"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Основные направления развития инклюзивного образования в Казахстане

Нурмаганбетова Раугаш Канатбековна – аспирант Кыргызского государственного университета имени И.Арабаева.

Аннотация: В статье освещаются основные направления, которые связаны с появлением и развитием системы инклюзивного образования в Казахстане, а также раскрыта политика государства в данной области. В работе изложены задачи, принципы и основные компоненты включенного обучения, раскрыта стратегия, и основные вопросы работы в части активизации деятельности учителей в системе оказания поддержки детям, имеющих ограниченные физические возможности.

Ключевые слова: Основные направления, инклюзивное образование, формирования инклюзивного образования, вопросы становления инклюзии, включенное обучение, дети с ограниченными физическими возможностями, активизация учителей в инклюзивной среде.

В результате интеграции Республики Казахстан в мировое образовательное пространство педагогической общественности необходимо создание как нового подхода, влияющего на профессиональные задачи, так и вариантов их воплощения. В разработанной Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы поставлены новые концептуальные подходы в отношении образования детей, имеющих ограниченные возможности в развитии и здоровья. Согласно данной программе, предлагается внедрять на практике идеи интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии вместе с нормально развивающимися сверстниками. Процесс обеспечения равносильного доступа детей к разным программам обучения и воспитания, одинакового доступа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к образованию представляется одной из приоритетных задач [1]. Перечисленное выше объясняет причину первостепенности задачи не только в области образования, а также и в области демографического и социально-экономического развития РК», заключающаяся в реализации прав детей с ОВЗ на образование [2].

Неоспорим то факт, что 21 век проходит под эгидой проблемы инклюзивного образования во всем мире. Данная проблема актуальна и в республике Казахстан, учитывая ежегодный рост количества детей с врожденными и приобретенными пороками развития. Государство ставит задачи по проведению ранней диагностики отклонений в развитии у детей, при выявления отклонений - осуществлять их раннюю коррекцию с помощью компенсаторных функций организма. Вот почему на систему образования, возложена функция включения, по мере возможности, данной категории детей в процесс обучения в дошкольных, общеобразовательных учреждениях, а также колледжах, высших учебных заведениях.

Согласно Конституции, каждый гражданин Казахстана имеет право на образование, безусловно, в системе отечественного образования особе место занимают дети с ограниченными возможностями.

В Законах Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», а также в ряде нормативных правовых актах определены способы обеспечения жизнедеятельности детей данной категории.

Согласно Конституции Республики Казахстан и Законом РК «Об образовании» дети с ОВЗ имеют одинаковые, в сравнении с другими детьми права, как на образование, так и на творческое развитие. Действительность показывает иное, дети с ОВЗ сталкиваются с трудностями, иногда и с невозможностью получить достойное образование. На текущий момент, большая часть инвалидов имеют возможность получать среднее образование лишь в спецшколах, интернатах или на дому.

Эксперты отмечают слабую правовую информированность среди родителей. Так, не многие знают, что в составе пакета социальных услуг, который гарантируется государством своим гражданам, право на получение образование является одним из важнейших. Согласно Конституции РК (ст.30) каждый гражданин РК имеет право на обязательное и бесплатное среднее образование, которое включает: начальную, основную и старшую ступени общего среднего образования. При этом реальность гораздо сложнее: в последнее десятилетие наметилась тенденция расширения списка и состава детей из социально уязвимых и маргинальных групп.

Инклюзивное образование является одним из результатов изменения системы образования, которое ориентировано на создание условий доступности качественного образования для всех желающих. Инклюзивное образование подразумевает под собой включение детей с особыми образовательными потребностями вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей в общеобразовательную среду, устранение всех барьеров для получения качественного образования, социальной адаптации и интеграции в социуме. С конца прошедшего столетия отмечалось активное развитие инклюзивного образования, которое стало одним из главных направлений образовательной политики многих развитых стран мира, таких как: Дании, США, Великобритании, Испании, Австралии Финляндии, Италии, Германии, и др. В этих странах дети, имеющие психофизические нарушения, отставания в развитии довольно успешно проходят обучение вместе со сверстниками без отклонений в общеобразовательных учреждениях, в которых с целью их развития, а также социальной адаптации созданы необходимые психолого-педагогические условия. Согласно основополагающим документам, разработанных международным обществом в части прав человека, а также с учетом тенденций и достижений мировой практики в сфере образования, главных задач, направленных на совершенствование казахстанской системы образования разработаны концептуальные подходы в развитии инклюзивного образования.

На текущий момент, в Казахстане инклюзивное образование совершает только первые шаги. Отметим, что в послании Президента Н. Назарбаева «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» говорится о том, что существует необходимость «усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Позаботиться об этих людях, которых немало, – наш долг перед собой и обществом».

Развитие инклюзивного образования в республике нашло отражение в «Государственной программе развития образования», в «Национальном плане действий по развитию инклюзивного образования» в рамках выполнения «Конвенции о правах инвалидов».

В планах мероприятий по реализации Государственной программы можно выделить основные направления. Во-первых, увеличение доли школы, которая создает условия для инклюзивного образования. Во-вторых, увеличение доли детей, которые охвачены инклюзивным образованием, от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии. В-третьих, улучшение системы инклюзивного образования в школе, а также повышение качества образовательных услуг.

Полагаем, обычные школы с инклюзивной направленностью представляют собой наиболее эффективный способ борьбы с дискриминационными воззрениями, кроме того, они позволяют обеспечивать реальное образование для большинства детей, что, в конечном итоге, приведет к рентабельности системы образования.

Под основными целями инклюзивного образования подразумевается возможность реализации права детей с ОВЗ на получение образования согласно с их познавательными возможностями и способностями, социальной адаптацией и интеграцинй в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.

К задачам инклюзивного образования можно отнести: изучение закономерностей развития детей с особыми образовательными потребностями; изучение действующей системы образования, специальной системы образования; разработка и внедрение образовательных программ с учетом особенностей детей с особыми образовательными потребностями; определение коррекционных возможностей и прогнозирование успешности обучения в условиях общеобразовательных учреждений; обеспечение доступности инклюзивного образования (транспорт, социальные отношения, архитектура образовательного учреждения и т.п.); воспитание толерантности у детей дошкольных и школьных учреждений [3].

Основными направлениями развития инклюзивного образования в Республике Казахстан являются:

- нормативно – правовое и финансово – экономическое обеспечение инклюзивного образования, которое включает разработку нормативных документов, определяющих статус и деятельность инклюзивной общеобразовательной организации образования, порядок определения детей с ООП в общеобразовательные организации, организацию безбарьерной среды и условий обучения для них, образовательного и коррекционно – развивающего процесса.

- формирование общественного мнения в целях поддержки инклюзивного образования, а так же толерантного отношения общества к лицам с ООП.

- научное и методическое обеспечение инклюзивного образования, предподагающие проведение определенных мероприятий: разработка и экспериментальное внедрение вариативных моделей включения детей с ООП в общеобразовательную среду; разработка критериев оценки знаний учащихся с особыми образовательными потребностями; составление методических рекомендаций, учебно – методических пособий по психолого – педагогическому сопровождению, социальной реабилитации детей с ООП в условиях общеобразовательных организаций; обеспечение инклюзивных общеобразовательных организаций специальными учебниками, учебно – методическими и наглядно – дидактическими материалами;

- подготовка и переподготовка педагогических кадров.

На текущий момент отмечается создание в РК условий для включения лиц с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс, которые выражаются в:

- раннем выявление детей с ООП и оказание им своевременной комплексной поддержки и помощи за счет развития сети психолого- медико- педагогической консультаций, кабинетов психолого – педагогичексой коррекции и инклюзивного образования, социальной защиты и здравоохранения;

- созданием безбарьерной среды, материально – техническое оснащение инклюзивных организаций образования и обеспечение детей с ООП вспомогательными техническими средствами обучения;

- организацией службы комплексного сопровождения;

- созданием разноуровневой системы ресурных центров по обеспечению инклюзивного образования, применение потенциала специальных (коррекционных) организаций образования, иных общественных и государственных учреждений;

- обеспечением условий для ранней профориентации, предпрофильной и профессиональной подготовки учащихся с особыми образовательными потребностями;

- активныс привлечением родителей и общественных организаций в процесс развития инклюзивного образования.

Согласно, анализу инклюзивного образования в РК можно говорить о том, что основными направлениями развития инклюзивного образования в стране, являются:

- выявление нарушений психофизического развития у детей и организация коррекционно – педагогической работы на максимально раннем этапе (от 0 до 3-х лет). Это служит объяснением того, что во всём мире образование детей с ограниченными возможностями в развитии имеет направленность раннего вмешательства, что объясняется с гуманной и экономической стороны, имеет ресурсосберегающую педагогическую технологию [4].

Во время оказанная необходимая помощь в раннем и дошкольном возрасте поможет снизить количество подобных детей на 30-40%. а также значительно преодолеть нарушения в развитии ребёнка, подготовить его к обучению в общеобразовательной школе.

- включение детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс за счет создания для них безбарьерной среды, вариативных условий обучения и воспитания, основываясь на их психофизических особенностях.

Итак, существующая практика по социализации детей с ОВЗ в большей части сложилась в рамках клинического подхода, в котором под ограниченными возможностями понимается патология, нарушение развития, что подразумевает лечение, создание специальных служб. С одной стороны, специальное образование - это элемент социальной защиты таких детей, позволяющий одновременного получать лечение и участвовать в обучении. С другой же стороны, специальное образование, сегрегируя детей с ограниченными возможностями здоровья в специализированные школы, интернаты приводит к созданию такой социальной структуры, при которой люди впоследствии занимают маргинальные статусные позиции.

Цель инклюзивного образования заключается в развитии системы, которая направлена на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с разными потребностями в обучении. Особенность инклюзивноного образованиея выражается в разработке подхода к преподаванию и обучению, позволяющий проявть гибкость при различных потребностей в обучении. В случае, если в результате изменений преподавание и обучение станут более эффективными, что и вносит инклюзивное образование, то от этого выиграют все дети (и не только дети с особыми потребностями). Процесс обучения в общеобразовательной школе, среди нормально развивающихся сверстников, даст ребенку с особыми образовательными потребностями ощущать себя обычным, таким же, как его одноклассники и друзья. У общества нет права лишать детей с ОВЗ развивать свои способности, таланты, получать образование и, что не мало важное - иметь среду общения с нормальными детьми.

Список литературы

  1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы.
  2. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года №319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.02.2014).
  3. Митчелл. Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. РООИ «Перспектива», 2011.
  4. Петрова Т.А. «Развитие инклюзивного образования в Казахстане» 2012.
  5. Сартбекова Н.К. Инновационные подходы в преподавании английского языка// ISSN 1694-7762. Жаӊылыктар-Вести- News. Научный информационный журнал «Наука и инновационные технологии» №4/2018 (4).с.18-20.
Интересная статья? Поделись ей с другими: