УДК 101
Пегушин Кирилл Сергеевич – студент кафедры Истории и гуманитарных наук Донского государственного технического университета.
Аннотация: В данной статье автор рассматривает особенности определения счастья и мечты с точки зрения философии.
Ключевые слова: Философия, счастье, мечта, этимология, феноменология, гносеология.
Вопросы что же такое счастье, и в чем оно заключается волновали людей на протяжении многих поколений. Многие века философы размышляли о том, какое определение дать этому сложному и многогранному понятию. Трудности были в том, что для каждого человека понимание счастья свое. Кто-то видит в нем всю мудрость человечества, другие богатство и достаток, некоторые добродетель и порядочность. Счастье, как и мечта, представляет собой некий собирательный образ идеала каждого человека, его цели и достижения в жизни.
Поскольку философия занимается абстрактными и общими сторонами различных предметов мышления, и ее принципы заключаются в критике и разработке понятий, суждений и умозаключений, то на основе этих определений можно подробно изучать и исследовать значение счастья и мечты.
Основное и главное в мечте –это ее образ, который идеализирует цель человека и убирает все, что к ней не относиться. «В основе любой ценностной системы, представляющей определённую культуру, всегда лежит идеал» (1) Именно эти ключевые моменты будут рассматриваться в определении и постановки мечты как понятия. Важнейшие разделы философии, классифицирующие и определяющие понятия – это гносеология, аксиология и онтология.
Гносеологический подход заключается в критике и теории познания мечты и счастья, а также ее исследованиями. Можем ли мы осуществить мечту и стать счастливым ? –главный вопрос, гносеологического метода.
Онтологический подход рассматривает наиболее основные вопросы бытия и сущности понятий. Его цель – определить связь мечты и историей и ее сферу мироздания.
Осмысление и представление мечты и счастья как целостный и собирательный образ достаточно сложны из-за большого разнообразия субъектов и объектов мечты, не считая обилие знаков и символов. использующихся для ее определения и формулировки. Именно поэтому целесообразно рассматривать такое сложное понятие с точки зрения человека, изучающего его и выделяющего основные критерии.
Важные задачи, при помощи которых можно изучить и сформулировать понятия о счастье и мечте:
Мечта – это образ, сформулированный индивидом, для определения цели или желания осуществить данное в будущем. Для системного анализа и обозначения мечты и счастья необходимо указать некоторые, наиболее важные субъекты. «Субъективность – это индивидуальная основа человеческой бытийности, внутренний мир переживаний, личной реальности человека» (2)
Для определения и формулировки мечты необходимо определить к какой сфере бытия она принадлежит. Поскольку в ее определении сочетаются цели будущего и жизненные принципы человека в настоящем, то можно отнести ее к социо-психо сфере. Формулировка и представление индивидом мечты содержит в себе его цели, мечты, а также сознание и поведение человека.
При выявлении понятия, можем выявить наиболее общие ценностные ориентирования, такие как: поведенческие установки, экзистенциальные, ценностные и когнитивные.
Мечта является собирательным образом, который складывается из множества различных факторов, влияющих на жизнь человека, основные критерии которых, определяются влиянием социума. Многие из них, превращаются в некий культурный образ, который передается из поколения в поколение.
Основные социальные факторы, которые могут повлиять на формулировку мечты:
Построение мечты и ее формулировка несут для человека очень много функций, таких как: компенсация, утешение, мотивация и индивидуальное обоснование норм.
Но существуют и ограничения, относительно формирования мечты. Главные – это политические и религиозные ограничения. Например убежденные католики считают, что необходимо обратить всех людей в свою веру. Мусульмане уверены, что станут счастливы, только если на земле не останется неверных, не верующих в Аллаха людей. Споры, возникающие, при рассмотрении данных вопросов возникают все время.
Необходимо учитывать, чтобы мечты человека не нарушали личных границ других людей и были в рамках закона. Потому что никакие глобальные цели не должны нести ущерб природе, окружающей среде, причинять насилие и жестокость.
Гносеологический подход ставит перед собой задачу возможности осуществления и реализации мечты и счастья. Все это безусловно зависит от той цели, которую ставит перед собой человек, в определении своей мечты. Способствовать этому могут ресурсы, материальные возможности, удача, талант и способность к реализации поставленных целей.
Мечта не является жизненно важным и необходимы условием для жизни человека. Нужно ли иметь мечту и строить планы по ее осуществлению –решает каждый человек лично для себя. Счастье же более необходимо каждому человеку.
Список литературы