"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Деятельность Владимирского губернского правления в сфере образования и просвещения, здравоохранения в конце XIX-начале XX вв

Соловьева Валерия Владимировна – кандидат исторических наук, доцент кафедры Музеологии и истории культуры Владимирского государственного университета имени А.Г и Н.Г. Столетовых.

Аннотация: В статье представлена комплексная характеристика деятельности Владимирского губернского правления в сфере образования и просвещения, здравоохранения в конце XIX-начале XX вв. Отмечается, что, несмотря на большое количество исследований, они не отражают целостную картину положения образования и просвещения во Владимирской губернии. История образования в данной местности отражала в себе общие черты развития их в России. Численность земских и церковных учебных заведений с каждым годом увеличивалась, а положение изменялось в зависимости от общих условий их существования.

Ключевые слова: Владимирская губерния, Владимирское губернское правление, образование, просвещение, здравоохранение.

Образование и просвещение российского народа в конце XIX – начале XX вв., если оценивать материалы Всероссийской переписи 1897 года, которая показа¬ла, что 80% населения России было неграмотным, было удручающим. Крестьяне довольно плохо знали историю, не владели грамотой и на вопрос кого из русских царей знаете, отвечали: «Петра Первого, Катерину Великую, да Александра Освободителя». Данные о проценте грамотных во Владимирской губернии отсутствуют, скорее всего он не превышал данных всероссийских показателей. В начале 1860-х неграмотность достигала 94% [11, с. 57]. Во Владимирской губернии в отчете 1880 года отмечалось, что «дела народного образования в смысле постепенного увеличения заведений и числа учащихся, продвигается вперед, но при этом нельзя сказать то, что оно находится на высокой степени развития… В 1880 году на народное образование было ассигновано – 242 183 рубля» [2, с. 149].

Во Владимирской губернии в конце XIX-начале XX века преобладающими были церковноприходские школы, основателем которых было «Братство Святого благоверного Великого князя Александра Невского», примерно за 14 лет своей деятельности, оно к 1890 году «открыло 283 школы, в которых обучалось 6994 мальчика и 1328 девочек» [4, с. 165].

Школы периодически посещались специально уполномоченным чиновником, который позже докладывал о состоянии в сфере образования губернатору и правлению. Стоит отметить, что тут ситуация не всегда была удовлетворительной, так как часть учебных заведений время от времени признавалась, находящимися в неудовлетворительном состоянии. А «неудовлетворительное состояние школ зависит главным образом от неудобства помещений, частой перемены учителей, неопытности вновь прибывших». Однако, как отмечалось в том же отчете: «большинство народных школ в губернии имеет большие удобные помещения и хорошие гигиенические условия». Примерно также уполномоченный инспектор отзывался о положении дел в народных училищах, которых было не так много, в основном из-за «недостатка местных средств» [2, с. 166].

Во Владимирской губернии каждый год наблюдался стабильный рост числа учащихся. В 1876 году во всех учебных заведениях губернии училось 17656 мальчиков и 3696 девочек, тогда как в 1906 году 62480 мальчиков и 32518 девочек [7, с. 349]. Среди девочек рост учащихся был наиболее впечатляющий, но, несмотря на эти успехи, большая часть населения губернии оставалась неграмотной, те кто осваивал азы образования проучившись в школе, затем в семинарии или реальном училище (единичные случаи), все равно были лишены возможности поступления в университет.

В мае 1869 г. правительство учредило должность инспектора народных училищ. На инспекторов возлагался надзор за постановкой учебной и воспитательной работы в начальных училищах, направлением преподавания в них и политической благонадежностью преподавательского состава; им же поручался подбор учителей. Во всех этих вопросах инспектора отчитывались перед губернскими училищными советами. Заботу о благонадежности студентов и преподавателей проявляли полицейские органы и губернатор.

Оценивая систему образования в губернии, необходимо отметить, что на начальном уровне крестьян обучали не столько грамотности, сколько нравственности и почитанию царя-батюшки. Тех, кто мог выбиться на средний уровень, уже всецело контролировали уполномоченные органы, стремящееся не допускать инакомыслия [8, с. 182]. В целом стоит отметить, что наблюдалась положительная динамика увеличения числа грамотных людей, чему способствовал рост количества учебных заведений.

Вопросы здравоохранения во Владимирской губернии нашли отражение в рамках следующих вопросов: врачи и аптеки; больницы и дома для умалишенных; эпидемии, происходившие в губернии, как среди людей, так и животных; насильственные и случайные смерти; и деятельность благотворительных учреждений.

Все связанные с медициной заведения и врачей, на постоянном контроле держал, специально уполномоченный губернатором, врачебный инспектор, входящий в состав губернского правления. В отчете 1885 года отмечалось: «по удостоверениям врачебного инспектора, врачи в отчетном году относились к своему делу с должным усердием; аптеки содержались в надлежащем порядке» [3, с. 135].

Ситуация с вакцинацией во Владимирской губернии была неудовлетворительной. В основном, старались прививать детей, исходя из отчетов, средств хватало лишь на вакцину от оспы. К примеру, в 1876 году «число привитых от оспы детей простиралось до 27334» [1, с. 106]. К сожалению, в отчетах, не упоминается каждый ли год проводились такие вакцинации. Помимо оспы ежегодно отмечался стандартный набор заболеваний диагностируемых во Владимирской губернии, таких как: скарлатина, тифозная горячка, кровавый понос, к которому иногда добавлялись корь, дизентерия, от которых умирало определенное количество людей, но как было отмечено в нескольких отчетах все эти эпидемии «благодаря своевременно принимавшимся мерам не причинили большой смертности». Одна из таких мер упоминается в отчете 1895 года, когда в «Муромском и Юрьевском уездах были эпидемии дифтерита и тифа, из-за которых туда были командированы 3 санитарных отряда» [5, с. 147], которые помешали инфекции распространиться на большую территорию губернии.

Губернская администрация принимала решения по мероприятиям, предотвращавшим эпидемию падежа скота. Показательны меры, принятые в 1890 году: «С целью ограничения от сибирской язвы местностей благополучных, губернским начальством были воспрещены по всей губернии приезд на лошадях на базары и пригон для продажи скота… Для прекращения развития болезни в местностях неблагоприятных принимались следующие меры: больные животные отделялись от здоровых, павшие зарывались в землю на законную глубину. Их трупы в ямах обсыпались известью или обливались раствором карболовой кислоты». Во Владимирской губернии трудилось довольно скромное число ветеринарных врачей, например, в 1890 году их насчитывалось лишь 15 [4, с. 128].

Состояние больниц и домов умалишенных во Владимирской губернии, судя по губернским отчетам, была удовлетворительная. Довольно часто губернский врачебный инспектор, осуществляя проверку, в итоге указывал на то, что «все больницы содержатся удовлетворенно и больничными принадлежностями снабжены в достаточном количестве» [6, с. 82]. Примерно половина губернских больниц, находилась при фабриках и заводах, и содержалось частными благотворителями. В отчетах также отмечалось, что «больные сифилисом, психические больные и… некоторые другие из хирургических, которым требуется делать трудные операции, пользуются бесплатным лечением» [4, с. 129].

Половина губернских богаделен существовала на средства частных жертвователей и часть людей жила в них постоянно, среди них «престарелые и неимущие жители губернии» (таких было немного, всего около 300 человек и эта цифра время от времени изменялась), а другая часть периодически оставалась там на ночлег (к примеру, в 1895 году в одном только «Владимирском ночлежном приюте пользовалось ночлегом 5922 человека») [2, с. 157].

С назначение Владимирским губернатором Ивана Николаевича Сазонова начинается борьба с пьянством. В 1901 году во всеподданнейшем отчете появляется новый пункт – «Попечительство о народной трезвости» [10, с. 83]. С этого же момента начинается действовать и одноименный губернский орган, боровшийся с пьянством среди населения, преимущественно мужского. Сазонов после первого года своей деятельности докладывал в центр об успехах на поприще борьбы с алкогольным синдромом.

Деятельность попечительства о народной трезвости была в первую очередь направлена на предоставление населению Владимирской губернии «проводить свое свободное время в учреждениях, где бы не было соблазна тратить лишнюю копейку на спиртные напитки» [9, с. 162]. В этих целях повсюду открывались чайные и столовые, которые помимо «дешевого и здорового напитка и кушанья, могли дать населению и некоторые развлечения (в чайных выписывались некоторые издания, завозились музыкальные инструменты)». Также комитеты, по избавлению народа от пагубной привычки выпивать в любой свободный момент, открывали библиотеки, воскресные классы и книжные склады, устраивали народные чтения, гуляния и танцевальные вечера. Эта политика давала реальный результат, о чем говорят цифры статистики. «Всего в учреждениях попечительства воспользовалось услугами и посетило народные чтения и театрализованные представления в 1906 году больше 1879206 человек (главным образом крестьяне)».

Список литературы

  1. Государственный архив Владимирской области // ГАВО. − Ф. 14, Оп. 4. − Д. 10521. − Л. 106.
  2. Государственный архив Владимирской области // ГАВО. − Ф. 14, Оп. 4. − Д. 10943. − Л. 149-166.
  3. Государственный архив Владимирской области // ГАВО. − Ф. 14, Оп. 4. − Д. 11568. − Л. 135.
  4. Государственный архив Владимирской области // ГАВО. − Ф. 14, Оп. 6. − Д. 789. − Л. 128-165.
  5. Государственный архив Владимирской области // ГАВО. − Ф. 14, Оп. 6. − Д. 2010. − Л. 147-150.
  6. Государственный архив Владимирской области // ГАВО. − Ф. 14, Оп. 4. − Д. 5048. − Л. 82-84.
  7. Добронравов, В. Школы грамоты и приходское (сельское) духовенство [Текст] / В. Добронравов // Владимирские епархиальные ведомости. – 1893, № 12. − С. 349.
  8. Красницкая, Т.А. Начальное духовное образование в провинциальной России. XIX-начало XX вв. (на материалах Владимирской и Костромской губерний) [Текст] / Т.А. Красницкая. − Шуя: «Поли-Центр», 2016. − 182 с.
  9. Монякова, О.А. Церковь и земство в формировании уездного образовательного пространства [Текст] / О.А. Монякова //Федерализм, 2009. − № 4 (56). − С. 161-170.
  10. Петровичева, Е.М. Церковно-приходские и земские школы во Владимирской губернии в начале XX века [Текст] / Е.М. Петровичева // Материалы областной краеведческой конференции «Роль Православной церкви в истории и культуре Владимирской земли». − 19 мая 2000 г. − Владимир, 2001. − С. 80-86.
  11. Сборник статистических и справочных сведений по Владимирской губернии [Текст] Выпуск II. – Владимир: издание Владимирской губернской земской управы, 1900. – С. 57.

Интересная статья? Поделись ей с другими: