"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Кыргызское декоративно-прикладное искусство – многовековая история народа

Джузбаева Айзада Нургазиевна – старший преподаватель кафедры Художественного проектирования костюма Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры имени Н.Исанова.

Аннотация: В этой статье рассматривается многовековая история кыргызкого декоративно-прикладного искусства. Анализируются наличие большого количества разнообразных по характеру изображения и семантике орнамента, технике изготовления предметов декоративно-прикладного искусства, которые свидетельствуют о самобытной и достаточно технически развитой культуре древних. Художественное творчество Кыргызстана периода распространения здесь ислама развивалось в русле культур оседлых земледельцев и скотоводов, ведущих кочевой или полукочевой образ жизни. Анализируются достижения мастеров прикладного искусства раннего средневековья, которых можно судить не только по археологическим находкам. Также анализируется, высоким для того времени уровнем и технология изготовления декор башни Бурана, кюмбёза Манаса, Узгенского комплекса, мавзолея Шах-Фазиль и другие, которые дают представления об архитектурно-художественных особенностях построек, не дошедших до наших дней. Рассматриваются отдельные предметы как сумки и мешочки для хранения мелких предметов, посуда, одежда, постельные принадлежности, конская сбруя, женские украшения, охотничье снаряжения, различные предметы убранства юрты, циновки из тонкого тростника-чия, которые изготовлялись в домашних условиях и составляли единое целое с юртой кочевников, обусловлены их назначением, целесообразностью и местом в интерьере.

Ключевые слова: Декоративно-прикладное искусство, ремесло, национальное творение, умельцы ремесла, кочевая культура, кочевой и полукочевой образ жизни, исламская культура, конская сбруя, женские украшения, охотничье снаряжение, различные предметы убранства юрты, циновки из тонкого тростника-чия, интерьер.

Кыргызское народное декоративно-прикладное искусство рождено многовековой историей кыргызского народа. Например: об искусстве мастеров предарабского периода говорят и находки на юге Кыргызстана - в Ак- Буринском городище, Хожамбаг-Тепе, Билавур-Тепе и другие, где найдены фрагменты стенных росписей, часть курильницы в храме огнепоклонников с изображением изящных коней. Иногда в захоронения клали глиняные и бронзовые сосуды, туалетные коробочки, зеркала и украшения. Очевидно, что наличие большого количества разнообразных по характеру изображения и семантике орнамента, технике изготовления предметов декоративно-прикладного искусства свидетельствуют о самобытной и достаточно технически развитой культуре древних. Художественное творчество Кыргызстана периода распространения здесь ислама развивалось в русле культур оседлых земледельцев и скотоводов, ведущих кочевой или полукочевой образ жизни. Хорошо известный в арабо-мусульманском мире Ош (Сулейман-гора-одна из святынь ислама) с периода развитого средневековья входит в орбиту воздействия так называемого Мусульманского Ренессанса, что связано с синтезом культур многих этносов, объединённых политической и религиозной системой халифата, арабской культурой и языком - транспортёром культур разных цивилизаций [5]. Как следствие этому в Южном Кыргызстане формировалось и существовало особенное культурное общество. Но при всей значимости феноменов творчества ряда выдающихся деятелей науки, литературы, живших в этом регионе, весь возможный творческий потенциал не мог быть реализован в силу ряда факторов, и, прежде всего потому, что ислам не способствовал развитию антропоцентристских ценностей. Расширения воздействия исламской культуры и усиление ортодоксальных позиций в искусстве (хотя Коран не содержит запрета на изображение) приводит к окончательному вытеснению изобразительности. Поэтому в декоративном искусстве особое место занимают изготовленные в домашних условиях тканые изделия, предметы убранства жилища, сочетающие эстетический идеал и функциональность, обусловленные образом жизни населения. В период существования государств Саманидов, Караханидов, Шейбанидов художественное творчество населения региона проявляется в монументально-декоративном искусстве, связанном с возведением культовых сооружений ислама-мечетей, минаретов, мавзолеев, различных мемориальных сооружений, обычно украшенных богатым декором с превалирующим геометрическим и растительным мотивами [5]. О шедеврах мастеров своего дела прикладного искусства кыргызского народа, начального среднего века, можно рассматривать не только по археологическим находкам. Так, высоким для того времени уровнем и технологией изготовления отличается декор башни Бурана, кюмбёза Манаса, Узгенского комплекса, мавзолея Шах-Фазиль и другие, которые дают представления об архитектурно-художественных особенностях построек, не дошедших до наших дней. В первой четверти 13 веке под ударами татаро-монгольских орд многие города были разрушены, другие быстро пришли в упадок и поэтому основным населением края стали номады (кочевники). Возвращение к натуральному хозяйству, разрушение традиционных торгово-экономических, социально-политических и культурных связей, существовавших со времен появления Великого Шёлкового пути, серьёзно влияли на сужение кругозора жителей региона в то время. Между тем в Европе в 14 веке впервые на Каталонской карте мира испанский картограф А. Крескес впервые относительно точно изображает карту Иссык-Куля и указывает силу этом христианскую постройку на его берегу [3]. Определённое возрождение изобразительных традиций в немногочисленных поселениях относится к 15-17 вв., когда в условиях преобладания в регионе кочевого скотоводства и кочевого быта и при господстве мусульманской религии, которой запрещали изображать человека, исключительное положение занимали книга и книжная миниатюра. Хотя и в ограниченной форме, но книги -аккумуляторы духовных ценностей, входили в жизнь людей, знаменуя по явление новой по типологии формы диалога культур-книжной. Известно, что центры каллиграфии и изготовления книжной миниатюры (Герат, Самарканд, Тебриз, Агра, Бухара, Мешхед и др.) находились за пределами Кыргызстана, но в Приферганье книга находила своих читателей, а немногие города изображались на страницах рукописей. Примером является миниатюра «Осада Узгенда» из рукописи 16 века «Бабур-наме» [5]. Вероятно, миниатюра, как и портрет самого Бабура, были исполнены индийскими знатоками, и применение «кыргызских» сюжетов доказывает о некотором влиянии цивилизации Средней Азии на прикладно-декоративное искусство других регионов.

Используемые в различных произведениях кыргызского декоративно-прикладного искусства орнаментальные (кочкор- мюйюз, теке-мюйюз, кыял, куш-канат, карга тырмак) и композиционно-цветовые мотивы имели как различные региональные особенности (этнографы выделяют шесть историко-культурных зон), так и немало общих черт с символикой узоров изделий др. народов Евразии. Так, и в период средневековья традиционным символом, например, является изображения Мирового древа (первообраз организации пространства), воспроизводившееся в различных предметах прикладного искусства. К числу наиболее значительных предметов декоративно-прикладного искусства номадов относятся узорные войлочные ковры-шырдаки (техника мозаики), ала-кийизы (техника вкатывания цветного узора), настенные вышитые ковры -туш-кийизы. Узор на коврах отличается композиционной завершённостью и колористической гармонией, где традиционно превалируют красный и синий цвета. Ковроделе традиционно было распространено в кочевой среде, но по косвенным данным можно судить, что значительную часть вывозимых из средневековых городов Кыргызстана товаров составляли не только тканые ковры, но и окрашенные войлочные изделия [2].

Конечно, отдельные предметы: сумки и мешочки для хранения мелких предметов, посуда, одежда, постельные принадлежности, конская сбруя, женские украшения, охотничье снаряжения, различные предметы убранства юрты, циновки из тонкого тростника-чия еще долго изготовлялись в домашних условиях. Материалы и форма этих предметов, составляющих единое целое с юртой кочевников, обусловлены их назначением, целесообразностью и местом в интерьере. Природным чувством ритма, богатством фантазии отличаются циновки из чия, переплетённые цветными шерстяными и хлопчатобумажными нитками. Изделия прикладного характера мастера традиционно выполняли не только из кости, кожи, шерсти, войлока, но и из металла, дерева, обожжённой глины. Они изготавливали красивые и удобные сосуды, различные футляры с тиснением, узорные блюда, чаши, мебель, дверные полотнища. Сформировавшийся в течение многих столетий пестрый этнический состав населения городов и поселений Южного Кыргызстана - узбеки, таджики, кыргызы, кипчаки, уйгуры, арабы, персы, бухарские евреи и другие существенно повлиял на функционирование различных направлений декоративно-прикладного искусства, обогащение техник и технологий [2]. При анализе различных явлений культуры, в том числе художественной, можно также говорить и об определённом изоморфизме (единообразии), отражённых в этих явлениях ценностей, смыслов, нравственных идеалов. Но, отражая процесс усвоения одним народом ряда форм, черт культуры другого народа, искусство каждого народа в то же время сохраняло традиционные признаки отдельности. Так, например, о сохранении изобразительных навыков в среде кочевого кыргызского населения свидетельствуют фресковые росписи в кюмбёзах Ногоя в Прииссикулье и около Бакай-Ата в Таласской долине. Русские, украинские, татарские, немецкие, дунганские, уйгурские и др. переселенцы, поселившиеся в Кыргызстане после присоединения к России, несли с собой совершенно иную систему ценностей, отражённую в различных сферах культур, в т. ч. в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства [6]. При этом переселенцы долгое время сохраняли черты материковой культуры (в настоящее время значительно утраченные), в частности, навыки вышивки тканей с характерными узорами, изготовления и росписи мебели, разных деталей интерьеров жилых домов, культовых предметов и построек. Проводившиеся в послевоенные годы выставки, пленэрные экспедиции, студии способствовали становлению новых культурных норм в обществе. Впоследствии в число местных художников влились выпускники вузов и училищ. Концентрация творческих сил позволила скульпторам, живописцам, графикам, прикладникам принять участие во многих всесоюзных, зональных, республиканских и областных выставках. Формированию собственной художественной школы препятствовала не только малочисленность профессиональных специалистов, но и определённая установка идеологических органов, предвзято относившихся к творчеству местных мастеров-прикладников - в них видели носителей архаичных ценностей.

Создаваемые мастерами походные жилища - юрты и их внутреннее убранство, посуда и конское снаряжение, музыкальные инструменты и ювелирные украшения, шахматы и национальные настольные игры, традиционная одежда и головные уборы становятся не только утилитарными предметами, но и активными элементами в этнографическом и экстремальном туризме, привлекательном для отечественных и иностранных туристов, исследователей и коллекционеров во всём мире [1].

Декоративно прикладное искусство, основавшее в древнейшее время, и в настоящее время является неотделимой частью жизни кыргызского народа, и его культуры. Установленное декоративно-прикладное искусство – это произведение и результат творческого процесса значительных поколений мастеров своего дела кыргызского народа. Декоративно-прикладное искусство целое в особенной высокохудожественной композиции, но необыкновенно разнообразно по оригинальным общенациональным индивидуальностям, которые выражаются в целом, начиная с применения сырья и заканчивая интерпретированием наглядных форм.

Производства оцениваются именно потому, что они оберегают изобретательную установку труда художника – мастера своего дела, творением которого будет особенное создание декоративно-прикладного искусства. Принимая во внимание ярчайший, неповторимый образ народной кыргызской культуры, её высочайший духовный ресурс можно говорить о существенности изучения обучающихся с кыргызской народной культурой и получения образования в этой области, которые не всегда равнозначно оцениваются в связи с утратой связи времён.

Список литературы

  1. Акматалиев, А. Кыргыздын кол өнөрчүлүгү (Колдонмо) [Текст] /А.Акматалиев. – Бишкек: “Кыргызстан”, 1996. – 328 б.
  2. Антипина К. И. Народно-декоративное прикладное искусство киргизов.Труды киргизской археологической этнографической экспедиции.– Наука, 1968.
  3. Добро пожаловать в Кыргызстан! http://www.welcome.kg.
  4. Джузбаева, А.Н. История кыргызского народного костюма как средство формирования профессиональной компетенции будущих специалистов [Текст] / А.Н. Джузбаева //Научный и информационный журнал «Наука и инновационные технологии», №4. – Бишкек, 2018 -187-190.
  5. Кыргызское декоративно-прикладное искусство. www.kyrgyzstantravel.net/culture/handicraft-ru.htm.
  6. Мальчик А.Ю. История кыргызского народного прикладного искусства: эволюция кыргызского орнамента с древнейших времен до ХХ в. [Текст] / Бишкек, 2005.
  7. Сартбекова, Н.К., Джузбаева, А.Н. Элдик декоративдик-колдонмо өнөрчүлүктү салттуу педагогиканы окутуунун негизинде адистик компетенттүүлүктү калыптандыруу [Текст] /Н.К. Сартбекова, А.Н. Джузбаева//Вестник им. КГУ И.Арабаева – Бишкек, 2018. С.198-204.