Правовое воспитание личности: понятие и некоторые формы

Артемьева Екатерина Владимировна – студентка Юридического факультета Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва.

Аннотация: Статья посвящена правовому воспитанию молодежи в Российской Федерации. Обозначено понятие «правовое воспитание». Рассмотрены некоторые формы правового воспитания.

Ключевые слова: Правовое воспитание, правовая культура, форма правового воспитания.

В последнее время исследователи все чаще обращаются в своих работах к проблемам социальной и национальной безопасности. Одной из угроз современного общества является правовой нигилизм современной молодежи.

Проявлению деструктивных девиаций молодежи способствует отсутствие необходимого и должного правового образования и воспитания основными агентами социализации. Обеспечить динамичное и успешное развитие Российской Федерации могут только грамотные, компетентные, способные результативно и законно действовать во благо общества граждане.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленную деятельность различных субъектов, направленную на формирование высокого уровня правовой культуры, правосознания населения [2,156].

Правовое сознание в основном определяется как совокупность правовой идеологии (идей, теорий, представлений) и правовой психологии (чувств, эмоций, привычек), в которых выражается отношение к правовым явлениям (к действующему и желаемому праву, юридически значимой деятельности государственных органов и т.д.) [4,116].

Механизм правового воспитания представлен конкретными способами организации воспитательного процесса, основными его формами [1,98]. Традиционно формами правового воспитания считаются правовое обучение, правовая пропаганда, правовое просвещение, юридическая практика и самовоспитание.

Важное значение правового обучения обуславливается тем, что первичная социализация включает в себя период от рождения до формирования личности, а именно в этот период закладывается уважение к закону, прививаются навыки, формируются правовые идеи.

Под пропагандой понимается распространение политических, научных и др. идей в обществе. СМИ, кино, литературу выступают средствами пропаганды, поэтому пропаганда может быть устной и письменной.

Формой правового воспитания является правовое просвещение. Главным отличием правового просвещения от правовой пропаганды является то, что в первом случае повышение уровня правового воспитания происходит по желанию самой личности, а во втором случае это может не зависеть (а зачастую и не зависит) от желания субъекта.

Таким образом, процесс правового воспитания должен формировать знания о праве, уважение к закону, вне зависимости от того, в какой форме он осуществляется. В современных условиях необходимо обеспечить достойный уровень правового образования и воспитания молодежи, которые должны стать важнейшим фактором развития личности, преодоления правового нигилизма.

Список литературы

  1. Адаева О.В. Основные формы правового воспитания в современной России: теоретические и практические аспекты // Теория и практика общественного развития. 2016. № 6. С. 98-100.
  2. Адаева О.В., Худойкина Т.В. Практико-ориентированное обучение как форма правового воспитания в высших учебных заведениях // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 5-6 (47). С. 155-157
  3. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах.- М.: Юрист, 2004.С. 142-143
  4. Худойкина Т.В. К вопросу о выявлении характера правового сознания // Перспективы науки. 2015. № 11 (74). С. 116-119.