УДК 159.9.07
Обоснование эффективности краткосрочных методов регуляции математической тревожности на основе ЭЭГ
Есипенко Елена Александровна – кандидат биологических наук, доцент Национального исследовательского Томского государственного университета.
Мацепуро Дарья Михайловна – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Национального исследовательского Томского государственного университета.
Шамаков Виктор Анатольевич – аспирант, ассистент кафедры Психологии личности факультета Психологии Национального исследовательского Томского государственного университета.
Яковлев Никита Иванович – магистр, менеджер Data Analyst Tele2/ALTEL (Алматы, Республика Казахстан).
Аннотация: Одним из актуальных направлений в настоящее время является поиск методов регуляции математической тревожности (МТ) и оценка их эффективности. В статье представлены результаты пилотного ЭЭГ-исследования эффективности методов регуляции МТ у участников с разным уровнем математической тревожности при выполнении таких методов, как релаксация, экспрессивное письмо и переоценка эмоционального состояния.
Ключевые слова: математическая тревожность, STEM, ЭЭГ, методы регуляции, экспрессивное письмо, релаксация, переоценка.
Математика, как область и инструмент познания, а также неотъемлемая часть культуры и науки, представляет собой важный элемент жизни человека на разных этапах. Это относится как к процессу обучения, так и операциям с числовой информацией в бытовых ситуациях. Однако не всегда «дружба» с математикой складывается просто. Выделяют некоторые причины, которые могут оказывать негативное влияние на этот процесс: дискалькулия, проблемы с рабочей памятью и чувством числа, а также наличие математической тревожности (МТ) [1].
Именно феномен математической тревожности привлекает внимание исследователей со всего мира уже более полувека. Существуют разные определения математической тревожности, но все они сходятся в том, что взаимодействие с математикой может вызывать негативный эмоциональный отклик у некоторых людей, что в свою очередь неблагоприятно сказывается на индивидуальной успешности в математике и работе с числовой информацией в различных ситуациях [2]. Мы будем придерживаться определения, что МТ – это «чувство напряжения, опасения или даже страха, которое затрудняет обычные операции с числами и решение математических задач» [3]. Согласно литературным данным математическая тревожность довольно распространена среди разных культур, и она влияет на успеваемость по математике и карьеру в STEM-областях (Science, Technology, Engineering, and Mathematics – наука, технология, инженерия и математика) [4, 5, 6]. В то время как для исследователей, разработчиков политики в сфере образования и педагогов важной целью является вовлечение и развитие навыков обучающихся в STEM [7].
Согласно обзору Будаковой А. В. и соавторов высокая МТ наблюдается у значительного числа людей: у 30-48 % школьников и 25 % студентов [2]. Учитывая высокую распространенность математической тревожности, и ее влияние на математические навыки, изучение МТ остается актуальным.
Феномен математической тревожности имеет сложную природу. Ведущие исследования показывают, что не все люди, испытывающие математическую тревожность, плохо справляются с математикой. Исследователи предполагают наличие различных факторов (помимо простых различий в навыках решения математических задач), которые объясняют отрицательную связь между математической тревожностью и успеваемостью по математике. Поведенческие и психофизиологические исследования показывают схожие данные в индивидуальных и средовых факторах, которые могут объяснить разрыв в успеваемости по математике между учащимися с высоким и низким уровнем МТ [8].
Одним из актуальных направлений в настоящее время является поиск интервенций или методов регуляции математической тревожности. Использование подхода, направленного именно на регуляцию, а не снижение МТ, связано с тем, что математическая тревожность не всегда приводит к негативным последствиям. Например, высокая мотивации в сочетании с высокой МТ может способствовать лучшему выполнению математических задач. В предыдущем обзоре были представлены основные методики, которые используются для регуляций МТ на разных выборках [9]. По длительности они подразделяются на долговременные (длятся на протяжении нескольких дней или недель) и кратковременные (являются однократными и проводятся по принципу «здесь и сейчас»). Поскольку в рамках реального образовательного процесса сложно внедрять долгосрочные методики, направленные на регуляцию МТ, необходима разработка и верификация эффективности краткосрочных методик, не требующих значительных ресурсов.
Не смотря на то, что изучение методов регуляции МТ подробно рассматриваются в зарубежных исследованиях, в отечественной науке они представлены недостаточно [9]. В нашей работе было решено изучить краткосрочные методы регуляции с привлечением электрофизиологического (ЭЭГ) подхода, так как в настоящее время имеется дефицит в данных исследованиях [10]. Выбор был сделан в пользу трех методов регуляции МТ: экспрессивное письмо, релаксация и переоценка, которые, согласно литературным данным, имеют определенные эффекты на участников.
Известно, что для более глубокого понимания феномена математической тревожности используются поведенческие, психологические, когнитивные, физиологические и нейрофизиологические методики. В предыдущих исследованиях было показано, что МТ находит свое отражение в показателях ЭЭГ. Например, люди с высокой математической тревожностью демонстрируют уменьшенную амплитуду потенциала, связанного с событиями, на ранних стадиях числовой обработки [8]. В работе [11] между участниками с высоким и низким уровнями математической тревожности была обнаружена разница в активности бета-1 и бета-2 диапазонов при выполнении математических задач (алгебраических и арифметических, но не лексических). В связи с тем, что нейрофизиологический подход позволяет объективно анализировать процессы в головном мозге, то нами было решено исследовать эффекты регуляций МТ для участников с разным уровнем математической тревожности посредством надежного метода электроэнцефалографии.
С этой целью был реализован эксперимент, включающий следующие этапы:
1 этап (проводился онлайн): а) заполнение участниками информированного согласия, в котором была описана процедура дальнейшего исследования; б) сбор исследовательских данных для определения уровня МТ. Математическая тревожность измерялась с помощью опросника AMAS [12], сбор данных был реализован на платформе https://www.1ka.si.
2 этап психофизиологический (проводился в лаборатории): а) сбор психологических и демографических показателей, б) регистрация электроэнцефалограммы во время ожидания заданий по математике и после методов регуляции МТ.
Выборка состояла из студентов, обучающихся по естественнонаучным, техническими и гуманитарным направлениям подготовки в высших учебных заведениях Томска. По ссылке, размещенной в социальных сетях вузов Томска, потенциальные респонденты отправляли заявку на участие в исследовании. Они давали согласие на участие и проходили тест по изучению уровня математической тревожности. В дальнейшем часть из них была приглашена на электрофизиологический эксперимент, который был проведен с участием 89 студентов. В лаборатории каждый участник еще раз знакомился со всеми ограничениями в исследовании, давал письменное согласие на участие, затем ему присваивался персональный код ID. В конце эксперимента студенты получали небольшое денежное вознаграждение.
Участники были поделены по медиане на 2 группы по уровню математической тревожности. После проведения эксперимента и предварительной обработки ЭЭГ в окончательную выборку вошли 75 человек (остальные были исключены из-за большого числа артефактов в записях ЭЭГ). Таким образом группа с высокой математической тревожностью (ВМТ) включала 35 человек, а с низкой математической тревожностью (НМТ) – 40 человек. Средний возраст участников составил 19,79 (1,86) из них 19 было мужского пола и 56 женского. Участники были распределены по группам: 1) «экспрессивное письмо» (N = 18 человек), «релаксация» (N = 19 человек), «переоценка» (N = 16 человек), также была сформирована «контрольная группа» (N = 22 человека).
Дизайн психофизиологического эксперимента
Так как исследование предполагало анализ таких показателей ЭЭГ, как спектральные характеристики, а также метрики функциональной связанности мозга, которые изучаются в фоновых записях (описание метрик не входит в задачу данной работы), то выбор единого подхода для изучения интересующих нас показателей определил разработку дизайна, включающего фоновые записи мозговой активности на разных этапах исследования (длительностью по 3 минуты). Сами фоновые записи отличались инструкциями. Так перед записью контрольного фона (F0) инструкция состояла в том, что будет осуществляться запись ЭЭГ без какого-либо задания. Затем шла запись фона в ситуации ожидания математических задач – (F1), до записи участникам давалась инструкция, что им будет необходимо решать задания по математике и для этого надо настроиться. Далее шел блок самих задач (время решения было ограничено 10 минутами), затем – трехминутный перерыв, и в конце производилась последняя фоновая запись (третья по счету – F2). Инструкция для F2 была подобна F1, за исключением того, что на эту запись накладываются эффекты от метода регуляции, которую выполняли участники в перерыве. Контрольная группа во время перерыва находилась без какого-либо задания. Далее шел второй математический блок заданий (время также было ограничено 10 минутами).
Материалы и методы
На основе опросника (AMAS) [12], включающего 9 пунктов (описывающих ситуации, связанные с изучением или прохождением тестирования по математике) у участников измерялась математическая тревожность. Это делалось дважды (онлайн и в лаборатории), затем была проведена тест-ретестовая надежность, которая составила (r = 0,72, p <0,001). Согласование результатов тестов дало основание взять средний показатель МТ по двум измерениям. На основе этого балла МТ участники были разделены по медиане на две группы: с высоким уровнем математической тревожности и низким уровнем математической тревожности.
В качестве заданий по математике использовались задачи на арифметику, алгебру и геометрию из базы основного государственного экзамена (ОГЭ). На выполнение задания участнику давалось 10 минут. Задания предлагалось выполнить дважды: до и после регуляции математической тревожности.
Методы регуляции
Для реализации экспериментального этапа исследования в качестве способов регуляции математической тревожности были отобраны три краткосрочных методики, которые показали определенные эффекты на разных выборках в предыдущих исследованиях [2]: экспрессивное письмо, релаксация и переоценка или, как еще называют этот метод, смена установки.
Экспрессивное письмо представляет собой вербализацию и изложение в письменной форме мыслей, чувств и переживаний относительно значимого стресс-фактора. Это индивидуально ориентированная методика, которая способствует эмоциональному выражению в процессе адаптации к стрессовым ситуациям и, как следствие, улучшает психологическое и физическое состояния [13]. Данную несложную технику используют для уменьшения негативных навязчивых мыслей у людей, озабоченных решением математических задач, чтобы улучшить результаты. В исследованиях было показано, что эта техника позволила снизить разницу при решении математических задач между группами высоко и низко тревожных участников [14]. Согласно данным, полученным исследовательской группы Шрёдера (Schroder) с помощью анализа компонента ERN (потенциала, связанного с ошибкой), собранного у людей, испытывающих беспокойство, экспрессивное письмо может использоваться для снижения беспокойства и разгрузки рабочей памяти, тем самым уменьшая отвлекающее воздействие на выполнение когнитивной деятельности [15]. Для нашего исследования в инструкцию по экспрессивному письму за основу была взята работа Park, D., Ramirez, G., & Beilock, S. L. (2014) [16]. Участникам предлагалось взять ручку и бумагу и посвятить 3 минуты тому, чтобы как можно более искренне описать свои мысли, чувства и эмоции, которые возникали при решении математических задач. Для данного метода очень важен сам процесс написания при этом тексты участников не анализировались.
В качестве второго метода регуляции была выбрана релаксация. Это методика, которая направлена на достижение состояния покоя при расслаблении некоторых или всех мышц, и является скорее частью медитативной практики и проявлением ее физического действия. Медитативная тренировка позволяет смягчить влияние тревоги и стресса на психологическое и физиологическое состояние человека [9]. Кроме того, показана эффективность разных видов релаксации (включая дыхательные упражнения) в отношении математических вычислений и работоспособности в целом. Известно, что кратковременные сеансы неглубокой релаксации обеспечивают восстановление организма, оптимизацию его функционального состояния, улучшение работоспособности, повышение прочности запечатления информации и уровня креативности мышления [9]. Значимым фактором, для выбора релаксации в данном исследовании является показанная эффективность медитации и разных видов релаксации в отношении математических вычислений и работоспособности [17, 18]. Предположительно эффекты данного метода регуляции могут быть связаны с изменением силы связей между различными функциональными сетями головного мозга [9]. В нашем эксперименте была использована методика релаксации на основе дыхательных упражнений. Инструкция и сопровождающая аудиозапись для участников были основаны на исследовании Brunyé и коллег (2013) [18]. Методика была адаптирована на русский язык и доработана для экспериментальных условий после апробации. В общих чертах инструкция включала расслабление мышц, а затем участникам необходимо было сфокусироваться на своем дыхании (на упражнение отводилось 3 минуты).
Третьим методом интервенции была выбрана переоценка или смена установки – метод регуляции через когнитивную перестройку. Согласно последним исследованиям Коэна и Рубинштейна (Cohen, Rubinsten), опубликованным в 2022 году, переоценка является инновационным механизмом, с помощью которого снижается эмоциональная реакция и улучшается производительность у людей с математической тревожностью, что указывает на новый подход к регуляции МТ [19]. Этот метод снижает негативный аффект и реакцию миндалевидного тела на стимулы, вызывающие отрицательные эмоции. Люди с высокой математической тревожностью демонстрируют повышение точности и снижение негативного аффекта во время переоценки по сравнению с контрольным состоянием. У участников с высоким уровнем математической тревожности повышенная активность сетей мозга, связанных с арифметикой, коррелировала с улучшением результатов [20]. В нашем эксперименте участникам перед выполнением математического задания было предложено прочитать текст об исследовании, в котором было показано, что волнение может улучшить продуктивность при выполнении когнитивных заданий, а участники, которые имели такую информацию перед выполнением математических заданий, справились с ними успешнее [21]. Объем текста с описанием предыдущего исследований составил 2 страницы крупным шрифтом, включал график и рисунок (примерная продолжительность чтения – 3 минуты), как и при реализации двух других методов регуляции.
Контрольная группа в отличие от экспериментальных условий во время перерыва получила следующую инструкцию: «Сейчас будет осуществляться запись ЭЭГ без какого-либо задания. Пожалуйста, сядьте прямо и займите удобное положение. Поставьте стопы на пол и не скрещивайте ноги. Постарайтесь не двигаться и сохраняйте такое положение в течение всего исследования».
Запись ЭЭГ проходила в отдельном помещении с использованием энцефалографа Brain Products GmbH (Германия) в 64 отведениях, установленных по системе «10-10%». Частота квантования ЭЭГ составляла 500 Гц. Стимульный материал предъявлялся с использованием Inquisit Lab. Участникам устанавливались помимо датчиков ЭЭГ дополнительно датчики, измеряющие частоту сердечных сокращений, глазодвигательную активность и электродермальную активность. После предварительной обработки ЭЭГ с помощью программы MATLAB, (приложение EEGlab) по протоколу [22], для дальнейшего анализа были выделены минутные записи из каждого фона F0, F1 и F2. С помощью специально разработанного скрипта была рассчитана плотность спектральной мощности в пяти диапазонах: тета (4-8 Гц), альфа-1 (8-10 Гц), альфа-2 (10-13 Гц), бета-1 (13-20 Гц) и бета-2 (20-30 Гц). Все отведения были сгруппирована на зоны, включающие фронтальные отведения (left/midline/right Frontal), теменные (left/midline/right Parietal), центральные (left/midline/right Central) и височные (left/ right Temporal), всего было получено 11 зон, принцип деления был использован из работы Савостьянова и соавторов [11]. Далее для каждого экспериментального этапа были вычислены усредненные показатели спектральной мощности для каждого из описанных частотных диапазонов и каждой из зон.
Статистический анализ осуществлялся с помощью языка программирования R. Для групп с разным уровнем математической тревожности была проведена описательная статистика и для каждого анализируемого частотного диапазона был проведен дисперсионный анализ с повторными измерениями ANOVA REPEATED MEASURES. В качестве зависимых переменных были взяты показатели спектральной мощности в 11 зонах мозга, в качестве независимых переменных выступали фоновые записи (F0, F1, F2) на различных этапах эксперимента, группирующей переменной выступал вид регуляции. Данные были проанализированы как для ВМТ и для НМТ. В качестве апостериорного критерия был использован критерий Стьюдента с поправкой на множественные сравнения.
Результаты
В группу с высоким уровнем математической тревожные вошли участники со средним баллом по МТ = 23,99 (4,86), а в группу с низким уровнем МТ участники, набравшие в среднем = 14,33 (2,11) балла.
По показателям ЭЭГ для ВМТ были получены значимые результаты: в «контрольной группе», было выявлено увеличение спектральной мощности в бета-1 диапазоне между этапами F0 и F2 в теменной области левого полушария [t(68) = -3,51, p<0,05]. Для группы «переоценка» между этапами F0 и F2 выявлено снижение спектральной мощности в бета-2 диапазоне в височной области левого полушария [t(68) = 3,98, p<0,01].
Для НМТ были получены значимые результаты: в «контрольной группе» выявлено снижение спектральной мощности в бета-2 диапазоне между этапами F0 и F1 в теменной области правого полушария [t(58) = 3,85, p<0,01]. Для группы «экспрессивное письмо» выявлено увеличение спектральной мощности в бета-2 диапазоне между этапами F1 и F2 в височной области левого полушария [t(58) = -3,43, p<0,05]. Для группы «переоценка» выявлено увеличение спектральной мощности в альфа-2 диапазоне между F0 и F2 в височной области правого полушария [t(58) = -3.67, p<0.05].
Согласно литературным данным [23] увеличение мощности в бета диапазоне связано с большим использования ресурсов внимания, что свидетельствует о более выраженной активности мозга в возможной попытке регулирования отрицательных эмоций, что и было обнаружено на некоторых этапах нашего исследования. Кроме того, для каждой анализируемой группы ВМТ и НМТ были получены свои особенности в ЭЭГ, что свидетельствует о разных механизмах у участников с высоким и низким уровнем математической тревожности. Частично наши результаты согласуются с предыдущими исследованиями [11], так как были обнаружены противоположные эффекты между участниками ВМТ и НМТ на уровне бета-1 и бета-2 диапазона, однако исследование [11] было посвящено другим аспектам изучения МТ. Мы не получили в группе ВМТ эффектов при сравнении показателей в F1 и F2 (на этих этапах участники ожидали математику). Согласно литературным данным, участники с высоким уровнем математической тревожности могут испытывать болевые ощущения при ожидании заданий по математике [2] и это отражается в работе мозга. В нашем эксперименте инструкции в F1 и F2 были одинаковые, но отличались тем, что на F2 накладывался дополнительный эффект от регуляции. Отсутствие значимых эффектов для группы ВМТ при сравнении этапов F1 и F2 может свидетельствовать о том, что выбранные методы регуляции не сработали. Значимые различия между данными этапами были получены для участников с низким уровнем математической тревожности в группе «экспрессивное письмо». Этот эффект и эффекты, полученные на других этапах, а также в контрольной группе требуют более детального анализа, что в целом может быть полезным в понимании природы МТ.
Таким образом было разработано и проведено впервые на российской выборке пилотное исследование, а также была сделана попытка объективировать с помощью ЭЭГ подхода методы, которые по своей сути легко применить «здесь и сейчас» для регуляции МТ, что может быть полезным в образовательной практике. Выбор именно этих был обусловлен разным функциональным воздействием на психоэмоциональные состояния, связанные с МТ. Так переоценка является когнитивным методом, экспрессивное письмо относится к методу, связанному с эмоциональным выражением своих переживаний, а релаксация задействует эффекты на физиологическом уровне. Отсутствие в литературе результатов подобных исследований, говорит о том, что необходимо проводить дальнейшее изучение методов регуляции МТ с применением ЭЭГ. Возможно, с привлечением других методов или изменения параметров, представленных в данной работе, например времени на выполнение задания.
Также хотелось бы отметить, что в нашем исследовании были свои ограничения связанные с: 1) объемом выборки, 2) формированием групп по уровню МТ (деление по медиане). Таким образом требуются дополнительные исследования с увеличением объема выборки, а также исследование данных методов на участниках, относящихся к крайним группам.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00742.
Список литературы
- Канзафарова Р. Ф., Казанцева А. В., Хуснутдинова Э. К. Генетические и средовые аспекты наличия трудностей в обучении математике // Генетика. 2015. Т 51, № 3. С. 281–289.
- Будакова А. В., Лиханов М. В., Блониевски Т., Малых С. Б., Ковас Ю. В. Математическая тревожность: этиология, развитие и связь с успешностью в математике // Вопросы психологии. 2020. Т. 66, № 1. С. 109–119.
- Ashcraft M. H., Faust M. W. Maths anxiety and mental arithmetic performance: An exploratory investigation // Cognition and Emotion. №8(2). P. 97–125.
- Moustafa A.A., Al-Emadi A.A., Megreya A.M. The Need to Develop an Individualized Intervention for Mathematics Anxiety // Frontiers in Psychology. 2021. № 12.
- Kaleva S., Pursiainen J., Hakola M., Rusanen J., Muukkonen H. Students’ reasons for STEM choices and the relationship of mathematics choice to university admission // International Journal of STEM Education. № 6(1). P. 1-12.
- Wernick N.L., Ledley F.D. We don’t have to lose STEM students to business // Journal of Microbiology & Biology Education. № 21(1). P. 140.
- Daker R. J., Gattas S. U., Sokolowski H. M., Green A. E., Lyons I. M. First-year students’ math anxiety predicts STEM avoidance and underperformance throughout university, independently of math ability // npj Science of Learning. № 6(1). P. 1-13.
- Chang H., Beilock S. L. The math anxiety-math performance link and its relation to individual and environmental factors: a review of current behavioral and psychophysiological research // Current Opinion in Behavioral Sciences. № 10. P. 33–38.
- Мацепуро Д. М., Есипенко Е. А., Терехина О. В. Актуальные методы регуляции математической тревожности // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2021. № 2 (36). С. 189-198.
- Mathematics anxiety: what is known and what is still to be understood / Ed. by Mammarella C.I., Caviola S., Dowker A. Publ. Routledge, London and New York. 2019. 238 p.
- Savostyanov A. N. et al. EEG Correlates of Trait and Mathematical Anxiety during Lexical and Numerical Error-Recognition Tasks // International Journal of Social, Behavioral, Educational, Economic and Management Engineering. Vol. 9. № 7. P. 2162–2166.
- Hopko D. R., Mahadevan R., Bare R. L., Hunt M. K. The abbreviated math anxiety scale (AMAS) construction, validity, and reliability // Assessment. № 10(2). P. 178-182.
- Travagin G., Margola D., Revenson T. A. How effective are expressive writing interventions for adolescents? A meta-analytic review // Clinical Psychology Review. 2015. Vol. 36. P. 42-55.
- Ramirez G., Shaw S. T., Maloney E. A. Math anxiety: Past research, promising interventions, and a new interpretation framework // Educational Psychologist. № 53(3). P. 145-164.
- Schroder H. S., Moran T. P., Moser J. S. The effect of expressive writing on the error-related negativity among individuals with chronic worry // Psychophysiology. 55(2)
- Park D., Ramirez G., Beilock S. L. The Role of Expressive Writing in Math Anxiety // Journal of Experimental Psychology: Applied. Vol. 20. No. 2. P. 103–111.
- Yildiz N. Classroom-based mindfulness for math anxiety. Masters thesis, Memorial University of Newfoundland.
- Brunyé T. T., Mahoney C. R., Giles G. E., Rapp D. N., Taylor H. A., Kanarek R. B. Learning to relax: Evaluating four brief interventions for overcoming the negative emotions accompanying math anxiety // Learning and Individual Differences. 2013. Vol. 27. №7. P. 1–7.
- Cohen L. D., Rubinsten O. Math anxiety and deficient executive control: does reappraisal modulate this link? // Annals of the New York academy of sciences. 2022. P. 108–120.
- Pizzie R. G., Cassidy L. McD., Salem T. G., Kraemer D. J. M. Neural evidence for cognitive reappraisal as a strategy to alleviate the effects of math anxiety // Social Cognitive and Affective Neuroscience.Vol. 15(12). P. 1271–1287.
- Jamieson, J. P., Mendes, W. B., Blackstock, E., Schmader, T. Turning the knots in your stomach into bows: Reappraising arousal improves performance on the GRE // Journal of Experimental Social Psychology. 46(1). P. 208-212.
- Богомаз С.А., Савостьянов А. Н., Будакова А. В. Проведение ЭЭГ экспериментов в условиях решения нейролингвистических задач и обработка полученных данных: методическое пособие. Томск: Изд-во ТГУ, 2013. 20 с
- Qu Z., Chen J., Li B., Tan J., Zhang D., (Member, IEEE), Zhang Y. Measurement of High-School Students’ Trait Math Anxiety Using Neurophysiological Recordings During Math Exam // IEEE Access. 2020. Vol. 8. P. 57460-57471.