"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Процедура банкротства физических лиц. Анализ эффективности

Харитонова Наталья Александровна – студент магистратуры Самарского государственного экономического университета.

Научный руководитель: Ланг Петр Петрович – кандидат юридических наук, доцент Самарского государственного экономического университета.

Аннотация: В представленной статье автором проанализирована процедура банкротства физического лица. Представлены официальные данные по показателям банкротства в Российской Федерации на период с 2015 по 2018 год. Данные представлены с Единого федерального реестра сведений о банкротстве. Приведены сведения о количестве банкротов среди физических лиц в расчете на 100 человек. Отражен алгоритм процедуры банкротства согласно российскому законодательству. Представлены разновидности последствий для физического лица объявленного банкротом.

Ключевые слова: Алгоритм банкротства, банкрот, банкротство, банкротство физических лиц, процедура банкротства физического лица, банкротное делопроизводство.

Банкротство, согласно современному законодательству, представляет собой явление, при котором должник (физ. лицо) не имеет способности полного удовлетворения кредиторов по своим обязательствам. Процедура банкротства является выходом из этой ситуации, однако, должно проводиться только специальным, уполномоченным на это государственным органом.

Эффективность применения такого инструмента как банкротство будет зависеть от правоприменителя. Для продвижения данного законодательного акта, регламентирующего основные аспекты банкротства, потребовалось более 10 лет. Согласно данным, опубликованным на Едином федеральном ресурсе о банкротстве, численность физических лиц, признанных банкротом, увеличилась, по сравнению с предыдущим годом. На сегодняшний день можно сказать, что в 2018 году к десяти регионам страны, с наибольшими показателями банкротства физических лиц относились (см. таблицу 1):

На сегодняшний день можно сказать, что в 2018 году картина с показателями банкротства десяти регионов страны с наибольшими показателями выглядела следующим образом (см. таблицу 1):

Таблица 1. ТОП 10 регионов по количеству банкротов физических лиц в 2018 году.

Регион

Количество банкротов за 2018 г.

Москва

1554

Московская область

1209

Санкт-Петербург

959

Республика Башкоростан

880

Самарская область

752

Краснодарский край

676

Свердловская область

644

Новосибирская область

530

Волгоградская область

520

Омская область

514

Вологодская область

434

В числе наиболее активных регионов в плане банкротного делопроизводства выступили Москва и Московская область. Замыкает десятку Волгоградская область.

Если посмотреть статистику за последние три года работы Федресурса, то, можно сказать, что в среднем на 100 тысяч населения Российской Федерации приходится 47 банкротов физических лиц. (см. таблицу 2)

Таблица 2. Показатели банкротства физических лиц на территории Российской Федерации в период  с 2015 по 2018 гг.

Регион

Кол-во банкротов с 2015 по 2018 гг. на 100 тысяч человек

Вологодская область

157

Рязанская область

95

Республика Калмыкия

91

Омская область

84

Новосибирская область

78

Республика Карелия

78

Пензенская область

78

Архангельская область

77

Хабаровский край

76

Республика Башкоростан

75

За период с 2015 года по 2018 годы самые низкие показатели банкротов среди физических лиц в Ненецком автономном округе (2 человека) и Республике Чечня (ни одного человека).

Процедура банкротства происходит следующим образом: на первом этапе производится сбор необходимого пакета документов. После чего осуществляется подача документов в арбитражный суд, который производит финансовый анализ полученных документов и данных. Если возможно, то, производится реструктуризация. После реструктуризации производится реализация имущества и последующее списание долгов.

Последствия банкротства физического лица можно разделить на несколько категорий. Во-первых, это положительные последствия, заключающиеся в списании всех долговых обязательств. Долги списываются в том объеме, в каком были на момент начала процедуры. Исключение составляют только обязательства личного характера: алиментные платежи, задолженность по компенсации вреда жизни и здоровью, моральному вреду, а также платежи, возникшие в период банкротства. После окончания процедуры банкротства ни один из кредиторов не имеет права заявлять претензии о возврате долга. Данный тезис касается даже тех кредиторов, которые не принимали никакого участия в процедуре банкротства. В то же время в практике делопроизводства по банкротству физических лиц существуют случаи, когда часть долгов не списывалась и оставалась к погашению.

Во-вторых, существуют и негативные последствия проведения процедуры банкротства. К основному из них относится исключение возможности самостоятельного распоряжения своим собственным имуществом физическим лицом. Закон предусматривает, что должнику из всех сумм дохода остается только определенный минимум, все остальное поступает в конкурсную массу для последующего распределения между кредиторами. Должник также не вправе открыть или закрыть банковский счет, приобрести ценные бумаги, заложить или подарить свое имущество. В некоторых случаях запрещается выезд из страны. В рамках исполнительного производства не может быть распределено имущество, относящиеся к совместному.

В-третьих, физическое лицо признанное банкротом не может повторно инициировать делопроизводство по банкротству в течение последующих пяти лет, обращаться за получением нового кредита не упомянув что он является несостоятельным, а также в течение трех лет занимать руководящие должности в юридических лицах, а также выступать их учредителем.

Процедура банкротства физических лиц имеет также свои перспективы. Эксперты отмечают, что прогнозируется значительное падение популярности кредитных продуктов. Значительному усилению подвергнется также контроль в банках. Есть перспектива, что минимальные риски станут главными условиями выдачи кредитов. Есть вероятность что крупные займы станут вовсе недоступными.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. №127-ФЗ.
  2. Пахомова А.И., Данилова Е.В. Антикризисные меры на предприятиях сферы обслуживания // Теория и практика современной науки. 2016. № 3 (9). С. 860-862.
  3. Щербань Е.Г. Формирование индикаторов опережающего контроля за развитием кризиса промышленного предприятия // В сборнике: Логистика инновационной деятельности Межвузовский научный сборник. Саратовский государственный технический университет. Саратов, 2004. С. 209-213.
  4. Официальный сайт Федресурса. Режим доступа - https://bankrot.fedresurs.ru.