УДК 159.9

Стратегии личностного развития студентов в современных реалиях

Талалуева Татьяна Александровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Гуманитарных и социальных наук МИРЭА – Российского технологического университета.

Жемерикина Юлия Игоревна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Гуманитарных и социальных наук МИРЭА – Российского технологического университета.

Аннотация: В данной статье авторы поднимают вопросы, связанные с развитием личности современного студента. Определяют понятие и раскрывают содержание понятия «личностного развития». Рассматривают основные стратегии личностного развития студентов в современных реалиях. Подчеркивают значение профессиональной подготовки студентов и их взаимодействия с педагогами для личностного развития.

Ключевые слова: студент, развитие, стратегия личностного развития, обучение, личность, личностное развитие.

Современный студент должен обладать не только умениями и знаниями в профессиональной сфере, но и иметь определенные компетенции, которые социально востребованы.

Развитие каждого студента как личности выступает в качестве ключевого направления деятельности всей системы высшего образования на территории нашей страны. Известно, что на современном этапе развития ко всем будущим специалистам, в качестве которых выступают студенты, предъявляются достаточно высокие требования, что порождает ужесточение требований ко всей образовательной сфере в целом. Как следствие, ВУЗы должны быть ориентированы на развитие таких студентов, которые были бы творчески активны и самостоятельны. Достижение указанной цели, кроме прочего, достигается путем применения различных инноваций, а также новых средств и методов организации всего учебно-воспитательного процесса в целом. Кроме того, объективной необходимостью также является формирование у студентов культуры организационного поведения, равно как системного мышления, толерантности, навыков работы в команде, культуры коммуникации и иных качеств, навыков и умений [1, с. 458].

Развитие каждой личности может происходить стихийно, а может и достаточно целенаправленно, однако едва ли такое развитие будет выходить за рамки определенной стратегии развития личности. Это позволяет сделать вывод о том, что разработка личной стратегии развития представляет собой особый подход к развитию личности человека, а также к достижению целей, основанный на анализе пути своего развития и на основе выявления лицом своих истинных возможностей и потребностей, формировании плана, который был бы направлен на достижение целей, но в то же время был бы оптимальным и сбалансированным, учитывал бы имеющиеся ресурсы и время.

В основу развития каждой личности заложены ценности человека. Их можно описать через призму идеальных целей, которые закладывают точку отчета для оценивания тех или иных событий. Более того, данные ценности являются максимально устойчивыми мотивационными образованиями из тех, кто соотносится с жизнедеятельностью в целом и обладают максимальной стабильностью. Нередко их рассматривают как критерии выбора, на основе которых человек выстраивает свое отношение к окружающим, миру, равно как к самому себе [2, с.112]. 

Все стратегии личностного развития человека включают в себя такие структурные элементы, как культурные, личные и социальные стратегии. В качестве основы развития человека как личности выступает его активность, но в данном аспекте стоит учитывать тот факт, что деятельность человека и его активность не находятся в зависимости друг от друга. Это обусловлено тем, что деятельность всегда будет носить предметный характер, в то время как активность человека характеризуется символическим характером. Свое проявление активность находит в отношениях, в которые человек будет включаться или которые человек будет выстраивать в рамках выполнения определенной деятельности. Стоит отметить, что значимостью обладают не только отношения, которые находят выражение в деятельности, но и само отношение человека к своему бытию и к деятельности [4, с. 46].

Стратегии личностного развития и их формирование приобретают в современном мире особое значение, так как происходят изменения во всех сферах деятельности человека и происходят изменения в целом, в обществе. Эти изменения влияют на ценности, которые выступают определяющими в выборе студентов конструирования собственной жизни.

Стратегии личностного развития студентов закладываются в образовательных учреждениях, так как именно на данном этапе студенты приобретают активную жизненную позицию.

В рамках учреждения создается образовательная среда, которая всегда отличается активной и насыщенной общественной жизнью, причем не только коллективной, но и индивидуальной. Реализуется это за счет различных социальных, а также образовательных практик, а также формирования всех традиций, причем которые уже существовали ранее, так и которые были созданы вновь.

Также в личностном развитии студентов играет важную роль и профессиональная направленность, то есть получение опыта профессионального навыка, профессиональной практики и профессиональной подготовки [5, с. 39].

Все это реализуется при помощи различных форм, методов, средств, целенаправленно конструирующих ситуации поиска ценностей, их выбора и принятия решений.

Важную роль в выработке стратегии личностного развития играет взаимодействие студентов и педагогов. Процесс личностного развития студентов может быть оптимизирован педагогами за счет психологической поддержки, реализуемой в учебном цикле и дополнительными воспитательными средствами.

Таким образом, можно говорить о том, что стратегии личностного развития студентов – это одна из актуальных проблем современной психологической науки, которая рассматривается с учетом своеобразия личностного развития, а также профессионального становления будущих специалистов.

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. М. 2001, – 304 с.
  2. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Личностная организация индивидуальной продолжительности жизни// Человеческий капитал. –2018. – № 11-2 (119). – С. 180-185.
  3. Жигулина А.И. Специфика и особенности формирования ценностных ориентаций / А.И. Жигулина. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 51 (289). – С. 458-460.
  4. Конончик А.В., Матненко, И.А. Формирование ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-культурной среды ВУЗа как проблема // Омский вестник, – 2013. – № 4. – С. 46–54.
  5. Кремень Ф.М., Кремень С.А. Жизненные и профессиональные стратегии студенческой молодежи как будущего субъекта современного рынка труда // Профессиональное развитие личности в образовании / Смоленский государственный университет. - 2015. - №1(5) - С. 66-72.
  6. Крылова Н.Б. Компетентность современного учителя: современная проблема определения понятия // Стандарты и мониторинг. – № 2. –2014. – С.48–51.
  7. Пузин С.Н., Шургая М.А., Богова О.Т., Потапов В.Н., Чандирли С.А., Балека Л.Ю., Беличенко В.В., Огай Д.С. Медико-социальные аспекты здоровья населения. Современные подходы к профилактике социально значимых заболеваний. // Медико-социальная экспертиза и реабилитация, № 3. – 2013. – с. 3-10.
  8. Михальцова Л.Ф. Российско-американский опыт формирования ценностных ориентаций, обучающихся в процессе интернационализации образования / Л.Ф. Михальцова // Образование и саморазвитие. Научный журнал. – № 2 (18). – Казань: Центр инновационных технологий, – 2010. – С. 111–119.
  9. Розенова М. Ценность любви в представлениях современных студентов // Высшее образование в России. – 2016. – № 6. – С. 38–41. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии // Гуманитарные науки. – М.: – № 6. – 2011. – 211 с.
  10. Храмова О.Б. Смысложизненные и акмеологические проблемы студенческой молодежи в процессе получения высшего образования // Психологические проблемы смысла жизни и акме. – 2012. – С. 30-35.

Интересная статья? Поделись ей с другими: