"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

УДК 94(430).016

Капитулярии Карла Великого об образовательном уровне и роли духовенства в формировавшейся империи Каролингов

Ласкова Наталья Васильевна – кандидат исторических наук, доцент Института истории и международных отношений Южного федерального университета.

Аннотация: Статья посвящена одному из важнейших направлений реформаторской деятельности Карла Великого – мероприятиям, направленным на совершенствование морального облика и повышение образовательного уровня духовенства. На основе текстов королевских капитуляриев прослеживается место и роль церкви в формировании религиозного и политического единства, столь необходимых, по мнению Карла Великого, для создания новой империи, сочетавшей античные традиции с христианскими ценностями.

Ключевые слова: Карл Великий, капитулярии, церковь, духовенство, монастыри, «Каролингское Возрождение».

В постепенно формировавшейся империи Карла Великого деятельности католической церкви отводилась особая роль. Служители церкви рассматривались будущим императором в качестве проводников его идей в духовной сфере, подобно тому, как графы были необходимы ему в мирских делах.

Идея св. Августина о построении Града Божьего, согласно которой каждый из людей поставлен Богом на своё место на Земле и должен выполнять выпавшую на его долю миссию, последовательно претворялась Карлом Великим в жизнь [1; 7]. Убежденный в том, что для создания Града Божьего на земле и спасения христианского общества необходимо поднять его моральный и интеллектуальный уровень, Карл Великий справедливо полагал, что предварительным условием для этого благого начинания должно было стать повышение образованности духовенства. Евангельским содержанием («Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» - Матф. гл. 5:16) был проникнут текст одного из известных королевских капитуляриев 789 г. - Admonitio Generalis («Всеобщее увещание»), призывавшего епископов не только создавать школы, но и проверять богословские знания своих священнослужителей, чтобы свет разума, исходящий от образованных клириков, «заблистал на лицах людей» [6, c. 298; 10, c. 200].

Для того чтобы церковь могла играть свою роль объединяющей силы в населенной разными этносами империи, необходимо было, чтобы ее средства и действия во всех концах державы были едины. Важным шагом в достижении такого единства стало формирование при дворе Карла специальной комиссии, целью деятельности которой стало очищение канонического текста Библии от накопившихся при переписке ошибок и последующее за этим распространение его по всей стране. Тот же Admonitio Generalis гласил: «богослужебные книги в монастырях и епископствах должны быть исправлены. Ибо часто бывает, что некоторые, желая молиться Богу, плохо молятся по неисправным книгам…Если же будет надобность переписать Евангелие, псалтирь или молитвенник, пусть переписывают их со всяким тщанием люди зрелого возраста...» [10, c. 200-201].

По­тре­бность в про­све­щён­ных пас­ты­рях обу­сло­ви­ла вни­ма­ние ко­ро­лев­ской вла­сти к про­бле­ме на­чаль­но­го школь­но­го об­ра­зо­ва­ния, ко­то­рое к середине VIII в. на­хо­ди­лось в глу­бо­ком упад­ке. Принято считать, что одним из главных идеологов образовательной реформы Карла Великого был Алкуин - «сакс из Британии, муж во всем мире ученейший» [11]. Прибывший ко двору Карла, чтобы «сеять» знания в земле франков и «воспитать многих на пользу святой Божией церкви и для украшения императорской власти» [10, c. 202-203], он имел непосредственное отношение к появлению Аdmonitio Generalis и программного циркуляра Карла Великого De litteris colendis («О необходимости занятий науками»), предписывавших епи­ско­пам и аб­ба­там по­все­ме­ст­но от­кры­вать шко­лы при мо­на­сты­рях и ка­фед­раль­ных со­бо­рах [3; 5, c. 48; 9, c. 86; 10, c. 199]. Это стало важным нововведением, «обогатившим образовательный ландшафт королевства, до недавнего времени, представлявшего собой пустыню, среди которой располагались разрозненные оазисы - образовательные центры» [2, c. 240].

Немаловажную роль в королевстве франков играли монастыри. В своем стремлении провести реформы в религиозной и моральной сферах жизни, Карл Beликий искал поддержки, прежде всего, у аббатов и аббатис. Вводившийся в качестве обязательного монастырский устав, созданный по образцу устава бенедиктинского монастыря в Монте-Кассино, подчеркивая безусловную значимость молитвы, также обязывал монахов и монахинь заниматься и интеллектуальным трудом [8, c. 159].

В королевском послании, первоначально адресованном аббату Баугульфу из монастыря г. Фульды, а за­тем разосланного в качестве циркуляра другим епископам и настоятелям монастырей Франкского коро­левства, констатировался упадок образо­вания в среде монастырской братии. Одновременно содержался призыв не пренебрегать изучением словесности, без чего невозможно достичь удовлетворительного понима­ния священных текстов: «Ибо то, что изнутри верно подсказывалось благочестивою набожностью, внешне не могло быть выражено невежественным языком без ошибок из-за пренебрежения к обучению». Карл не просто приказывал, но «увещевал» духовенство: «…не только не пренебрегайте обучением наукам, но смиренно с угодным Богу тщанием ревностно им обучайтесь, дабы вы могли легче и правильнее постигать тайны Священного Писания… Ибо желаем мы, чтобы вы, как прилично то воинам церкви, были внутренне благочестивы и внешне учены…» [10, c. 200].

В результате этих постановлений педагогика монахов стала пользоваться популярностью среди мирян. Дети из знатных семей получали в монастырских школах начальное образование. В то же время присутствие в монастырях немалого числа мирян оказывало заметное влияние на образ жизни монашествующих, способствовало проникновению за монастырские стены мирских обычаев. При преемниках Карла Великого ситуация с возможностью повышать образовательный уровень светской молодежи за счет обучения в монастырских учебных центрах изменилась не в лучшую сторону. Ахенский собор 817 г., созванный Людовиком Благочестивым по инициативе Бенедикта Анианского, постановил, чтобы в монастырские школы впредь зачислялись только те, кто в дальнейшем намерен принести монашеские обеты или в юном возрасте были «пожертвованы» монастырю родителями. По сути, мирянам запретили посещать монастырские школы, тем самым закрепив церковный характер обучения. Однако это решение было негативно встречено как франкской знатью, так и монашеством, получавшим немалый доход в виде платы за обучение. И хотя в некоторых крупных монастырях в соответствии с решением Собора появились раздельные школы для мирян и будущих монахов, какое-то время в ряде монастырских центров продолжали действовать общие школы [4].

Таким образом, несмотря на то, что Карл нередко христианизировал народы Европы с помощью меча, он, вместе с тем, приложил немалые усилия для духовного совершенствования общества и церкви, не отделяя задачи интеллектуального и церковного обновления от общих культурных процессов, столь ярко проявившихся в ходе «Каролингского Возрождения».

Список литературы

  1. Вязигин А. С. Идеалы «Божьего царства» и монархия Карла Великого. СПб.: Сенатская тип., 1912. 200 с.
  2. Ефимов А.С. Агиография и педагогика раннего Средневековья // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Том 16. Вып. 1. С. 238-250.
  3. Капитулярии //Православная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravenc.ru/text/1470341.html (дата обращения: 17. 03.2019).
  4. Каролингское Возрождение //Православная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravenc.ru/text/1681119.html (дата обращения: 28. 03.2019).
  5. Киселев С.В. О роли аббата Алкуина (735-804) в Каролингском Ренессансе: от реформы образования к реформе богослужения //Христианское чтение. 2019. № 1. С. 46-54.
  6. Лебек C. Происхождение франков V-IX вв. Т. I. М.: Скарабей, 1993. 348 с.
  7. Мень А. История религии. Ч.II. [Электронный ресурс]. URL: http://otechnik.narod.ru/menhistreg2_5.htm (дата обращения: 14. 03.2019).
  8. Мюссо-Гулар Р. Карл Великий. М: Весь мир, 2003. 176 с.
  9. Петров В.В. Алкуин //Новая философская энциклопедия. В четырех томах / Под ред. В.С. Степина, А.А. Гусейнова, Г.Ю. Семигина. М.: Мысль, 2010. Том 1. 744 с.
  10. Практикум по истории Средних веков. Ч. I. Раннее западноевропейское средневековье /Под ред. Н.И. Девятайкиной и Н.П. Мананчиковой. Воронеж: Воронежский гос. университет, 1999. 240 с.
  11. Эйнхард. Жизнь Карла Великого [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/6/jizn_karla_velikogo/2?=Алкуин (дата обращения: 19.03.2019).

Интересная статья? Поделись ей с другими: