"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Особенности понятия Боговоплощения и обожения в учении о логосах прп. Максима Исповедника

Степаненко Елена Геннадьевна – магистрант кафедры Православной культуры и теологии Донского государственного технического университета.

Аннотация: Статья посвящена аспектам Боговоплощения и обожения в творчестве прп. Максима Исповедника. Боговоплощение – ключевое событие мировой истории, и святой Максим много писал об этой тайне Божественного Домостроительства. В статье также рассматривается возможность обожения человеческой природы. Поврежденное в грехопадении человеческое естество могло быть исцелено только Создателем при соединении ее с природой Божественной. Образ соединения Божественной и человеческой природ наглядно рассмотрен в учении о логосах прп. Максима.

Ключевые слова: Прп. Максим Исповедник, Боговоплощение, обожение, Божественный Логос, логосы, Православное вероучение, мистика.

Наследие святых Отцов дает нам возможность понимать устройство мира и наше место в нем. В творчестве преподобного Максима Исповедника, одного из ярчайших богословов Православной Церкви, разработаны многие стороны православного вероучения. Значение его трудов сложно переоценить, настолько всесторонне и содержательно его наследие. Многогранность его произведений, мистический аспект, характерный для православия и присущий творчеству святого отца, привлекает все новых и новых исследователей его трудов. Мировоззрение святого Исповедника формировалось под влиянием лучших мыслителей христианства - его предшественников. Система определений и описание тварного мира основывается на принципах и понятиях, разработанных в эпоху тринитарных и христологических споров [13]. Богословие прп. Максима актуально и в наши дни. Изучая его творения, можно составить точное представление об отношении Бога к человеку и тварному космосу, об устройстве мироздания. Центральным событием богословия святого Максима выступает Боговоплощение - реализация Домостроительства спасения. С пришествием Бога в мир людям дана возможность обожения - исполнение замысла Создателя о человеке и цель христианской жизни.

Актуальность события Боговоплощения в трудах прп. Максима Исповедника связана с сотериологическим аспектом. В секулярном обществе христианство часто рассматривается как учение великого человека Христа, но не Бога. Но если Христос – не Бог, если Спаситель не пришел в мир, «если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» 1 Кор.15:17 [1]. Подобный остальным человек не может освободить людей из рабства греху, смерти и власти падшего ангела. Это возможно только Богу. В своих творениях прп. Максим наглядно показывает исполнение замысла Творца о Домостроительстве спасения, обосновывая сложные аспекты православного вероучения уникальным учением о логосах. Максим Исповедник в учении о логосах раскрывает образ таинственного соединения бессмертного Божественного Существа с поврежденной первородным грехом человеческой природой и возможность обожения.

Цель данной статьи – рассмотреть некоторые аспекты учения о Боговоплощении и обожении в учении о логосах преподобного Максима Исповедника.

Согласно цели, объектом данного исследования являются труды преподобного Максима Исповедника и произведения исследователей его наследия.

Предмет исследования – Боговоплощение и обожение в учении о логосах в богословской системе св. Максима.

