"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

УДК 398

Особенности описания образов в эпосе «Манас»

Айталиева Толкун Кундузбековна – кандидат филологических наук, доцент Таласского государственного университета.

Аннотация: Эта статья посвящена об особенностях описания образов в эпосе «Манас». Эпос «Манас» - великий эпос  кыргызского народа, в котором отражены и положительные и отрицательные образы героев кыргызского народа. Насколько объемен эпос, настолько же много в нем героев. Образ каждого из  них по-особенному изображены в эпосе. В  статье даны особенные характеристики положительных и отрицательных образов главных героев эпоса.

Ключевые слова: Образ, гипербола, главный герой, персонаж, тип, положительный образ, отрицательный образ, характер.

Эпос «Манас» - великий эпос кыргызского народа. Ученые, отметив, что эпос считается энциклопедией жизни кыргызов, пришли к мнению, что из этого произведения можно узнать о пройденном историческом пути кыргызов, их мировоззрении, традициях, обычаях, народных играх, в целом, обо всех особенностях, касающихся жизни кыргызов. Так как эпос «Манас» является объемным произведением, в нем очень много и участвующих героев. Каждый герой эпоса владеет несколькими качествами, имеющих отношение не только к одному человеку, но и нескольким людям. «Есть обобщения в художественных образах произведения. В эпосе есть – конкретизированные образы, вместе с этим описывается обобщенная человеческая жизнь» [2]. «Передача личностные общие закономерные явления в жизни это типизация. Очевидно, художественный образ рождается из жизненных ситуаций, но проходит через творческое сито писателя (по эстетическому идеалу). Поэтому в большинстве случаев произведения искусства имеют большое влияние человеку, чем жизненная правда, являющаяся предметом производства.«Не бывает типизации без выдумывания, образы в эпосе описываются типизированными» как отмечает литературовед С.Бегалиев [2]. «Образ (русск. - видение, фигура) – видение, составленное с художественной фантазией,  взятое из конкретных и обобщенных сторон жизни человека, владеющего в искусстве эстетическим значением. Образы отличают науку и искусство. Писатель описывает свой предмет через художественные образы. Он вносит свои плюсы и минусы с учетом своего видения на мир, эстетическому идеалу, жизненному и творческому опыту, жизненной правде, о знающих людях, в итоге, видится эстетическая и культурная силы образа. Смотря на служебные и владеющие роли в произведении, в науке познании литературы различают разных видов образов, как персонаж, главный герой, второстепенный герой, характер, тип….. Образы, смотря на более-менее подходящие эстетические идеалы писателя, условно делятся на положительный и отрицательный образы» [5]. Из образов народных устных произведений эпосы исполняются сильными акынами (поэт) и манасчи (сказители). Они были высказаны устно, устно же были живы. Тем самым, они оказали помощь в формировании и развитии письменной литературы кыргызского народа. Акыны (поэты)  или манасчи (сказители) в исполнении своих произведений создавали образы с учетом своего художественного эстетического идеала.Самые главные герои эпоса «Манас» - великодушный, благородный  Манас, мудрый Бакай, священный старец Кошой, чьи напутствия обогащали народ, доверенные сподвижники - Алмамбет, Чубак, Сыргак, мудрая, умная жена Каныкей. Так, как эпос «Манас» входит в число древнейших произведений, по его некоторым образам можно заметить признаки различных веков. Образы Манаса, Жолоя отражены особым гиперболическим способом. Кроме этого, в эпосе «Манас» очень много встречаются второстепенные образы героев т.е. образы героев вторых степеней, их образы раскрываются по-разному.Так как, эпос «Манас» является древним произведением с восточного происхождения, можно заметить знаки, оттенки  в некоторых образах из различных эпох.Образы Манаса и Жолоя были отражены особенно по гиперболалическому методу. Богатырь Манас был мудрым, добродушным, гениальным кыргызским потомком, который объединил всех растерявшихся племен кыргызского народа, защищал свободу родины от врагов, пришедших со стороны, защищал единство народа.Невозможно не сказать, о видении родителями богатыря Манаса священного сна до его рождения; об игре в лесу с сорока детьми во главе мальчика Манаса и сына соседа Акымбека Мендибая, пришедшего за Туучунактом, когда расстроенный Жакып уснул, не повязав коня;о снах Жакыпа, Чыйырды, Бакдоолота; о услышанных голосах еще не родившегося сына, и когда Жакып шел к дому Бакдоолот недовольный, что необходимо провести пир ради священного сна; о томкак хотелось кушать сердца тигра Чыйырды, будучи беременной Манасом; об особом рождении богатыря; о появлении на свет кобылы Куула среди лошадей его отца, о том как жеребенок игрался, подпрыгивая над матерью (Аккула); об исчезновение юродивого человека, называвшего имя Манаса; о встрече в Ошпуре с сорока чильтанами (бойцами),  Кыдыра и Илияса сторожившего баран,о первых геройских поступках; о переселении кыргызов из Алтая в Ала-Тоо, об истории Алмамбета, о женитьбе  Манаса на Каныкей, об эпизодах Большой войны, которые были исполнены со стороны манасчи  (сказителя) великолепно и при описании образа богатыря были мастерски использованы художественные способы. Богатырь Манас– бесстрашен, великодушен, объективно справедлив, мудрый глава народа, самый видный герой из образов в эпосе «Манас». Манасчи-сказителями был художественно рассказан образ самого видного героя в эпосе, принявшего участие во всех частях трилогии, зрячего в темноте, находящего слова в беспечности, возводящего стены, взрастающего древа, родственника Манаса со стороны его отца мудрого Бакая. «Бакай – имя, вникшее в души кыргызского народа в белом калпаке, светлое имя, ценящееся народом, возвышающееся велико, почитающееся свято.… Издревле Манас же был подопечным кыргызов, поэтому имя Бакая вместе с именем богатыря Манаса с его младенчествах звучит в ушах у каждого, живет вместе с народом, простым людом», - отмечает ученый С. Байгазиев [1].

В труде ученого «В Манасоведении: Бакай – мудрец востока, духовный путеводитель и великий патриот кыргызского народа» образ Бакая рассматривается в глубоком исследовании. В этом труде о Бакае «Быть идейным, интересным, желанным, нутром, как великодушный, само собой ясно, что это оначает–собирать силы как Манас, чтобы вызволить из рабства растерявшийся, измучившийся кыргызский народ, ради Родины как Манас быть сильным и готовым жертвовать душой, быть годным защитником «бьющий копьем, отталкивая калмыка, китайца, манжуйца», ради справедливости Ала-Тоо, единого государства народа в белом калпаке крепко держать слово».Если бы не был годен нести такой большой груз, человек не может быть душевно близким, наперсником Манаса, даже, если он родной человек», - остановился ученый на образе мудрого советника Манаса [1].  Из далекого Желпиниша отыскав Манаса, встретив его, был его советником, помощником, он был хорошим стратегом, всю его жизнь предугадывающий трудности наперед.

Среди еще одним из самых видных героев в эпосе – Алмамбет. Алмамбет представитель китайского народа. Если дается, что он сын Соорондука из Зоболу, в некоторых вариантах дается, что он сын Азизкана. Его отец в младенчестве отдал его на учебу дракона. Эта учеба была очень сложной. Если учились шесть тысяч детей, выжили только шестеро.Если учились семь тысяч, то выжили только семеро. Он там научился тактике драки, освоил способности спокойно действовать. Способность спокойно действовать – это способность при необходимости сделать желаемую для себя погоду. В эпосе человек, владеющий способностью спокойно действовать, с помощью  камня яда мог накрыть туманом, наснежить снегом, изменить погоду и мог изменить другие вещи, когда враг подходил совсем близко и грозил напасть. Поверье камню яду, как фетишное понятие, широко распространен в религиозном сознании и понимании у народов Азии, что  обозначено в научных трудах [9]. Одной из причин изгнания Алмамбета из Китая является то, что он правил народом справедливо и честно беспокоился о нем. Он проявлял гуманные действия против приношения в жертву человека, когда китайские ханы выходили и бродили среди народа, и изготовления омолаживающего лекарства из печени детей. Эти действия Алмамбета не правильно поняли его руководители ханства и очернили перед главным ханом.  Когда они хотели его убить, Алмамбет был вынужден оставить народ и убежать. Когда он убегал, ему помогает его мать Алтынай. Его мама умирает от рук врагов. Похоронив свою мать, посадив вокруг деревья, пустив воду из родника, уходит, оставив родную землю. Сперва он приходит к герою казахов Кокчо. В эпосе герой Кокчо Айдаркана описывается в качестве одного из сорока ближайших сподвижников богатыря Манаса. Он – казахский хан. Алмамбета он берет в свои управляющие дела. Алмамбет и здесь заботится о народе и начинает делать очень много хороших дел. Казахским верхам не нравятся эти действия Алмамбета. Поэтому они начинают думать о том, как очернить Алмамбета перед Кокчо. В эпосе Кокчо описывается как главный герой, его недостаток в том, что он был очень ревнивым к своей жене. Все знали об этом. «Между Алмамбетом и Акэркечом есть любовные отношения», - сказав Кокчо его управляющие, очерняют Алмамбета. Однажды очень пьяный Кокчо, вошедшего с улицы Алмамбета, равняя с собакой, его унижает: «бродячая собака, откуда пришел – туда и иди». Алмамбет сильно стыдится. После этого Алмамбет приходит к Манасу. Во время охоты Манас встречает Алмамбета, приводит его к себе домой, проводит празднование в честь него и делает своим родным человеком. С тех пор Алмамбет до конца своей жизни служит в качестве самого близкого сподвижника Манаса. Он не отстает от богатыря Манаса своим геройством, мудростью. В эпосе «Манас» образы и отрицательных героев взяты в обширное описание. В ряды отрацательных героев входят образы Жакыпа, Кыргыла, Коңурбая, Нескара, Жолоя, Канчоро и других.Конурбай – хан китайцев, сын Алооке. Он герой, потягавший своей храбростью с богатырем Манасом. В эпосе рассмотрены в обширное описание ловкости, хитрости, бесчестии, несправедливости и других отрицательных качеств Конурбая. Его бесчестие можно увидеть в том, что он обманув, ранит богатыря Манаса. Из контекста эпоса можно заметить, что он враждует не только с богатырем Манасом, но и имеет плохие отношения с ханами своего народа. Когда он отобрал летнее пастбище «Кан-Жайлак» у отца Алмамбета Соорондука, между ними возникают размолвки. Он участвует в первой и второй частях трилогии «Манас» и умирает от рук сына Манаса Семетея.Жакып – отец Манаса. Он становится отцом в преклонном возрасте, будучи опечаленным своей бездетности. Но, когда рождается Манас, он печалится: «мой скот растратит». Жакып был жадным человеком, озабоченный мирским богатством. Поэтому между ним и Манасом были размолвки. После ухода Манаса в иной мир, он плюет и приказывает детям, рожденным от Бакдоолот: «возьмите Каныкей», тогда Каныкей забирает престарелую свекровь Чыйырды и сбегает в сторону Букары. Когда Семетей, повзрослев, возвращается в Талас, он встречает его с отравленным кымызом, но сам испив из него, отравляется. Озабоченность мирским богатством, жадность, бессердечность, не жалеющего добра собственному ребенку, т.е. отрицательный образ Жакыпа в эпосе отражено достаточно.

Образ Кыргылчала тоже можно назвать особенным типом отрицательных образов в эпосе. Потому что, он, являясь главой сорока джигитов, постоянно разжигает между ними огонь, показывает свою наглость. Особенно в эпизоде «Борьба Чубака и Алмамбета за дорогу» обесчестив Чубака словами «Единственному Китаю не приравнявшись, остался в сторонке», обостряет отношение между Чубаком и Алмамбетом. Злословие Кыргылчала, в итоге его начинаний плохих дел сорок сподвижников погибают от рук Семетея.

Участвующих героев  в эпосе “Манас” очень много. Среди них есть особенно выделяющиеся основные положительные и отрицательные герои.

Список литературы

  1. Байгазиев С. «Познание Манаса: Бакай – мудрец востока, духовный путеводитель и великий патриот кыргызского народа».Б.2015
  2. Бегалиев С. Введение в литературоведение. Каракол.2002
  3. История кыргызской  литературы.2 том.Б.,2002
  4. Каралаев С. Манас. Б.,2017.
  5. Кыргызская литература.Толковый словарь  литературных терминов.Б.,1994.
  6. Манас.1 том. Сокращенно объединенный вариант.Б.,2014.
  7. Орозбаков С. Манас. Б.,2010.
  8. Сартбекова Н.К. Сарыхан Гулэр. //Преимущество применения мультимедийных технологий в образовательной сфере// ISSN 1694-7762. Жаӊылыктар-Вести- News. Научный информационный журнал «Наука и инновационные технологии» №4/2017 (4).с.18-20.
  9. Энциклопедия «Манас». Б.,1995.
Интересная статья? Поделись ей с другими: