Артемьева Екатерина Владимировна – студентка Юридического факультета Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва.
Аннотация: Статья посвящена правовому воспитанию молодежи в Российской Федерации. Обозначено понятие «правовое воспитание». Рассмотрены некоторые формы правового воспитания.
Ключевые слова: Правовое воспитание, правовая культура, форма правового воспитания.
В последнее время исследователи все чаще обращаются в своих работах к проблемам социальной и национальной безопасности. Одной из угроз современного общества является правовой нигилизм современной молодежи.
Проявлению деструктивных девиаций молодежи способствует отсутствие необходимого и должного правового образования и воспитания основными агентами социализации. Обеспечить динамичное и успешное развитие Российской Федерации могут только грамотные, компетентные, способные результативно и законно действовать во благо общества граждане.
Правовое воспитание представляет собой целенаправленную деятельность различных субъектов, направленную на формирование высокого уровня правовой культуры, правосознания населения [2,156].
Правовое сознание в основном определяется как совокупность правовой идеологии (идей, теорий, представлений) и правовой психологии (чувств, эмоций, привычек), в которых выражается отношение к правовым явлениям (к действующему и желаемому праву, юридически значимой деятельности государственных органов и т.д.) [4,116].
Механизм правового воспитания представлен конкретными способами организации воспитательного процесса, основными его формами [1,98]. Традиционно формами правового воспитания считаются правовое обучение, правовая пропаганда, правовое просвещение, юридическая практика и самовоспитание.
Важное значение правового обучения обуславливается тем, что первичная социализация включает в себя период от рождения до формирования личности, а именно в этот период закладывается уважение к закону, прививаются навыки, формируются правовые идеи.
Под пропагандой понимается распространение политических, научных и др. идей в обществе. СМИ, кино, литературу выступают средствами пропаганды, поэтому пропаганда может быть устной и письменной.
Формой правового воспитания является правовое просвещение. Главным отличием правового просвещения от правовой пропаганды является то, что в первом случае повышение уровня правового воспитания происходит по желанию самой личности, а во втором случае это может не зависеть (а зачастую и не зависит) от желания субъекта.
Таким образом, процесс правового воспитания должен формировать знания о праве, уважение к закону, вне зависимости от того, в какой форме он осуществляется. В современных условиях необходимо обеспечить достойный уровень правового образования и воспитания молодежи, которые должны стать важнейшим фактором развития личности, преодоления правового нигилизма.
Список литературы