УДК 721
Пименова Елена Валерьевна – кандидат архитектуры, профессор, доцент Донского государственного технического университета.
Пронченко Полина Денисовна – магистрант Донского государственного технического университета.
Аннотация: Развитие направлений внешкольного эстетического воспитания учащихся, требует совершенствования существующей материально-технической базы, путём внедрения новых типов детских школ искусств, а также преобразования существующих зданий школ художественно-эстетической направленности. Выявление особенностей формирования объемно-планировочных решений зданий детских школ искусств и дальнейший их учёт при проектировании, позволят создавать такие здания, отвечающие самым современным требованиям, как к образовательным процессам, так и к архитектурным решениям.
Ключевые слова: Архитектура, здания детских школ искусств, образовательные организации, формообразование, объемно-планировочные решения, конструктивные решения, школы, учебные здания.
В современных условиях развития всей системы образования, особенно актуальной является задача эстетического воспитания подрастающего поколения. Сохраняется необходимость в комплексном подходе по формированию необходимой среды, способствующей развитию внешкольного эстетического воспитания учащихся.
На сегодняшний день, одним из приоритетных направлений развития эстетического воспитания стало укрепление связей детских школ дополнительного образования с общеобразовательными школами, университетами. Также происходит органическое взаимодействие всех внешкольных учреждений, где проводится эстетическое воспитание подрастающего поколения (музыкальные, художественные и хореографические школы, детские школы искусств). Задачу комплексного эстетического воспитания и развития, могут выполнить кооперированные типы учреждений или многофункциональные, в которых сосредоточены сразу несколько направлений (музыкальное, хореографическое, изобразительного искусства и др.) [1]. Наиболее оптимальным является создание детских школ искусств, как кооперированных учреждений, позволяющих объединять различные направления [2]. Детские школы искусств – это школы с художественно-эстетической направленностью, а также специализированные образовательные организации, включающие профессиональную подготовку в области искусства.
Одним из основных аспектов является создание необходимой материальной базы таких учреждений, которая может базироваться на расширении существующих зданий музыкальных, художественных школ за счет пристроек, надстроек дополнительных блоков и помещений (хореографии, музыки, изобразительного искусства и др.), а также строительства новых зданий детских школ искусств [3]. Здания детских школ искусств могут также создаваться в структуре образовательных организаций (университетов, школ), формируя, таким образом, многофункциональные комплексы [4]. Большое внимание должно уделяться формированию общественных пространств, как внешних (свободные территории в структуре комплексного решения), так и внутренних (рекреационные пространства в здании) [5,6].
Архитектурное воплощение материально-технической базы выражается в объемно-планировочном решении здания.
С целью выявления особенностей формирования объемно-планировочных решений детских школ искусств, был подробно изучен и проанализирован мировой опыт проектирования и строительства таких зданий и комплексов.
На основе анализа зарубежного и отечественного опыта проектирования, были выявлены основные особенности формирования объемно-планировочных решений зданий детских школ искусств:
Таким образом, учёт выявленных особенностей при проектировании зданий детских школ искусств позволит создавать такие объемно-планировочные решения, которые будут не только отвечать всем необходимым требованиям, предъявляемым к художественно-эстетическому воспитанию и образованию в области искусства, но и соответствовать новейшим направлениям архитектуры, базирующихся на современных подходах и инновационных технологиях.
Список литературы