УДК 340.12:316.48
Купцова Ольга Владимировна – кандидат юридических наук, доцент кафедры Правовых дисциплин Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва.
Швецова Анастасия Александровна – студентка Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва.
Аннотация: В статье характеризуется юридическая природа медиации, раскрываются ее принципы и их этическая составляющая, сформулированы нравственные требования к посреднику.
Ключевые слова: Медиация, посредничество, посредник, принципы медиации, нравственность, юридический конфликт.
В современном обществе наряду с судебной формой защиты прав все большее распространение получают альтернативные способы урегулирования конфликтов, благодаря которым стороны могут прийти к согласию на взаимовыгодных друг для друга условиях. Одно из важнейших мест в системе альтернативного разрешения споров занимает процедура посредничества.
Под посредничеством (медиацией) понимается улаживание конфликта с помощью независимого, нейтрального посредника, который содействует сторонам в достижении соглашения. Это метод, при котором стороны управляют и владеют как самим процессом, так и его результатом (соглашением) [1, с. 108-109]. На современном этапе развития общества процедура посредничества имеет законодательное закрепление – 27 июля 2010 года был принят Федеральный закон № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [2].
Нравственные требования к медиации в российском законодательстве непосредственно не закреплены, однако «прослеживаются в целях, задачах и принципах примирительных процедур» [3, с. 98].
Главная задача медиации – способствование развитию конструктивных взаимоотношений сторон, приведение спорящих сторон в мирное сосуществование [4, с. 79-80; 5, с. 69]. В этом выражается гуманистическая направленность посредничества, нацеленность на необходимость признания и уважения прав и свобод личности (участника медиативного процесса).
Принципы медиации закреплены в статье 3 Закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Легальный перечень дополняется исходными началами посредничества, обосновываемыми в юридической доктрине [4, с. 83-84; 6, с. 134; 7, с. 1166 – 1167]. Принципами медиации выступают:
Данные принципы выражают нравственные ценности общества, подразумевают требования, аналогичные предписаниям кодексов профессиональной этики, действующих в российской правовой системе (Кодекса профессиональной этики адвоката, кодексов этики и служебного поведения государственных служащих системы МВД РФ, органов прокуратуры и др.).
Вышеперечисленные начала медиации предъявляют определенные нравственные требования к посреднику: медиатор должен ставить интересы лиц, обратившихся к нему за защитой, выше собственных; он не вправе использовать информацию, полученную от клиентов, в целях собственной выгоды; обязан соблюдать деловой режим общения с клиентами, не должен высказывать своего личного мнения о клиентах, не вправе давать какие-либо заверения той или иной стороне об исходе переговоров. Медиатору важно развивать в себе такие качества, как честность, вежливость, тактичность, доброжелательность, коммуникабельность, чуткость, принципиальность, ответственность [8, с. 118-119].
Все содержание процедуры медиации (и в законодательном выражении, и в поведении участников переговоров) должно основываться на нравственных началах. Только при этом условии можно говорить об эффективности разрешения конфликтов посредством переговоров, авторитете медиаторов и востребованности медиации в обществе.
Список литературы