УДК 341:[347.97:004]

Международное сотрудничество ОВД в противодействии киберпреступлениям

Стахно Роман Евгеньевич – кандидат технических наук, заместитель начальника кафедры Математики и информатики Санкт-Петербургского университета МВД России

Шалагинова Ольга Борисовна – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры Математики и информатики Санкт-Петербургского университета МВД России.

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы о трансграничном характере киберпреступности в следствие глобализации информационных процессов и о необходимости выработки единого международного законодательства и унифицированных уголовно-правовых норм для борьбы с этим общественно-опасным деянием. Актуальность статьи обусловлена высокой вирусной активность в информационном пространстве Российской федерации.

Ключевые слова: Компьютерные преступления, глобализация, унификация, международные стандарты, уголовно-правовые нормы.

В век прогрессивно и стремительно развивающихся информационных технологий тысячи граждан ежедневно подвергаются атаке кибермошенников, так называемых «черных хакеров». Технический прогресс позволяет совершать преступления новыми способами и при помощи новых орудий. Криминальные структуры вторгаются в различные отрасли жизни общества. Особую опасность представляет собой преступность в банковском секторе, а именно экономические преступления, совершаемые с использованием банковских карт. В условиях роста преступной деятельности кибермошенников может быть подорван экономический имидж России, что приведет к дестабилизации прогресса в развитии страны.

По данным «Лаборатории Касперского»и международных экспертов, Россия занимает первое место среди самых опасных для заражения вирусами стран. Известно также, что годовой ущерб от кибермошенничества составляет более 5 миллиардов долларов. По данным ООН этот ущерб уже стал сопоставим с доходами от незаконного оборота наркотиков и оружия. Распространение банковского мошенничества осуществляется и за пределами РФ, что придает ему всеобъемлющий характер. В рамках глобальной компьютерной сети Интернет уголовно-правовая политика отдельного государства влияет на международное сообщество в целом. Это предопределяет заинтересованность всех его членов в совместном поиске наиболее действенных путей и средств решения данной проблемы.

Масштабное международное сотрудничество в информационной сфере производится в двух правовых формах .Договорно-правовая, по-другому конвенционная, то есть заключение и реализация двусторонних или многосторонних договоров, регулирующих отношения правоохранительных органов РФ и иных стран в данной сфере. По данному вопросу Россией заключены двусторонние соглашения с Финляндией, США, Швецией, Египтом, Израилем, Испанией и другими странами. И институционная – сотрудничество в рамках международных организаций, таких как ООН, Интерпол, СНГ, «Группа восьми», ПСП Россия-ЕС, Совет Европы, ОБСЕ, Россия-НАТО. С 2013 года страны Европы создали единый европейский центр по борьбе с IT-преступностью, в который входят такие ведущие страны, как Россия, США, Великобритания, Корея, Нидерланды, Новая Зеландия, Бельгия и другие [1].

История компьютерной преступности превращается в историю роста статистических данных о преступных посягательствах в глобальных информационных сетях. Так в 1990 году группа неизвестных австралийских хакеров сумела запустить в компьютерную сеть зловещего червя WANK, вызвавшего катастрофический сбой в программе, и на 24 часа вывести из строя американскую систему космического агентства NASA. В 2001 году эту же систему NASA 17-летний хакер решил переоборудовать под хранилище фильмов, скаченных им из сети, а в 2002 году суеверный сисадмин взломал ее с целью обнаружения какой-либо информации о пришельцах. В1991 году из Внешэкономбанка произведено хищение на сумму в 125,5 тысяч долларов, в 1993 году произошло неоконченное электронное мошенничество в Центробанке России на сумму 68 миллиардов рублей. В наше же время уже никого не удивляют вторжения в компьютерные и банковские системы, киберпреступность не стоит на месте, продолжает порождать все более изощренные формы интернет-посягательств, и вот уже в 2014 году МВД России было зарегистрировано 11000 компьютерных преступлений, 41% из которых приходится на долю краж и мошенничеств. По данным Group-IB, ведущей международной компании по предотвращению и расследованию киберпреступлений и мошенничеств с использованием высоких технологий, в 2015 году «черные хакеры» заработали в России и СНГ более 2,5 миллиардов долларов. В прошедшем году было арестовано 156 крупнейших поставщиков незаконных лекарств в сети, а операция проводилась совместно 155 странами. При помощи «черных хакеров» по всему миру провозятся наркотики, минуя контроль автоматической разгрузки в аэропортах. Согласно данным, в мире каждые 12 секунд совершается удачная кибератака. Выяснено, что больше всего мелких кибер-жуликов в Китае, на втором месте – Латинская Америка, а самые сложные и изощренные атаки – «русскоговорящие». Примером международного сотрудничества в раскрытии кибермошенничества послужило дело кардеров – группировки граждан России и Белоруссии, которым удалось обналичить 110 миллионов рублей и провести 350 операций по фальшивым банковским картам. Жертвами этого мошенничества стали клиенты российских банков, кредитно-финансовых организаций зарубежной Европы, США и Бразилии [2].

Международные организации признают опасность и трансграничный характер киберпреступности, а так же необходимость в выработке единого законодательства. Больше всего международному регулированию поддаются те киберпреступления, которые посягают на жизнь человека, его физическую неприкосновенность, а также на собственность юридических, физических лиц и государства, поскольку определение таких преступлений в уголовном законодательстве различных государств более единообразно. Достижение согласия между странами в вопросе квалификации киберпреступлений и криминализации электронных посягательств является необходимым для эффективной борьбы с киберпреступностью. Начало этого процесса было ознаменовано Конвенцией Совета Европы, в настоящее же время мировые сообщества стремятся к единообразию в разработке и применении уголовно-правового законодательства в сфере борьбы с киберпреступлениями [3].

Киберпреступность – неизбежное следствие глобализации информационных процессов, явление, возникшее полвека назад и охватившее все сферы деятельности человека, которое растет быстрыми темпами и требует принятия своевременных мер реагирования. Эта проблема в силу своей глобальной природы не может быть ограничена рамками одного государства, требует серьезных исследований, выработку унифицированных уголовно-правовых норм на национальном уровне и единых международных стандартов. В настоящее время в формировании международной стратегии борьбы с киберпреступностью задействованы более 40 стран мира. Очевидно, что международному сообществу необходимо прийти к решению проблем унификации законодательства, оказывать помощь при производстве оперативно-розыскных мероприятий, а также содействие в подготовке кадров и осуществлении обмена опытом и информацией. В противном случае нескоординированность уголовной политики позволит лицам, совершающим общественно-опасные деяния, избегать ответственности, затруднит расследование преступлений и преследование правонарушителей.

Список литературы

  1. Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации // Сайт Исполнительного комитета СНГ. URL: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=866.
  2. Попова А.Р. Значение организационных, административных и политико-правовых мер в борьбе с DDOS атаками/А.Р.Попова, Р.Е.Стахно// Преступность в СНГ: Проблемы предупреждения и раскрытие преступлений: Сб. материалов: в 2-х частях. — Воронеж,2017.— С. 132-134.
  3. Шматкова Л. П. Международное сотрудничество в борьбе с киберпреступлениями: состояние и перспективы // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 720-723.

Интересная статья? Поделись ей с другими: