"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Методика обучения технике бега на короткие дистанции

Песоцкая Елена Олеговна – студент филиала Ставропольского государственного педагогического института в г.Ессентуки.

Аннотация: В статье рассматривается традиционная методика обучения технике бега на короткие дистанции.

Ключевые слова: Спринт, методика обучения технике бега на короткие дистанции.

Бег на короткие дистанции (спринт) выделяется среди других легкоатлетических дисциплин своими особенностями – это высокий уровень нагрузок, превосходная координация движений, предельная скорость за кротчайший промежуток времени. Спринтерскими считаются дистанции на 60 м, 100 м, 200 м, 400 м. Чтобы добиться отличных результатов, очень важно соблюдать правильную технику бега, хотя она очень индивидуальна. Но одно, только совершенствование техники бега, не может дать положительных результатов, без включения в тренировки специальных упражнений направленных на развитие мышц ног, сердечно-сосудистой системы, скоростных способностей.

В настоящее время вопрос о преимуществах одних тренировочных средств над другими, особенно на начальных этапах, решен не до конца. Одни специалисты, такие как В.Г. Никитушкин, В.Г. Алабин, А.С. Горлов, отдают предпочтение беговым и прыжковым упражнениям. Другие, Т.П. Юшкевич, А.В. Скляров, Р.В. Жордочко, склоняются к работе на тренировочных устройствах воздействующих только на силовые и скоростно-силовые группы мышц. По моему мнению, при подборе специальных упражнений и совершенствовании техники бега на короткие дистанции необходимо в первую очередь уделять внимание индивидуальным особенностям телосложения бегуна.

Самым распространенным способом преодоления спринтерских дистанций является низкий старт, который позволяет двигаться на пределе своих возможностей, на коротком отрезке дистанции. Для обеспечения удобства и прочной опоры ног на старте в спринте применяются специальные стартовые колодки. Существует несколько разновидностей техники низкого старта: обычный, узкий, сближенный и растянутый. Их отличительной особенностью являются расстановка стартовых колодок. Спринтерская техника зависит от многих факторов. Можно выделить такие как: положение рук и ног, сила отталкивания при стартовании, умение финишировать и скорость бега.

Обучение любому двигательному действию проходит ряд этапов и подчинено основным педагогическим принципам. В настоящее время существует несколько известных методик, но для детального рассмотрения остановимся на традиционной методике. Она основана на обучении по частям, начиная с простейшего движения с постепенным переходом к более сложному. Традиционная методика обучения технике бега на короткие дистанции имеет два направления: обучение отдельными фазам и целостное обучение двигательному действию. При обучении и совершенствовании техники бега необходимы знания основных закономерностей формирования двигательных навыков. Процесс овладения определенным движением можно разделить на три этапа:

1. Ознакомление с новым движением – здесь применимы разнообразные средства достижения, например рассказ, показ видеофильмов с дальнейшим обсуждением, наглядный пример – бег квалифицированного спортсмена, и конечно пробные забеги обучающихся;

2. Формирование двигательного умения достигается путем многократного повторения технических элементов, с исправлением возникающих ошибок;

3. Формирование двигательного навыка представляет собой доведение всех технических элементов в целом до совершенства.

Традиционная методика обучения технике бега на короткие дистанции выглядит следующим образом:

1. Создание представления о правильной технике бега на короткие дистанции – это знакомство, с применением средств первого этапа процесса овладения.

2. Обучение технике бега по прямой – предназначено для овладения свободным и правильным выполнением элементов бега, то есть работа ног, рук, туловища, головы. Основными средствами достижения являются специальные беговые упражнения и имитационные упражнения стоя. На этом этапе ученик применяет полученные теоретические навыки и доводит их до автоматизма.

3. Обучение технике низкого старта и стартового разгона – этот этап учит правильной расстановке стартовых колодок с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, технике высокого старта и только затем технике низкого старта. Основными средствами достижения являются: принятие исходных положений высокого старта с опорой и без опоры на руку; выбегание с высокого старта; выбегание с высокого старта под падение; бег с высокого старта с сопротивлением в одну или другую сторону; бег с высокого старта в парах по сигналу; многократное принятие положение по командам «На старт», «Внимание», «Марш»; прыжки и прыжковые упражнения из стартовых колодок; многократное выбегание с низкого старта с повышенной опорой для рук; бег с низкого старта в парах по сигналу.

4. Обучение технике финиширования с применением средств имитации финиша в ходьбе и медленном беге; набегание на финиш в парах.

5. Совершенствование техники спринтерского бега в целом.

В заключении хотелось бы отметить, что ни одна даже самая современная методика обучения не избавляет от ошибок. И тренеру в первую очередь необходимо ее выявить и работать над ее устранением, что, как правило, приведет и к исчезновению второстепенных недостатков в технике.

Список литературы

  1. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия для студентов: Учеб.пособие.-М.:Изд-во РУДН, 1999.
  2. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов.- М.:Высшая школа,1978.
  3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.-М.: ФиС, 2001.
  4. Теория спорта/ Под ред.Платонова В.Н.: Киев: Высшая школа, 1987.
  5. Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов. /Под общ.ред.В.И.Ильинича-М.:Гардарики, 2003.