УДК 81’42

Когнитивная поэтика как новая парадигма научного знания

Баландина Ирина Давидовна – кандидат филологических наук, доцент кафедры Иностранных языков филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия орденов Ленина и Октябрьской революции Краснознамённая имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Челябинске.

Аннотация: В статье исследуются особенности поэтического текста как материала для лингвистического исследования, а также дается определение термину «когнитивная поэтика» и анализируются особенности данного направления лингвистических исследований.

Ключевые слова: Лингвистика текста, художественный текст, поэтический текст, поэтическая номинация, когнитивная поэтика.

Лингвистика текста – относительно новое направление лингвистической науки. До настоящего времени не утихают споры о том, нужна ли эта отдельная область науки – науки о языке, особенно в связи с тем, что ученые не пришли к единому мнению по вопросу определения термина «текст». Вопросы у ученых возникают уже на этапе определения, что же такое текст и чем он отличается от дискурса. Так, некоторые лингвисты (И.Р. Гальперин, А.А. Леонтьев) считают, что отличительными чертами текста являются завершенность, прагматическая установка и письменный характер. Данная точка зрения на текст подвергается критике со стороны Е.С. Кубряковой, которая справедливо указывает на тексты, которые так и не были опубликованы или на стихотворения, заканчивающиеся многоточием (что, несомненно, ставит под вопрос такой аспект, как завершенность) [3].

В настоящее время все чаще объектом лингвистического исследования становится художественный текст. И этому есть логическое объяснение: благодаря антропоцентричности текста, его «отражательной природе», многоплановости, текст вообще он дает исследователю богатый материал для изучения картины мира, концептов, прагматики высказываний. Абсолютно любой текст может стать предметом лингвистического исследования. Присоединяясь к мнению Е.С. Кубряковой [3], тем не менее, считаем нужным предположить, что к художественному тексту, который как раз и не ложится в общее определение термина «текст», все же должны быть применены несколько иные методы и приемы анализа, поскольку художественный текст является совершенно особым способом отражения и вербализации окружающего мира.

Художественный текст представляет собой модель действительности, которая не только через вещные компоненты репрезентирует реальный мир, но и вербализует идеальные компоненты (абстрактные понятия, которые не существуют в материальном мире) [4].

Как и всякое сложное явление, художественный текст определяется с точки зрения разных подходов. Так, Ж.Н. Маслова мы выделяет три основных подхода к изучению художественного текста:

Более развернутую классификацию подходов к изучению художественного текста приводят Л.Г. Бабенко и Ю.В. Казарин. С их точки зрения выделяются:

С точки зрения когнитивного подхода поэтический текст представляет собой благодатный материал для лингвистического исследования. В силу литературных особенностей очень многое в поэтическом тексте выражено неявно, имплицитно, остается за рамками плана выражения. Именно поэтому в последние годы появилось такое направление когнитивной науки как когнитивная поэтика [4], изучающая стратегии и процессы, лежащие в основе поэтического текста, его формирования, интерпретации и ментальным структурам, репрезентирующимся в нем.

Поэтический текст, будучи явлением многоплановым, трудно поддается определению с лингвистической точки зрения. С одной стороны, он представляет собой особым образом организованный язык. С другой – он является одним из видов художественного текста, и ему должны быть присущи черты последнего [4]. Вслед за Ю. Казариным, под поэтическим текстом мы понимаем процесс и результат художественного мышления, «основанный на особом типе поэтической номинации, … имеющий свои текстовые качества, видоизменяющие поэтический текст как особый вариант художественного текста. Поэтический текст – система, природа этой системы – знаковая» [2].

Основными отличиями поэтического текста от художественного Ж.Н. Маслова считает фрагментарность, эмоциональность, фатическую образность [4]. Ю. Казарин выделяет несколько больше черт поэтического текста, которые мы бы хотели привести в данной статье со своими комментариями:

С нашей точки зрения, к чертам, отличающим поэтический текст от прочих видов художественного текста, относятся следующие:

С точки зрения когнитивного подхода наибольшее значение имеет именно фатическая образность. Исследование поэтического текста не ограничивается изучением концептосферы текста или его концептуальным пространством. Лингвисты изучают также когнитивные механизмы восприятия действительности и их отражение в поэтическом тексте, то, какими ментальными предпосылками и экстралингвистическими факторами объясняется способ объективации действительности, выбранный автором поэтического произведения.

Таким образом, когнитивная поэтика является особой областью когнитивных исследований. В ее фокусе находятся традиционные отношения «автор – художественная реальность – читатель», однако здесь особую роль приобретают экстралингвистические факторы и ментальные предпосылки автора, а также способы интерпретации поэтического произведения реципиентом.

Список литературы

  1. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста / Л.Г. Бабенко. – М.: Флинта, Наука, 2004. – 480 c.
  2. Казарин Ю.В. Поэтический текст как система / Ю.В. Казарин. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. – 260с.
  3. Кубрякова Е.С. О тексте и критериях его определения // Текст. Структура и семантика. М., 2001. Т.1. - с. 72-81.
  4. Маслова Ж.Н. Когнитивная концепция поэтической картины мира / Ж.Н. Маслова. – М.: Флинта, 2012. – 420 с.
  5. Серебренников Б.А. Языковая номинация (Общие вопросы) / Б.А. Серебренников. – М.: Наука, 1977. – 358с.