"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Теоретические основы и развитие понятия комплаенса

Утегенова Олеся Сергеевна – студент магистратуры Высшей школы государственного аудита (факультета) Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные направления развития института комплаенса, который прочно не закрепился в отечественном законодательстве. В связи с этим, важным вопросом остается определение самого института комплаенса.

Ключевые слова: Комплаенс, комплаенс-функция, внутренний контроль, программа комплаенса, банковский комплаенс.

Все, что требуется от комплаенса – это предотвращать, находить и устранять проблемы с помощью регламентации, обеспечивать выполнение правил. Если с этим будет все в порядке, общество более не будет считать, что нужно больше регламентации бизнеса [1, c.39-42].

За последние двадцать лет нормы комплаенса постепенно стали неотъемлемой частью принципов управления организацией. Громкие скандалы, связанные с неспособностью организаций соблюдать законодательство, нормативные акты, кодексы делового поведения и этические нормы указали на важность этих аспектов. На сегодняшний день предъявляются высокие требования к прозрачности и соблюдению этических норм к компаниям, с которыми взаимодействуют клиенты, инвесторы, акционеры, а также банки и государственные организации.

Термин «комплаенс» является производным от английского слова compliance, что переводится как «соответствие». В отсутствие официального определения в российском законодательстве, в корпоративной среде действует негласное правило использования англицизма, а также, в зачастую, встречаются интерпретации, например, соблюдение правовых и этических норм. До настоящего времени российским ученым и юристам-практикам не удалось подобрать в русском языке какой-либо эквивалент. На наш взгляд, очень хорошее описание комплаенса, отражающее его суть, выработано в Китае. В Справочнике по деловой этике указано, что в самом общем виде комплаенс понимается как состояние или действия в соответствии с установленными правилами, включая стандарты, спецификации, постановления или законы. На уровне корпораций или организаций комплаенс представляет собой процесс управления, который позволяет определять применимые правила, оценивать состояние операций и потенциальные риски, а затем обеспечивать приложение усилий для обеспечения соответствия требованиям и при необходимости принимать корректирующие меры [2] В связи с отсутствием четкого определения в нормативной базе, данное обстоятельство вносит некую путаницу и не способствует единому пониманию сути термина, поэтому необходимо разобраться в том, что входит в это понятие.

Итак, комплаенс является одной из наиболее «модных» тем в специальной области наших дней. Одним из вариантов раскрытия понятия проходит через утверждение о том, что «наука комплаенса», как правило, занимается юридической ответственностью в рамках корпораций, в частности, определением мер, которые должны быть приняты руководством корпораций в границах своих обязанностей в целях избегания нарушения подчиненными работниками правовых запретов [3].

Кратким является определение Кейте: под комплаенсом понимается избежание юридически значимых рисков путем наилучшей организации деятельности корпораций [8, c. 39]. Терехова А.Г. определяет комплаенс-систему как комплекс встроенных в бизнес-процессы корпорации видов внутреннего контроля в разрезе людей̆, технических средств и документов, установленных для соблюдения внешних и внутренних нормативов и требований [6]. По определению, данному Ю. Бондаренко, комплаенс - это «неотъемлемая часть корпоративной культуры компании, при которой выполнение каждым сотрудником своих должностных обязанностей, включая принятие решений на всех уровнях, должно соответствовать стандартам законности и добросовестности, установленным компанией для ведения своей деятельности». [4] Резюмируя вышеуказанные дефиниции, можно прийти к выводу, что понятие «комплаенс» означает следование правилам, законам, стандартам или соответствие им. Оно также подразумевает понимание ответственности и обязательство по соблюдению соответствующих Кодексов поведения.

Часто в специальной литературе можно заметить, что комплаенс ассоциируют с внутренним контролем организации, утверждая, что оба понятия, можно сказать, являются синонимами. Согласно методике COSO [9], внутренний контроль – процесс, осуществляемый советом директоров, руководством и другим персоналом организации, направленный на обеспечение разумной уверенности в том, что будут достигнуты цели организации по:

  1. соответствию деятельности действующему законодательству;
  2. достоверности финансовой отчетности;
  3. эффективности и экономичности операций.

Само понятие «внутренний контроль» является достаточно новым для отечественной практики, и, в общем-то, этот термин пришел из аудиторской практики. Система внутреннего контроля (СВК) — совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в т. ч. включает надзор и проверку, организованные внутри данного экономического субъекта его силами:

Как отмечает А.В. Орлов, "система внутреннего контроля предотвращения нарушений" является правильным синонимом "системы комплаенс" в русском языке. При этом в организации сознательно или несознательно могут нарушаться:

В первом случае (при нарушении обязательных ограничений) организацию и ее должностных лиц может ждать ответственность, результатом которой могут стать крупные штрафы, привлечение к субсидиарной ответственности, гражданско-правовая ответственность по долгам организации, уголовная ответственность должностных лиц, а также репутационные потери и пр.

Во втором случае (в случае нарушение добровольных ограничений) организацию могут ждать потеря репутации, потеря различных профессиональных рейтингов, привлекательности для клиентов, инвесторов и, как следствие, риск потенциальных убытков [5].

Исходя из данных определений, безусловно, важно отметить, что понятия «комплаенс» и «внутренний контроль» имеют одни задачи и цели. Можно предположить, что комплаенс является одним из видов внутреннего контроля. Путаница между двумя определениями, как нам кажется, будет существовать до тех пор, пока понятие «комплаенс» не закрепится на законодательном уровне.

Современное понятие «комплаенс» родилось в Соединенных Штатах Америки в 70-е годы. Однако, коренное начало, можно сказать, берет в начале XX столетия, а именно в 1906 году, когда в США было создано FDA — Food and Drug Administration. Это агентство стало регулятором в области фармацевтической и пищевой промышленности и создавало правила, которым участники рынка были обязаны следовать. Основной толчок к развитию был период второй половины XX века, то время Комиссия SEC [11] раскрыла множество преступлений, отличительной чертой которых была культура взяточничества и «откатов». Как оказалось, многие транснациональные компании, учрежденные в США, подкупали иностранных должностных лиц в целях получения коммерческих преимуществ, вследствие чего в 1977 году был принят закон FCPA (Foreign Corrupt Practices Act) с целью восстановления доверия общества и предотвращения правонарушений. Данный закон требовал от организаций принятия на официальном уровне политики в отношении взяточничества, откатов, бухгалтерского учета и прочих норм деловой этики.

Следующее десятилетие также отличилось громкими скандалами, где имелись случаи незаконных инсайдерских торговых операций с использованием конфиденциальной информации. Это привлекло к принятию Конгрессом США в 1988 году Закона «О противодействии инсайдерской торговле и мошенничеству с ценными бумагами» [7, c. 26]. Требования данного документа сводятся к тому, чтобы организации утверждали комплаенс-программы в целях предотвращения случаев инсайдерской торговли со стороны персонала. Закон «О реформе системы назначения наказаний» от 1984 года, позволил Конгрессу учредить Комиссию по назначению наказаний (англ. United States Sentencing Commission), которая обладает широкими полномочиями, а также отвечает за формулирование директив по назначению наказаний, применяемые судами США. В качестве дополнения к вышеуказанному закону, в 1991 году вступили в силу Федеральные Директивы, которые применяются в отношении компаний, пенсионных фондов, доверительных фондов, партнерств, некоммерческих и правительственных организаций [7. C. 26]. Данные директивы разработаны для достижения двух основных целей: «справедливости наказания» и «сдерживания от совершения правонарушений». Именно директивы содержат рекомендации для судов относительно наказаний, назначаемых за правонарушения на уровне компаний, и четко определяют нормы разработки комплаенс - программ. Представители обвинения, согласно директивам, могут, но не обязаны также принимать решение о степени эффективности программы в соответствии с их требованиями. Таким образом, Федеральные директивы сформировали современное понятие комплаенса и способствовали внедрению эффективных комплаенс-программ в организации.

В 2002 году, впоследствии крупных финансовых махинаций в сфере бухгалтерского учета, был принят Закон SOX (англ. Sarbanes-Oxley Act, SOX), предусматривающий ряд реформ в целях повышения корпоративной ответственности, стимулирования раскрытия финансовой информации, а также противодействия мошенничеству со стороны компаний в области бухгалтерского учета. С помощью данного закона был учрежден Совет по надзору за бухгалтерской отчётностью публичных компаний (англ. Public Company Accounting Oversight Board) в целях надзора за деятельностью аудиторов.

Принятые поправки в 2004 году к Федеральным директивам требуют от компаний развития организационной культуры, способствующей этичному поведению, и подтверждают обязательство по обеспечению комплаенса по отношению к требованиям законодательства [7, c. 26].

Наиболее важной финансовой реформой со времен Великой депрессии считается Закон Додда-Франка (Dodd -Frank Act, 2010) [12] который был принят в 2010 году. Он регулирует, практически, всю финансовую отрасль и экономику, в том числе коммерческое кредитование, потребительское кредитование, деятельность брокеров, инвестиционную банковскую деятельность, банковские услуги и т.д. С точки зрения обеспечения комплаенса, важнейшим положением этого документа является внесение изменений в закон «О торговле ценными бумагами» от 1934 года, в соответствии с чем Комиссия SEC вправе выплачивать вознаграждение (10-30 % от взысканных средств) некоторым заявителям, предоставляющим точные и достоверные сведения, на основании которых применяются меры воздействия и взимаются штрафы в размере более миллиона долларов США. Этот момент способствует прозрачности и предоставлению информации, а также служит стимулом к саморегуляции в рамках компаний.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что американское законодательство имеет достаточно широкую нормативную базу, регулирующую вопросы комплаенса, а также судебную практику. И это не удивительно, ведь именно США является родоначальником данного института.

Список литературы

  1. Трунцевский Ю.В., Раменская П.Ю. Корпоративный комплаенс как альтернатива законов, нормативов и правил // Международное публичное и частное право. 2013;
  2. Business integrity handbook. Guidance on compliance knowledge, skills and strategies.
  3. BRAITHEW AITE. Michigan Law Review.; FlSSE / BRAITHEW AITE. Corporations, Crime and Accountability;
  4. Бондаренко Ю. Эффективное управление compliance-рисками: системный подход и критический анализ // Корпоративный юрист. 2008. № 6;
  5. А.В. Орлов. О системе внутреннего контроля за выявлением и предотвращением нарушений в хозяйственном обществе (комплаенс). // СПС "КонсультантПлюс";
  6. Терехова А.Г. Трансформация комплаенса и риск-менеджмента в системе внутреннего контроля // Внутренний̆ контроль в кредитной̆ организации, 2011, No1;
  7. Черепанова В. Комплаенс-программа организации // 2016.
  8. KIETHE «Vermeidung der Haftung von geschäftsführenden Organen durch Corporate Compliance, GmbHR 08/2007, Р. 39
  9. Комиссия Тридвея, The Committee of Sponsoring Organizations of Treadway Commission – американская организация, которая была создана в целях обеспечения более высокой степени надежности и достоверности информации, предоставляемой эмитентами на рынках ценных бумаг.
  10. Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года).
  11. The United States Securities and Exchange Commission, SEC- Комиссия по ценным бумагам и биржам; агентство правительства США является главным органом, осуществляющим функции надзора и регулирования американского рынка ценных бумаг.
  12. Dodd- FrankWall Street Reform and Consumer Protection Act. PUBLIC LAW 111-203-JULY21, 2010.