Идея Христа в учении прп. Максима выступает как основополагающая, вся система святого христоцентрична [2,c.76], пишет С.Л.Епифанович. Замысел Бога о сотворенном человеке не осуществился в результате грехопадения первого Адама, повлекшего тленность и смертность человеческой природы. Замысел воплотился в более таинственной идее Христа, включающей все божественное и человеческое. «В Боговоплощении (которое преподобный Максим рассматривает как рекапитуляцию или восстановление) Слово, божественный Принцип мирового Разума, становится в центре творения, в центре мировой истории»[5, c.322], - отмечает Мейендорф. Бог Сын показал в Себе Бога Отца и Бога Святого Духа, всецело находящихся в Нем по естеству и совершенным образом. Отец благоволил, а Дух Святой содействовал в воплощении «самодействующему и всецело воплотившемуся Сыну», но Первое и Третье Лицо Бога не воплощались [13]. В «Главах о богословии и домостроительстве…» святой Исповедник говорит об изначальном Великом Совете Бога и Отца - неведомом, окруженном молчанием «таинстве [Божественного] Домостроительства», исполненном Единородным Сыном в Воплощении. Христос выступает Вестником Великого и Предвечного Совета Бога Отца [3, c.319]. Прп. Максим в 22 вопросе «Вопросоответов к Фалассию…» пишет о решении Создателя непреложно смешаться с человеческим естеством в Ипостаси Христа, неизменно соединиться с природой человека, чтобы стать Человеком и человека сделать богом путем соединения с Собой [10]. Восстановить общение с Богом и исцелиться своими силами падшему человечеству было невозможно. Бог мог спасти Свое творение только введением нового принципа – божественной силы [2, c.86]. Принципу необходимо укорениться в человечестве подобно распространению тления, греха, осуждения смерти в потомках первого Адама через плотское рождение. В «Амбигвах к Фоме» прп. Максим связывает обожение человеческой природы с воплощением, точнее, с соединением ее с Божественным Логосом в Его Ипостаси: «Ибо если без преложения неизреченное Слово, истощившись, сделалось семенем собственной плоти, то Его, стало быть, воспринятая плоть имела [своей] ипостасью, своим логосом (я имею в виду ипостась) от Него не отличаясь» [9]. Как пишет профессор Жан Клод Ларше, соединение с Богом и уподобление Ему происходит благодаря тому, что Христос выступает, как Посредник этой великой тайны, а не только в силу ипостасного восприятия Христом человеческого естества [4]. Человек уподобляется Богу действием божественной энергии всех Трех Лиц Пресвятой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5). Обожение человеческой природы в ипостаси Христа произошло благодаря перихорезису περιχώρησις , взаимообщению природ [4]. Человеческая природа изменилась, неслитно соединившись с божественной и, одновременно, сохранила природные качества. Возникающее противоречие святой Максим разрешает введением понятий логоса λόγος и тропоса τρόπος. Два эти понятия применяются преподобным Исповедником в его христологии в разных аспектах. Понятие «логос» используется при описании природных качеств любого существа. Образ бытия каждой сущности прп. Максим называет "тропосом". Данный термин имеет более широкий смысловой диапазон. Помимо способа существования тропос может иметь значение богословское, логическое, этическое или физическое [4]. Множество значений тропоса влечет множество разных понятий пары логос-тропос. В «Амбигвах к Иоанну» прп. Максим применяет эти понятия для описания появления у естественных явлений сверхъестественных качеств при сохранении их природной сущности. Он объясняет, что всякое обновление происходит в отношение тропоса (образа обновления), но не в отношении основ (логоса) природы: «…обновление основы (логоса) естества уничтожает само естество, с той поры, как оно уже не соответствует своей изначальной основе (логосу). Обновляемый же образ существования (тропос) при сохраняемой природной основе (логосе) показывает чудесную силу, являя естество подвергающимся воздействию и действующим превыше пределов положенного для нее закона» [8].

Таким образом происходит воплощение Бога Слово. Человеческая природа Христа находится во взаимосвязи с Его божественной природой в ипостасном соединении. Благодаря изменению образа бытия природ во Христе происходит обожение Его человеческой природы. После и другим людям даруется возможность обожения [4]. «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5) [1, c.1001]. Как пишет Ларше, разумные существа, обладающие даром свободы, совершают поступки, руководствуясь своей волей. Действие (ἐνέργεια) является принадлежностью природы существ. В то же время, в отношении каждого творения, как объекта, возможно воздействие силой и действием со стороны другого действующего лица. К примеру, совершение Богом чудес действием Его Благодати, божественной энергии, благодаря чему может быть изменен образ существования тропос любого создания [4]. Прп. Максим указывает, что в Боговоплощении логос божественного и человеческого естества остается прежним, как и природные энергии. Изменяется тропос существования обеих природ [8]. Следовательно, убеждает святой отец, обе природы, соединенные в Лице Христа, сохраняют собственные сущностные свойства. Об этом святой Максим говорит в «Вопросоответах к Фалласию»: «Таинство Христа действительно есть несказанное и непостижимое ипостасное соединение Божества и человечества, всеми способами через логос ипостаси влекущее человечество к тому же, к чему и Божество, сотворяя из двух одну сложную ипостась, что никак не приносит с собой никакого уменьшения их сущностного различия по природе. Так что, с одной стороны, из двух ипостасей делается одна, как я о том говорил, с другой – природное различие пребывает нетронутым и, согласно с ним, даже после соединения природное количество обеих сохраняется без уменьшения, сущностный логос каждой из них остается нетронутым» [10]. Подчеркивая взаимодействие природ во Христе, святой отец намеревается показать, прежде всего, их синергию. Соединение двух природ Божественно-человеческих отношений, согласно прп. Максиму, происходит «в молчаливом согласии и взаимной гармонии неизреченного единения» [7, c.61].

Господь остается истинным Богом и совершенным Человеком и действует естественным образом согласно каждой из природ. Он также обладает сущностными свойствами каждой природы, действуя сообразно с ними. Этим утверждением укрепляется сотериологическое основание учения о двух волях во Христе как естественных свойствах Его двух природ. Обе природы соединяются в божественной Ипостаси Христа, человеческая природа воспринята Лицом Божественного Логоса, рассматривается и существует в единстве с Ним [4]. При этом происходит обожение человеческой воли Христа в силу соединения её с Его Божественной волей, тождественной воле Отца. Это утверждает связь обожения с соединением природ, так как воли являются природными силами, и естественная человеческая воля тоже обоживается: «(Он есть) Тот, Кто очищает волю от всяческой грязи усвоением и Кто обоживает нашу природу воплощением» [7,c.44]. В своей полемике против моноэнергизма святой Максим подчеркивает неизменность естественных энергий двух природ Спасителя, сохраняющих целостными собственные сущностные логосы. При этом Божественная энергия не отменяет действие человеческой природы и не ставит ее в положение пассивного орудия, а соединяется с ней в любви [7, c.52]. Невозможность слияния Божественной и человеческой природ во Христе святой отец видит в их отличии по логосу неоднородности «согласно сущности двух природ, из которых Он состоит….» [12]. Божественное и человеческое никогда не будут равны по своей сущности, тварное и нетварное не могут соединиться по природе. Прп. Максим называет безумием иное утверждение [12].

Согласно взглядам преподобного, человеческая природа Христа была необычной в соединении с Божественной и обладала исключительными свойствами силы и действий. Господь был по человеческой природе свободен от всякого греха, и не имел в ней ничего, противоречащего Богу: «Его человеческая воля была, собственно природной, как и наша, но при этом Божественно запечатленной неким превосходящим нас образом» [7, c.49]. Как отмечает Орлов, истинность Боговоплощения необходимо связана с целостностью человеческой природы Христа [6]. Он приводит четыре положения в утверждении целости человечества Спасителя: а) Спаситель подобен нам во всем, кроме греха. В этом прп. Максим видит невозможность даже мысленной склонности к греху, истинную безгрешность Спасителя в силу соединения с Божественной природой в Лице Бога Слово; б) Логос воспринял в Своей Ипостаси человеческую природу такой, какова она была при сотворении, с ее природной волей; в) особенно важно, что Христос воспринял природу человека в полноте «со всеми…существенными качествами и отличительными особенностями человеческой природы; то есть, с естественными страстями и одушевленным чувственным и разумным естеством — и это особенно важно» [6]; г) Господом в целостном человеческом естестве вместе с плотью была воспринята и разумная душа, дух, содержащий все существенные отличительные свойства духовно-нравственного существа. То есть, Он был Совершенным Человеком. Прп. Максим, в ранних трудах писал о наличии во Христе гномической воли, указывает прот. Иоанн Мейендорф [5, c.324], но позднее изменил свою позицию. Наличие человеческой воли у Христа, несомненно, присутствует, так как Он алкал, жаждал, испытывал страдания во время гефсиманской молитвы. Воплощенный Бог был подвержен всем искушениям, которые испытывают люди, но Он не мог грешить [5, c.324]. Признание наличия природной человеческой воли носит сотериологический характер, так как в ней произошло грехопадение человека. По слову свт. Григория Богослова: «что не воспринято, то и не уврачевано». Поэтому в системе святого Максима этому аспекту отведено главное место. Иначе человечество Христа и Его воплощение смысла не имеет. Новый Адам, исполнив замысел о сотворении человека, через духовное рождение каждого должен обновить человечество и возглавить его [7, c.52]. Божественная воля не заменяет человеческого произволения. По домостроительству воплощаясь в человеке, в Ипостаси Сына, Христос может обновлять человека без ущерба его природной воле через сыновство действием Божественной благодати: «Он Своим Собственным воплощением природе сделал свойственной благодать, превосходящую природу, - обожение» [7, c.52]. После вознесения Христос даровал человеку Свою божественную силу в Святом Духе. Прп. Максим приводит пример святых, в которых проявляется обожение, и через которых мы узнаём Бога. Святые выходят за границы человеческой сущности, своей собственной природы, чтобы соединиться только с Богом действием божественных энергий в мистическом соработничестве. Для них теряет смысл все мирское и тварное [4]. Они являют для нас видимую возможность достижения богоподобного состояния. Как замечает Ларше, для обоженного человека изменяются законы природы. Но преображение природы человека не означает потерю или изменение ее сущностных свойств. Человек становится Богом по благодати, по действию Божественных энергий, а не по природе. Естество человека не становится божественным и не смешивается с ним [4] по логосу неоднородности. Личность человека сохраняется, человек не теряет своей ипостасной неповторимости. По замечанию Ларше, прп. Максим ограничивает возможность достижения богоподобия человеком. Достойный может стать «как Бог», «подобными Богу и равными Ему, настолько, насколько это только возможно». Прп Максим применяет такие сравнения, как раскаленное огнем железо, пронизанный светом воздух, где взаимодействие происходит без слияния [4]. В тварном бытии обожение человека неотделимо от судеб всего мира. Пути к обожению бывают разными, но они обязательно должны включать в себя как цель и преображение мира [5, c.326].

Выводы

Боговоплощение, установленное Пресвятой Троицей еще на Предвечном Совете, совершилось Богом Слово. Поврежденная грехом человеческая природа была исцелена во Христе вследствие единения с Божественной неслитно, неизменно, что наглядно показано в учении о логосах прп. Максима Исповедника. Всевиновный Логос соединил с Собой через духовное обновление все человечество, став его Родоначальником. Он даровал возможность обожения действием Божественной благодати без изменения сущности и без утраты личностных свойств по природному логосу.

Список литературы

  1. Новый Завет. – М.: Даниловский благовестник, 2009. –1152 с.
  2. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие, М.: Мартис, 2003. –135 с.
  3. Избранные творения преподобного Максима Исповедника. – М.: Паломник, 2006. – С. 319.
  4. Ларше Жан Клод. Образ обожения [Электронный ресурс] // Портал Азбука веры - URL:https://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Larshe/obraz-obozhenija/ (дата обращения 23.12.2019).
  5. Мейенфорф Иоанн (прот.). Введение в святоотеческое богословие. – Минск: Лучи Софии, 2007. – 384 с.
  6. Орлов И. А. Труды св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе [Электронный ресурс] // Портал Предание.ru – URL: http://predanie.ru/lib/book/116432/ (дата обращения 11.03.2019).
  7. Поспелов Д. А. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия. Диспут с Пирром. - М., Храм Софии – Премудрости Божией в Садовниках. 2004. [Электронный ресурс] // Портал Азбука веры – Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik- 532 с. (дата обращения 24.02.2019).
  8. Прп. Максим Исповедник. Амбигвы к Иоанну [Электронный ресурс] // Портал Азбука веры - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/ambigvy_k_Ioannu (дата обращения 28.07.2018).
  9. Прп. Максим Исповедник. Амбигвы к Фоме [Электронный ресурс] // Портал Азбука веры - URL: http://azbyka.ru/otechnik/?Maksim_Ispovednik/ambigvy_k_Fome=1_5 (дата обращения 28.07.2018).
  10. Прп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. Кн.2. Часть 1. Вопросы I–LV. – М.: Мартис, 1993. [Электронный ресурс] // Портал Азбука веры - URL: http://azbyka.ru/otechnik/?Maksim_Ispovednik/Voprosootvety_k_falassiyu=58 (дата обращения 04.03.2019) .
  11. Прп. Максим Исповедник. Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия [Электронный ресурс] // Портал Азбука веры - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/glavy_o_bogoslovii_i_domostroitelstve_voploscheniya_Syna_Bojiya (дата обращения 24.02.2019).
  12. прп. Максим Исповедник. Письмо XV. Об общем и особом, то есть о сущности и ипостаси, Косьме, богоугоднейшему диакону Александрии// Портал Азбука веры - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/pisma/15 (дата обращения 10.03.2019).
  13. Степаненко Е.Г., Тер-Аракельянц В.А. Некоторые аспекты богопознания в учении прп. Максима Исповедника (по трудам русских исследователей XIX-XXI вв.) // Теология. Философия. Право / Theology. Philosophy. Law. – 2018. – № 3 (7). – С. 7 – 19. [Электронный ресурс] URL: http://theophil.ru/index.php/journal/issue/view/17 дата обращения 29.03.2019.