"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Система правового регулирования государственного финансового контроля в сфере государственных закупок

Шурыгина Полина Александровна – студент магистратуры Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: В статье сделана попытка систематизации существующих источников правового регулирования финансового контроля в сфере государственных закупок, выделены уровни регулирования и определена их взаимосвязь.

Ключевые слова: Государственные закупки, финансовый контроль, правовое регулирование, источники правового регулирования, система.

Правое регулирование государственного финансового контроля в сфере государственных закупок, с одной стороны, закрепляет и  определяет содержание, принципы, цели и методы финансового контроля в сфере государственных закупок, с  другой стороны, является условием осуществления государственного финансового контроля в сфере государственных закупок, поскольку государственный финансовый контроль как направление финансовой деятельности государства должен осуществляться в правовой форме.

Козырин А.Н. отмечает, что правовая составляющая системы государственного  контроля  развивается под влиянием определенных факторов:   во-первых, под влиянием формы государственного устройства, во-вторых, под  влиянием международных обязательств, вытекающих из международных договоров и соглашений, и, в-третьих, на правовую подсистему оказывает влияние система финансового контроля [1, с. 66-76].

Форма государственного устройства РФ определяет существование трехуровнего законодательства. Нормы международных договоров и соглашений могут оказывать определяющее значение в разработке правовых норм, «поскольку в  современных условиях невозможно достичь эффективности финансового контроля, не участвуя в международном сотрудничестве контрольных органов, не  следуя рекомендациям различных институтов, координирующих деятельность заинтересованных государств в борьбе с международной преступностью» [1, с. 66-76]. Существующая система государственного финансового контроля определяет круг отношений, которые подложат правовому определению, т. е. определяет объект регулирования.

Источники правового регулирования государственного финансового контроля в сфере государственных закупок можно разделить на уровни:

1 – Конституция РФ [2]  устанавливает основы функционирования всей системы финансового контроля. Конституция РФ определяет общеправовые принципы осуществления государственного финансового контроля в сфере государственных закупок: принцип законности, публичности, гласности; определяет основы правового статуса субъектов контроля;

2 – Международные акты. К источникам правового регулирования государственного финансового контроля в сфере государственных закупок относятся межгосударственные и межправительственные договоры и рекомендации международных организаций. В качестве примера международного договора можно привести Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г [3]. Согласно Договору государства-члены определяют цели и принципы регулирования в сфере государственных и муниципальных закупок, среди которых обеспечение наличия уполномоченных регулирующих и контролирующих органов власти государства-члена в сфере закупок, более того, устанавливаются возможные функции контролирующего органа – осуществление контроля, рассмотрение жалоб и  обращений, предупреждение и выявление и устранение нарушений, формирование и ведение реестра недобросовестных поставщиков. Из этого следует, что внимание на необходимость осуществления контроля в сфере государственных закупок акцентируется на международном уровне.

3 – Федеральные законы. Основным источником правового регулирования государственного финансового контроля в сфере государственных закупок является Закон о контрактной системе [4]. Закон определяет систему финансового контроля в  сфере государственных закупок: устанавливает принципы, определяет статус субъектов и объектов финансового контроля, виды, формы и методы финансового контроля, пределы и основания осуществления контроля и пр.

Бюджетный кодекс РФ [5] устанавливает систему государственного финансового контроля, определяя субъекты и объекты контроля, его виды, формы и методы. По  мнению Ялбулганова, на сегодняшний день БК РФ является системообразующим актом государственного финансового контроля [6, с. 10-16]. КоАП РФ [7] и  УК РФ [8] устанавливают соответственно административную и уголовную ответственность на нарушение законодательства о контрактной системе.

4 – Подзаконные нормативные акты. Регулирование государственного финансового контроля в сфере государственных закупов осуществляется через разветвленную систему подзаконных актов, которые можно условно разделит на две группы: на акты, содержащие материальные нормы, определяющие статику государственного финансового контроля – акты, определяющие правовой статус субъектов контроля, например, Постановление Правительства «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [9], Положение об Антимонопольной службе России [10], о Федеральном казначействе [11] и пр. К второй группе можно отнести акты, содержащие процессуальные нормы, определяющие динамику государственного финансового контроля, например, Постановление Правительства «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в  финансово-бюджетной сфере» [12], «Об утверждении правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд» [13] и тд.

5 – Регламенты, стандарты субъектов контроля. Субъекты контроля определяют правила, в соответствии с которыми они осуществляют контрольную деятельность. Например, Счетной палатой РФ разработан и принят «СГА 302. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)» [14].

На уровне субъектов РФ отдельные нормы, регулирующие порядок осуществление государственного финансового контроля в сфере государственных закупок могут содержаться в Конституциях (Уставах) субъектов РФ, актах органов власти субъектов РФ.

Условием эффективного функционирования системы государственного финансового контроля в сфере государственных закупок является целостность правового регулирования, согласованность и непротиворечивость норм, последовательность и преемственность, прозрачность и точность формулировок, наличие правил взаимодействия субъектов финансового контроля и пр. Желательно, чтобы регулирование государственного финансового контроля в сфере государственных закупок основывалось на доктринальных положениях.

Однако исследователи отмечают, что срочность в реформировании законодательства о финансовом контроле привела к тому, что «в жертву были принесены методологическая и терминологическая стройность системы государственного финансового контроля, складывавшаяся в доктрине столетиями, а  в законодательстве постепенно упорядочивалась в последние два десятилетия» [6, с. 10-16]. Принимая во внимание постоянный процесс реформирования законодательства, можно сказать, что правовая база государственного финансового контроля находится в стадии формирования.

Список литературы

  1. Козырин А.Н. Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации // Реформы и право. 2014. N 1. С. 66 - 76.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  3. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.01.2015.
  4. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета, N 80, 12.04.2013.
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Российская газета, N 153-154, 12.08.1998.
  6. Ялбулганов А.А. Новый категориальный аппарат государственного финансового контроля // Финансовое право. 2014. N 8. С. 10 - 16.
  7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Российская газета, N 256, 31.12.2001
  8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954
  9. Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 02.09.2013, N 35, ст. 4514.
  10. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» // Российская газета, N 162, 31.07.2004
  11. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 «О Федеральном казначействе» // Российская газета, N 272, 08.12.2004.
  12. Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» (вместе с «Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере») // Собрание законодательства РФ, 09.12.2013, N 49 (часть VII), ст. 6435.
  13. Постановление Правительства РФ от 10.02.2014 N 89 «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд» // "Собрание законодательства РФ", 17.02.2014, N 7, ст. 683.
  14. «СГА 302. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)» (утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 21.04.2016 N 17К (1092)) // http://audit.gov.ru.