УДК 721
Пименова Елена Валерьевна – кандидат архитектуры, профессор, доцент Донского государственного технического университета.
Орляникова Екатерина Евгеньевна – магистрант Донского государственного технического университета.
Симонян Сюзанна Гагиковна – студент Донского государственного технического университета.
Аннотация: В данной статье рассматривается актуальность формирования зданий медиа-центров в структуре образовательных организаций. На основе проведенных исследований выявлены основные особенности архитектурного формирования зданий медиа-центров, в структуре высших учебных заведений (университетов). Учёт выявленных особенностей при проектировании, позволит создавать в структуре учебных комплексов объекты, отвечающие самым современным требованиям, как в организации функциональных процессов, так и в создании образного решения, на основе применения инновационных технологий.
Ключевые слова: Архитектура, медиа-центры, здания образовательных организаций, университеты, учебные здания, формообразование, объемно-планировочные решения, медиа-технологии, инновационные технологии.
В последнее время всё больше внимания уделяется созданию объектов, объединяющих в себе различные виды культурной и познавательной деятельности, в структуре одного здания или комплекса. А происходящее бурное развитие информационных технологий, диктует необходимость в создании объектов, способных внедрять инновационные разработки, как в архитектуру, так и в функциональную организацию здания. Сочетание перечисленных аспектов воплощаются в архитектуре медиа-центров.
Главным назначением медиа-центра является осуществление взаимодействия информационных технологий и человека, адаптация человека в информационной среде. Практика проектирования и строительства медиа-центров существует в разных странах. Такие объекты отличаются большим разнообразием по функциональному составу помещений, объемно-планировочным и архитектурным решениям [1].
На сегодняшний день, медиа-центрами называют многофункциональные общественные комплексы, совмещающие в себе технологические функции медиа-объекта и социальные функции общественного здания. В последние годы, всё более активно, ведутся разработки по созданию медиаобразовательной среды, которая рассматривается как важная составляющая современной образовательной организации (ВУЗа, школы, лицея и др.) [2]. Но комплексные исследования в области проектирования медиа-центров в структуре образовательных организаций, отсутствуют.
На основе проведенных исследований, было выявлено, что здания медиа-центров, необходимо включать в структуру учебно-воспитательных комплексов [3,4]. Сегодня информационная среда образовательной организации – это цифровое медиапространство [3], формирование которого возможно в условиях создания медиа-центра. Медиа-центр в структуре учебных комплексов – это многофункциональный объект, сочетающий в себе различные виды культурной и познавательной деятельностей, а также новейшие информационные технологии. Анализ существующего опыта проектирования и строительства медиа-центров, позволил выявить, что архитектурные и дизайнерские решения всё больше ориентируются на создание условий, позволяющих гибко соединять различные виды культурной и познавательной деятельности в структуре одного объекта [1,5]. Медиапространства становятся общественными пространствами. Внедряются такие направления архитектурного формирования, как непрерывность, перетекание пространств, динамика и коммуникативность. Перечисленные направления могут быть реализованы на основе сочетания гибкой (трансформируемой) объемно-планировочной структуры и компьютерных технологий (применение информационных технологий в организации функциональных процессов, формировании образного решения, системах жизнеобеспечения здания и др.) [6]. Можно выделить, следующие особенности архитектурного формирования медиа-центров:
Таким образом, проектирование медиа-центров в структуре учебных комплексов, с учётом выявленных особенностей, позволит создавать уникальные своими образными решениями объекты, отличающиеся применением информационных технологий и соединяющих в себе образовательные и культурно-просветительские процессы.
Список литературы