УДК 614.8

К вопросу о причинах повышенной пожарной опасности автомобилей

Климин Илья Сергеевич – студент Уфимского университета науки и технологии.

Аксенов Сергей Геннадьевич – доктор экономических наук, профессор Уфимского университета науки и технологии.

Аннотация: В работе описываются причины повышения пожароопасного состояния автомобилей, способы предотвращения критической ситуации, при которой возникает пожар, а также описываются способы определения неисправности систем и оборудования, приводящих к возникновению пожароопасных ситуаций.

Ключевые слова: пожарная безопасность, автомобиль, технические неисправности.

Большое количество людей является обладателями автомобилей. Автотранспортное средство не только является средством передвижения повышенной опасности с точки зрения травмирования людей в случае аварии, но и повышенной пожароопасности, из-за чего каждому водителю следует заботиться не только о правилах дорожного движения, но и о следовании правилам пожарной безопасности, выполнение которых может спасти не только их жизни, но и сохранить дальнейшую работоспособность их транспортного средства [1].

Прежде чем определить общие принципы обеспечения пожарной безопасности в автомобиле следует прежде всего обозначить, какие источники возгорания имеются в автомобиле.

Условно можно выделить следующие причины возможного возгорания автомобиля: техническая неисправность, пожароопасное воздействие окружающей среды, воздействие высокой температуры на горючие материалы.

Под технической неисправностью автомобиля имеется в виду любое нарушение обычного режима работы систем автомобиля, отдельных компонентов и оборудования, которое может привести к возникновению пожароопасной ситуации. К такого рода причинам возгорания можно отнести следующие неисправности:

  • повреждённая проводка автомобиля (оголённые провода, искрящиеся соединения и т.п.);
  • разгерметизация топливной системы;
  • разгерметизация системы охлаждения;
  • неисправность аккумулятора.

В случае с повреждением проводки создаётся не только опасность возгорания от искры, но и опасность поражения током. Для предотвращения возникновения такого рода повреждений следует подвергать электронику автомобиля периодическому осмотру на предмет повреждения проводов и их изоляции.

В случае с разгерметизацией топливной системы всё одновременно и несколько сложнее, и более очевидно. Суть разгерметизации топливной системы заключается в том, что происходит повреждение трубопроводов и шлангов, участвующих в переносе топлива. Также могут быть неисправны топливофильтрующие элементы, форсунки, топливный насос, топливный бак, свечи зажигания. Если возникают потёки топлива, то это может привести к воспламенению автомобиля. Однако, выявить данную проблему, как правило, просто: появляется запах бензина в салоне автомобиля, повышается расход топлива, затрудняется пуск двигателя и теряется его номинальная мощность. Для предотвращения проблем с топливной системой следует, как и в случае с электроникой, проводить периодически проверку автомобиля на проблемы с элементами подачи топлива.

На рисунке 1 приведена топливная система автомобиля с обозначеньем её элементов.

1

1 – рампа форсунок; 2 – передняя топливная трубка; 3 – трубка топливного фильтра и топливного трубопровода; 4 – трубка от электробензонасоса к топливному фильтру; 5 – топливный фильтр; 6 – электробензонасос; 7 – топливный бак; 8 – шланг передней топливной трубки и топливного трубопровода.

Рисунок 1. Топливная система автомобиля.

Стоит отметить, что разгерметизация системы охлаждения в плане пожароопасности носит относительный характер. То есть, если разгерметизация охлаждающей жидкости произошла при неработающем двигателе, то и соответственно пожароопасной ситуации не возникает, но если разгерметизация произошла при прогретом работающем двигателе, то в этом случае происходит образование происходит образование горючей смеси. Понять о том, в каком состоянии пребывает система охлаждения автомобиля можно по тому перегревается ли автомобиль во время работы или наоборот переохлаждается, по сигнальной лампе на приборной панели, по снижающимся мощностным показателям двигателя, а также по сладковатому запаха антифриза в салоне автомобиля. В случае попадания антифриза в моторное масло выхлопные газы приобретают белый цвет.

Причинами нарушения работы системы охлаждения могут быть самые разные: автовладелец не совершил периодическую замену антифриза, плохое качество самой охлаждающей жидкости, сильный износ отдельных элементов охлаждающей системы и многое другое. Для предотвращения наступления таких неисправностей следует производить периодические замены антифриза использование антифриза с предписанными производителем характеристиками, периодически проверять герметичность, периодически проверять состояние радиатора и производить его чистку.

На рисунке 2 приведена схема устройства и работы системы охлаждения.

2

1 – радиатор; 2 – крышка; 3 – вентилятор; 4 – термостат; 5 – насос охлаждающей жидкости; 6 – расширительный бачок; 7 – ГБЦ; 8 – трубопровод к отопителю; 9 – указатель температуры ОЖ; 10 – вентилятор отопителя; 11 – радиатор отопителя; 12 – рубашка охлаждения головки цилиндров; 13 – рубашка охлаждения блока цилиндров; 14 – поршень; 15 – сливной краник; 16 – нижний бачок радиатора движения жидкости.

Рисунок 2. Схема работы системы охлаждения двигателя автомобиля.

Проблемы с аккумулятором в плане возможной пожароопасности связаны с тем, что могут возникнуть короткие замыкания, окисления выводных клемм (приводит к проблемам со всей остальной электроникой), переполюсовкой (сопровождается выделением горючего газа). Указывать на эти неисправности могут исходящий от аккумулятора пар, снижение ёмкости и напряжения, наличие на клеммах белого налёта. Предотвратить эти проблемы сложнее, чем в случаях с остальными типами неисправностей. Иногда узнать о наличии проблем с аккумулятором можно лишь замерив с помощью нагрузочной вилки, зарядного устройства или мультиметра, из-за чего следует проводить периодические проверки аккумулятора.

Немалый вклад в пожароопасность автомобиля делают и материалы, используемые при отделке салона и горючие вещества, циркулирующие по всему автомобилю для обеспечения его работы. Так, в салоне нередко можно заметить применение таких горючих материалов, как: пластмасса, кожаная и тканевая обивки сидений и напольных покрытий. Иногда вес горючих материалов салона может превышать сотню килограмм.

В багажном отделении, помимо уже названных горючих веществ, применяемых для отделки, может содержаться большое количество горючих веществ, к которым относятся горючие расходные жидкости (бензин, масло, полироль). Стоит также заметить, что рядом с багажником автомобиля располагается топливный бак, из-за чего опасность последствий от возгорания багажного отделения только возрастает.

Под пожароопасным воздействием окружающей среды понимается любое воздействие окружения на автомобиль, способное привести к его возгоранию. Это может быть пожароопасная авария с розливом легковоспламеняющейся и горючей жидкостей, это может быть переброс на автомобиль горящих строительных конструкций зданий и сооружений и подобные ситуации, не зависящие о технического состояния самого автомобиля и его содержимого [2].

Следовательно, зачастую тушить пожар в автомобиле приходится самому автовладельцу до момента прибытия сил пожарной охраны, из-за чего остро встаёт необходимость (как личная, так и в интересах соблюдения ПДД) иметь при себе устройства для тушения пожара – порошковые, хладоновые или некоторые углекислотные огнетушители. Тушение уже начавшегося пожара в автомобиле может быть, как простым, так и почти невозможным для автовладельца. Зависит это от времени уже происходящего горения, его масштабов, от источника горения [3].

Таким образом, можно утверждать, что во многом минимизировать вероятность возникновения пожара в автомобиле может только сам обладатель транспортного средства, поддерживая исправное техническое состояние автомобиля и периодически проводя проверки его состояния.

Список литературы

  1. Федеральный закон N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  2. Аксенов С. Г., Синагатуллин Ф. К. К вопросу об управлении силами и средствами на пожаре // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность 2020): Материалы II Международной научно-практической конференции. – Уфа: РИК УГАТУ, 2020. – С. 124-127.
  3. Аксенов С. Г., Синагатуллин Ф. К. Чем и как тушить пожар // Современные проблемы пожарной безопасности: теория и практика (FireSafety 2020): Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа: РИК УГАТУ, 2020. – С. 146-151.

Интересная статья? Поделись ей с другими: