"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

УДК 316. 422

Философское осмысление понятия устойчивого развития

Абыкеева-Султаналиева Таалайгул Бакаевна – кандидат философских наук, доцент кафедры Философии, теории и истории культуры Кыргызского национального университета им. Ж.Баласагына.

Аннотация: В статье анализируются различные подходы к понятию устойчивого развития, с философской позиции рассматривается необходимость всех стран выбрать новый вектор развития как устойчивое развитие в условиях глобализации. С позиции научной литературы устойчивое развитие рассматривается с различных аспектов: экономического, экологического, социального. Устойчивое развитие определяется как путь общества, приемлемый для сохранения экологической ниши человека и создания благоприятных условий для выживания цивилизации. В статье отмечается, что философская методология исследования устойчивого развития представляется наиболее приемлемой, так как она посредством философского осмысления может дать системный анализ исследования устойчивого развития.

Ключевые слова: Устойчивое развитие, устойчивая экономика, капитал, ноосфера, ноосферогенез, коэволюция.

В современный период очень часто говорят об устойчивом развитии. В связи с этим нам предстоит рассмотреть различные подходы к пониманию понятия устойчивого развития, провести философский анализ устойчивого развития и показать сущность устойчивого развития в условиях глобализации.

В настоящее время существуют более 50-100 определений устойчивого развития. Существование многочисленных вариантов определения понятия устойчивого развития, говорит о том, что каждый из вариантов определения его различными науками вносит свой существенный вклад. В связи с этим, следует отметить, что философская методология исследования устойчивого развития представляется наиболее приемлемой, так как она, интегрируя, полученные исследования и знания других наук посредством философского осмысления может дать системный анализ исследования устойчивого развития.

На практике, идея устойчивого развития, впервые была применена в природопользовании немецкими лесоводами и рыболовами. Немецкие лесоводы вводили такую систему эксплуатации и вырубки лесов, при которых сохранялся его естественный прирост [4]. Намного позже, примерно через 100 лет устойчивое развитие использовалось в рыбном хозяйстве в Канаде в начале ХХ века. Канадской комиссией по охране окружающей среды в 1915г. было дано следующее определение устойчивого развития: «каждое поколение людей имеет право на свой процент естественного капитала, а основная часть капитала должна быть передана последующему поколению» [12].

Термин «устойчивое развитие» (sustainable development) появился в западной литературе в 60-е годы XX века, но широкое применение получил в конце 1980-х годов. Римский клуб (неправительственная организация 1968г.) в докладе «Пределы роста» (1972г) один из первых зародил концепцию устойчивого развития, где изучались общечеловеческие и глобальные проблемы. В докладе Г.Дайли было предложено понятие «стационарной экономики» или «устойчивой экономики», которой присуще: постоянная численность населения, поддерживающаяся в течение продолжительного времени; постоянный запас производимых (товаров) или капиталов [11].

В современных исследованиях многими авторами понятие устойчивое развитие (sustainable development (от англ.), nachhaltige Entwicklung (нем.)) переводится как самоподдерживающееся, непрерывное, равновесное. У И. Ожегова (в составленном словаре русского языка) «устойчивый» определяется как не поддающийся, не подверженный колебаниям, стойкий, твердый [9].

В русском издании английский термин «sustainable development» можно перевести как «самоподдерживающееся», «равновесное», «непрерывное», «сбалансированное», «приемлемое» развитие [1].

С позиции научной литературы устойчивое развитие рассматривается с различных аспектов: экономического, экологического, социального.

Так, Дж.С.Милль в работе «Принципы политической экономики» идеи вводит понятие «стационарное состояние» капитала и населения [6]. Никитенок Ю.А. различает «слабую устойчивость развития экономики» и «сильную устойчивость развития экономики» [7]. Главным смыслом его концепции устойчивого развития является сохранения природного капитала и искусственного, созданного человеком. Проблема экономики как отмечает Никитенок Ю.А. состоит в том, что искусственный капитал доминирует над природным либо не учитывается природный капитал.

В неоклассической теории экономики (основатель Альфред Маршалл) утверждается, что искусственный капитал является идеальным заменителем природного. Такую ситуацию можно определить, как «слабую устойчивость»,

слабую в смысле того, что она основана на предположении о взаимозаменяемости капиталов. Сильная устойчивость соответствует концепции устойчивого развития, так как она требует сохранения как искусственного капитала, так и природного, они взаимно дополняют друг друга. По мнению Глушенковой Е.И. устойчивое развитие предполагает основные четыре принципа:1) удовлетворение естественных потребностей человека, 2) равное распределение потребностей, 3) бережное использование природных ресурсов,4) сохранение возможности потребности и для будущего поколения. Третий принцип считается центральным, образующий ядро теории.

Д.С.Львов рассматривает устойчивое развитие в узком и широком смысле. В узком смысле устойчивое развитие это есть экологическая устойчивость, а в широком смысле включаются все виды устойчивости: демографическая, социальная, экономическая, техногенная и т.д. [5].

Не менее важную роль в формировании идеи устойчивого развития сыграл еще в свое время русский ученый-философ В.И.Вернадский, создавший учение о сфере разума (ноосфере). Появление термина и теории «Ноосферы» считается конец 19 века –начало 20 века. Французским учёным Эдуардом Леруа был предложен термин «ноосфера», а теория «ноосфера» была развита Владимиром Ивановичем Вернадским, в которой описывается тесное взаимодействие человека и природы, в котором Человек предстаёт укоренённым в Природу. В.И. Вернадский вводит новое критериальное измерение «человечество как единое целое» в анализ системы «человек — природа» в интересах выживания настоящего и будущих поколений [3]. Таким образом, можно считать, что учение о ноосфере является фундаментальной основой концепции устойчивого развития.

Идейным продолжателем Вернадского является академик Н.Н. Моисеев, который интерпретирует устойчивое развитие как стратегию переходного периода, как эпоху ноосферы, коэволюции природы и общества [8]. Он полагал, что ближе всего по смыслу и содержанию «допустимое развитие» включающее вместе с экологической и экономическую и социальную составляющую. Устойчивое развитие — это путь общества, приемлемый для сохранения экологической ниши человека и создания благоприятных условий для выживания цивилизации. Экологической нишей человечества является вся биосфера, поэтому устойчивое развитие Н.Н. Моисеев трактует как совместную, скоординированную эволюцию человека и биосферы (коэволюцию). Таким образом, устойчивое развитие по Н.Н. Моисееву — это первый шаг к эпохе ноосферы.

Академик В.А.Коптюга дал наиболее развернутую характеристику устойчивого развития, где социально-экономическое развитие и окружающее развитие находятся в разумной сбалансированности.

Академик, доктор философских наук А.Д.Урсул трактует устойчивое развитие в широком смысле как новый тип существования и развития мировой цивилизации в различных параметрах бытия: экономических, социальных, экологических и культурологических и др.[10].

Классическим определением устойчивого развития считается определение, данное премьер-министром Норвегии Г.Х. Брундтланд на Международной конференции в г. Рио-де-Жанейро в докладе «Наше будущее» в 1972 г., в котором устойчивое развитие определяется как "sustainable development". Впервые это понятие получила научный смысл. Г.Х. Брундтланд определила: «Устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности нынешнего поколения и не ставит под угрозу удовлетворением потребностям будущего поколения» [2]. Такое определение устойчивого развития носило теперь научный характер и был поддержан многими авторитетными учеными всего мира и по настоящее время оно не теряет актуальности. Это определение включает такие понятия как потребность и ограничение. Потребность всем необходимым для существования населения, а ограничение в использовании природных ресурсов.

Таким образом, устойчивое развитие носит характер не только экономического развития, но и социального и экологического развития, обеспечивающего безопасность человечеству, что обуславливает рассматривать его с позиции философского ракурса.

Список литературы

  1. Бегун Т. В. Устойчивое развитие: определение, концепция и факторы в контексте моногородов / Т. В. Бегун // Экономика, управление, финансы (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. — С. 158-163.
  2. Брутланд Г.Х. Наше общее будущее. Доклад Комиссии ООН по окружающей среде и развитию. 1987. — М.: Прогресс, 1988. - С.50
  3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М., 1938
  4. Джейкобс М. Зеленая экономика: окружающая среда, устойчивое развитие и политика будущего. Ванкувер, 1993
  5. Львов Д.С. Путь в XXI век: Стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М., 2010
  6. Милль Дж.Ст. Основы политической экономии. Т. 1—3. М.: Прогресс, 1980-1981.
  7. Никитёнок Ю.А.САМООРГАНИЗАЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТИ// Материалы четвертого Всероссийского постоянно действующего научного семинара «Самоорганизация устойчивых целостностей в природе и обществе" ГОСУДАРСТВО КАК ГАРАНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ, институт оптического мониторинга СО РАН, Томск, 2000
  8. Моисеев Н.Н. Концепция коэволюции БУДУЩЕЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ Доклад на Первой Международной Конференции «Проблемы ноосферы и устойчивого развития»11 сентября 1996 г., Санкт-Петербург
  9. Ожегов У.И.Толковый словарь русского языка.С.-18.М..1992.
  10. Урсул А.Д., Романович А.Л Концепция устойчивого развития и проблема безопасности. 2001.
  11. Daly H. Toward a Steady-State Economy. - San-Francisco: Freeman and Co., 1973
  12. Sustainable. America. America’s Environment, Economy and Society in the 21 Century/Ed by D. Sitars. Carbondale IL: Earth Press, 1998, p.22.