управления ставками таможенной пошлины оптимизируется соотношение между объёмами экспорта и импорта товаров. Установление различных ставок таможенных пошлин на различные товары создаёт предпосылки к более обоснованной структуре импорта товаров или же предотвращает нежелательный экспорт товаров, внутренние ценных которых ниже мировых, а также позволяет выбирать приоритетные области экспорта, импорта и регулировать общий поток товаров.

Согласно пункта 1 статьи 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза к таможенным платежам относятся [2]:

  1. ввозная таможенная пошлина;
  2. вывозная таможенная пошлина;
  3. налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
  4. акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
  5. таможенные сборы.

Ввозные пошлины исчисляются исходя из размера ставок, которые действовали на момент регистрации декларации таможенным органом. Основанием для начисления ввозных пошлин служит Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) – это свод ставок пошлин, которые применяются к товарам, при ввозе их на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран. [3]

По итогам 2018 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 6063,2 млрд. рублей, что на 1487,5 млрд. рублей или на 32,5% больше по сравнению с 2017 годом, и больше по сравнению с 2016 годом на 1656, 2 млрд. рублей или на 37,6%.

В том числе:

  1. НДС – 2255,5 млрд. рублей;
  2. ввозные таможенные пошлины – 578,6 млрд. рублей;
  3. вывозные таможенные пошлины – 3025,7 млрд. рублей;
  4. акцизы при ввозе товаров – 95,2 млрд. рублей;
  5. таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами – 16,3 млрд. рублей;
  6. таможенные сборы – 20,3 млрд. рублей;
  7. иные платежи – 71,6 млрд. рублей.

Динамика перечислений таможенных и иных платежей, администрируемых Федеральной таможенной службой России, в доход федерального бюджета в 2016 – 2018 годах представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Динамика перечислений таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС России, в доход федерального бюджета.

Структуру таможенных платежей, перечисленных в доходную часть федерального бюджета страны можно проследить в таблице 1.

Таблица 1. Структура таможенных платежей, перечисленных в доходную часть федерального бюджета, млрд. рублей.

Таможенные платежи

2016 г.

млрд. рублей

2017 г.

млрд. рублей

2018 г.

млрд. рублей

Изменения (+/-) по отношению к 2018 г.

2016 г.

2017 г.

НДС

1762,8

1900,8

2255,5

+492,7

+354,7

Ввозные таможенные пошлины

489,8

506

578,6

+88,8

+72,6

Вывозные таможенные пошлины

2054,1

1968,3

3025,7

+971,6

+1057,4

Акциз при ввозе товаров

58,8

76

95,2

+36,4

+19,2

 

 

Таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физ. Лицами

5,6

7,4

16,3

+10,7

+8,9

Таможенные сборы

16,9

18,4

20,3

+3,4

+1,9

Иные платежи

18,9

98,8

71,6

+52,7

-27,2

 

Исходя из данных таблицы 1 можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в структуре таможенных платежей занимает вывозная таможенная пошлина. На её долю в 2018 году приходится 49,9%.

Наименьший удельный вес занимают таможенные сборы, так в отчётном году на их долю пришлось 0,33%.

В 2018 году наблюдался рост по сравнению с 2017 годом поступлений почти по всем категориям товара, кроме товаров доставляемых перевозчиком, и товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, что обусловлено в первую очередь увеличением стоимостных объёмов ввоза товаров для личного пользования и количественным ростом объёмов ввоза транспортных средств для личного пользования.

В целом в 2018 году заметно увеличение поступления таможенных платежей в федеральный бюджет страны. Большая часть таможенных платежей за исследованный период пришлась на вывозные таможенные пошлины, что можно объяснить тем обстоятельством, что в структуре экспорта Российской Федерации большую долю занимают сырьевые товары.

В качестве заключения проведенного исследования правового регулирования и администрирования исчисления, уплаты и взыскания таможенных платежей при импорте товаров можно сформулировать перспективные направления развития в данной сфере:

  1. Разработка единого механизма налогового и таможенного администрирования и валютного контроля, базирующегося на использовании инновационных технологий стала ключевой в процессе повышения эффективности контроля уплаты косвенных налогов в отношении ввозимых на таможенную территорию товаров. Для успешной реализации поставленной задачи необходимо решение технических, организационных и правовых вопросов. В дальнейшем при формировании и развитии правовой среды можно считать целесообразным учитывать международные стандарты, и в первую очередь, разработанные под эгидой ВТамО.
  2. Работа единого механизма налогового, таможенного администрирования и валютного контроля, базирующегося на использовании инновационных технологий, создаст предпосылки и основу для возможности перехода к уплате ввозной таможенной пошлины и налогов после выпуска товаров. В качестве упрощения администрирования косвенных налогов при ввозе товаров такая возможность может быть предоставлена определенному числу участников внешней торговли, имеющих безупречную налоговую и таможенную репутацию, а также обладающими статусом «уполномоченный экономический оператор». Переход к уплате ввозной таможенной пошлины и налогов после выпуска товаров будет являться существенной поддержкой для законопослушного бизнеса.

Проведённый анализ таможенного администрирования позволяет прогнозировать возможное перераспределение полномочий между таможенными и налоговыми органами: к функциям таможенных органов по-прежнему будет отнесён контроль уплаты ввозной таможенной пошлины; налоговые органы могут получить функцию контроля уплаты косвенных налогов на ввозимые на таможенную территорию товары.

Список литературы

  1. Баландина Г. Таможенно-тарифная политика и стимулирование инноваций в России. М., 2016. С. 14.
  2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. – М.: Проспект, 2018. – 512с.
  3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (ред. от 21.08.2018) "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза".
  4. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс] URL: http://www.customs.ru.
Интересная статья? Поделись ей с другими: