УДК 65.011.56

Системный анализ и моделирование некоторых основных процессов деятельности службы занятости

Горшков Евгений Александрович – кандидат технических наук, доцент кафедры Информационного и документационного обеспечения управления Балаковского филиала Российской академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации.

Калинина Анна Владимировна – преподаватель Балаковского политехнического техникума.

Жданов Даниил Евгеньевич – студент кафедры Информационного и документационного обеспечения управления Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации.

Аннотация: В статье проводится анализ и моделирование процесса оказания государственной услуги ГКУ «ЦЗН» по обработке заявок граждан для трудоустройства. Выявляется проблема - отсутствие автоматизации процесса «Подбор вакансий», который решается авторами с помощью проекта базы данных «Центр занятости населения».

Ключевые слова: Моделирование бизнес-процессов, АССЗН «Вариант», Центр занятости населения, база данных, процессный подход.

Организацией занятости населения занимается Государственная служба занятости населения Российской Федерации. Одним из основных бизнес-процессов, реализуемых ГКУ «ЦЗН», является процесс оказания государственных услуг в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции, поэтому целесообразно рассмотреть процесс оказания услуги по обработке заявок граждан для трудоустройства с помощью процессного подхода. В процессе оказания государственной услуги ГКУ «ЦЗН» в сфере содействия занятости по обработке заявок граждан для трудоустройства можно выделить ряд последовательных действий:

- ведущий инспектор отдела содействия трудоустройству осуществляет прием заявок от граждан в различном виде, затем инспектор выполняет запрос по данной заявке. Если заявка не удовлетворяет потребности гражданина, то инспектор устанавливает отметку о невыполнении заявки, составляет отчет о невыполненной заявке и отправляет результаты в базу данных. Если же заявка удовлетворяет всем потребностям гражданина, то инспектор осуществляет поиск по запросу, генерирует результаты, устанавливает отметку о выполнении заявки, составляет отчёт о выполненной заявке и отправляет результаты в базу данных (Рис .1).

 

Рисунок 1. Процесс оказания государственной услуги ГКУ «ЦЗН по обработке заявок граждан для трудоустройства.

Анализ процесса оказания государственной услуги по обработке заявок граждан для трудоустройства ГКУ «ЦЗН» приводит к выводу, что информация в процессе оказания услуги поступает в службу занятости населения, как в бумажном, так и в электроном виде, большую работу по реализации оказания услуг выполняет инспектор отдела содействия трудоустройству, которому приходится обрабатывать, в том числе, большой поток документированной информации в бумажном виде, на что затрачивается существенное количество времени, и как следствие, возникает большое количество ошибок.

Кроме того, основным бизнес-процессом ГКУ «ЦЗН» является процесс трудоустройства граждан. Так как процесс трудоустройства граждан является очень трудоёмким, то целесообразно рассмотреть одну из составляющих данного процесса - функцию подбора вакансий с использованием методологии IDEF0, представленной на рисунке 2.

Рисунок 2. Контекстная диаграмма IDEF0 функции «Подбор вакансии».

На вход диаграммы поступает заявка работодателя и заявка трудоустраиваемого. Функция «Подбор вакансий» осуществляется на основе Устава ГКУ «ЦЗН», ФЗ №. 1032-1 от 19.04.1991 (ред. от 07.03.2018) «О занятости населения в Российской Федерации» и должностных инструкций специалистов учреждения. Функцию «Подбор вакансий» осуществляют: ведущий инспектор и инспектор отдела содействия трудоустройству с использованием возможностей АССЗН «Вариант». На выходе выполненные и невыполненные заявки, а также отчёты по заявкам.

Диаграмма декомпозиции функции «Подбор вакансий», представлена на рисунке 3. Сначала поступает заявка от работодателя или трудоустраиваемого. Ведущий инспектор консультирует работодателей или трудоустраиваемых граждан по интересующим их вопросам, принимает заявку на бумажном носителе, а затем регистрирует её в журнале для заявок. Заявки юридических лиц после заносятся в АССЗН «Вариант» и хранятся там определённый срок. Ведущий специалист устанавливает отметку о выполнении заявки. Если заявка выполнена, то ведущий специалист уведомляет трудоустраиваемого гражданина или работодателя о выполнении его заявки. Если срок заявки закончен, и она так и не выполнена, то уведомляют трудоустраиваемого гражданина или работодателя о прекращении рассмотрения его заявки.

Если зарегистрированная заявка не нуждается в отметке, то она поступает инспектору отдела содействия трудоустройству. Инспектор и использованием возможностей АССЗН «Вариант» или в журнале, где зарегистрированы заявки, производит поиск нужной информации. И на основании выданной информации инспектор составляет отчеты о выполненных и невыполненных заявках.

Рисунок 3. Диаграмма декомпозиции IDEF0 функции «Подбор вакансии».

Из данной декомпозиции видно, что программный комплекс АССЗН «Вариант» не позволяет обслуживать физические лица и, следовательно, большой объём информации хранится на бумажных носителях, что значительно усложняет работу сотрудников ГКУ «ЦЗН». Требуется много времени на то, чтобы из всех бумажных анкет найти нужную информацию. В связи с этим, сотрудники ГКУ «ЦЗН» не могут уделять должного времени на обслуживание клиентов, которым необходима консультация специалиста.

Найденные в модели декомпозиции функции «Подбор вакансии» AS-IS недостатки предлагается исправить в модели ТО-ВЕ, представленной на рисунке 4, то есть модели новой организации функции «Подбор вакансии» с использованием дополнительных возможностей локальной БД.

Рисунок 4. Диаграмма декомпозиции функции «Подбор вакансии» с использованием возможностей локальной БД.

Использование данной локальной БД позволит автоматизировать процесс работы с заявками, прежде всего трудоустраиваемых, но также и работодателей. Работодатель и трудоустраиваемый, смогут заносить данные заявки в поля формы, затем происходит подтверждение подлинности заполненных ими данных и заявка регистрируется в базе данных. После регистрации заявки пользователи получают возможность автоматического поиска информации по различным критериям запроса, после происходит генерация результатов и ведущий специалист устанавливает отметку о выполнении заявки. Вся информация о поступивших заявках от работодателей и трудоустраиваемых будет храниться в дополнительной локальной базе данных.

Для проектируемой БД «Центр занятости населения», разработана ER-диаграмма в нотации IDEF1X, представленная на рисунке 5.

Рисунок. 5. Инфологическая модель БД «Центр занятости населения» в нотации IDEF1X.

Таким образом, проведенный системный анализ и разработанные модели некоторых основных процессов деятельности службы занятости позволят учесть синергетические связи данных процессов и помогут грамотно спроектировать и разработать БД «Центр занятости населения».

Список литературы

  1. Силич В.А. Моделирование и анализ бизнес-процессов [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Силич В.А., Силич М.П.— Электрон. текстовые данные.— Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2011.— 212 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13890.html.— ЭБС «IPRbooks».

#s3gt_translate_tooltip_mini { display: none !important; }