УДК 159.99

Компьютерные технологии и их влияние на современного человека

Каляков Игорь Валерьевич – студент Казанского государственного энергетического университета.

Слесаренко Зарина Ринатовна – доцент кафедры Истории и педагогики Казанского государственного университета.

Аннотация: В статье рассмотрены положительное и отрицательное влияние информационных технологий на жизнь человека; вопросы психологии интернет-зависимости, получившей распространение среди молодежи. Дан анализ современного уровня эмпирического исследования данной проблемы среди молодых людей. Обозначены задачи, требующие своего решения.

Ключевые слова: Компьютер, интернет, влияние компьютера, интернет-зависимость.

Современное общество сегодня уже невозможно представить без высоких технологий, влияющих на повседневную жизнь человека и меняющих психологические, и социокультурные его особенности. Ещё пару лет тому назад далеко не в каждом доме был компьютер, в то время как сегодня практически любой квартире имеется огромное количество приборов с чипами и микросхемами, которые облегчают труд человека. Причем наука не стоит на месте и с каждым годом количество домашних электронных помощников только увеличивается. Появляются новые устройства, которые как положительно, так и отрицательно влияют на людей.

Прообраз будущего компьютера появился в 1936 году, когда британский ученый Алан Тьюринг, предвидя современные компьютеры, имеющие возможность хранить программы, представил свою идею, которую сегодня мы называем Универсальной машиной Тьюринга [4]. Затем через десять лет благодаря фон Нейману появится модель компьютерной архитектуры, которая с 1950 года обеспечит единство конструкций последующих компьютеров. Новаторская архитектура фон Неймана позволит использовать машинные команды и распределять области памяти.

Следует отметить, что изобретение компьютеров послужило переломным моментом в развитии многих отраслей промышленности, повысило мощь и эффективность военной техники, внесло множество изменений в работу всех средств массовой информации, систем связи, принципиально изменило работу в медицине, банковской сферы и многих других отраслей человеческой жизни. Соответственно, компьютер – это незаменимый помощник в любой сфере деятельности человека. Ко всему прочему компьютер также считается одним из способов социальной коммуникации. Например, люди, проживающие в разных частях света, могут связаться со своими дальними родственниками, не выходя из дома.

Однако в связи с нарастающими темпами развития информационно-коммуникационных и интеллектуальных компьютерных технологий с каждым разом заметно ощущается их негативное влияние на жизнедеятельность и эмоционально-чувственное состояние современного человека. Так, с появлением компьютерных игр люди становятся более зависимыми (аддитивными) от виртуальной реальности. И что самое интересно, подвергаются этой зависимости как правило молодое поколение (люди от 10 до 35 лет), которые не видят и не осознают каких-либо негативных последствий от многочасового времяпровождения за монитором компьютера [5, с.120; 2, с.190].

Зависимость от современных компьютерных технологий у молодых людей выражается в двух основных формах:

  1. чрезмерная увлеченность компьютерными играми;
  2. Интернет-зависимость.

У этих двух форм есть как общие черты, так и отличия.

Общими чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических признаков, тесно связанных между собой:

К психологическим признакам следует отнести

  • невозможность вовремя остановиться;
  • хорошее самочувствие за компьютером;
  • увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  • ощущения пустоты, депрессии и раздражения в реальной жизни;
  • охлаждение отношений с семьей и друзьями;
  • проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы:

  • сухость в глазах;
  • головные боли по типу мигрени;
  • боли в спине;
  • нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
  • пренебрежение личной гигиеной;
  • расстройства сна, изменение режима сна [1].

Можно выделить три основные возможные причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психических состояний у игровых компьютерозависимых:

  • Наличие постоянной потребности в компьютерной игре и, одновременно с этим, неполучение полного удовлетворения этой потребности.
  • Постоянное переживание на уровне сознания бесполезности увлечения компьютерными играми и, вследствие этого, собственной несостоятельности, вместе с невозможностью завершения игры [1].

Известно, что в 1995 году нью-йоркский психиатр Айвен Голдберг описал расстройство, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами. Позже ученый отметит, что использование Интернета также вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс [2, с.189]. Психологи К. Янг и Д. Гринфилд создадут консультативно-диагностические службы, в которых будут исследовать данную проблему. А уже с 2000 года данный феномен будет изучается в России (Юрьева, Больбот 2006, А.Ю. Егоров, Менделевич 2007).

В рамках Казанского государственного энергетического университета г. Казани среди студентов первых курсов было проведено эмпирическое исследование, в котором приняло участие 50 человек. Для диагностики Интернет-зависимости была проведена анкета К. Янг на выявление уровня Интернет – зависимости [6].

По данным исследования компьютерной зависимости получены следующие результаты:

  1. 19 % испытуемых находятся на стадии увлеченности. Хотя молодые люди вполне способны ограничивать время проведения в сети Интернет. Уже на этом этапе наблюдается сильная утомляемость студента, что свидетельствует о преобладании тяги к компьютеру.
  2. 48 % студентов используют Интернет для работы либо в качестве поиска какой-либо информации;
  3. 27 % испытуемых с риском развития компьютерной зависимости. На этой стадии рекомендуется провести занятия с целью профилактики Интернет-зависимости у студентов;
  4. 6 % испытуемых имеется компьютерная зависимость.

Таким образом, совершенно очевидно, что большая часть студентов являются средними пользователями сети Интернет. Это говорит о том, что студенты затрачивают ограниченное количество времени в сети. Для них Интернет – это либо источник информации, либо средство для проведения какой-либо работы. У 19 % испытуемых выявлен начальный уровень Интернет-зависимости и 27 % испытуемых с риском развития Интернет-зависимости. На наш взгляд с этими студентами следует провести профилактическую беседу. В дальнейшем нужно будет провести дополнительное исследование с целью выявления личностных особенностей, а также разработать программу профилактики Интернет-зависимости.

Среди испытуемых имеются такие, которые предпочитают виртуальное общение, поэтому такие студенты проводят большую часть времени за компьютером. Им следует учитывать серьезное влияние сети Интернет на их жизнь. Таким студентам рекомендуется сокращать время, проводимое за компьютером.

Вывод. Компьютер был создан для того, чтобы помочь человеку в выполнении какой-либо работы. Поэтому для взрослого – компьютер представляет собой помощника, в то время как для молодых людей и детей компьютер – источник развлечения, переходящая в Интернет-зависимость. По мере усиления Интернет-зависимости, у молодого человека уменьшается количество друзей в реальности. Причем абсолютный их минимум приходится на сильную степень Интернет-зависимости. На основании приведенных данных становится очевидно, что зависимость молодежи от Глобальной сети несет серьезную угрозу для ее психического и физического здоровья. Судя по проведенному исследованию негативное влияние современных технологий на жизнь современного человека вполне очевидно.

Не позволяйте делать себя «заложником» Всемирной сети и других современных технологий, научитесь жить без них, и пользоваться ими только в случае крайней необходимости.

Список литературы

  1. Влияние компьютерных технологий на психику человека. - URL: http://www.myvibor.ru/poleznoe_info/psihika/psihika
  2. Дрепа М. И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 2. С. 189-193.
  3. Иванова Т.В. Интернет-зависимость как проблема современного общества // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2014. № 24. С. 49-53.
  4. Как все начиналось // История создания компьютера. – URL: http://osvoenie-pk.ru/ustr_istoria.htm
  5. Шуляк А.С. Компьютер и здоровье // Смоленский медицинский альманах. 2015. Выпуск № 3. С. 120-122.
  6. Янг К. Тест на интернет-зависимость // Диагностика Интернет зависимсоти. – URL: http://equilibrium.com.ua/poleznaya-informaciya/testy/diagnostika-internet-zavisimosti.

Интересная статья? Поделись ей с другими: