УДК 159.947:17.022.1

Понятие ценности и ценностных ориентаций

Сергеева Марина Анатольевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Психологии и педагогики Астраханского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Фурси Лейла Фаруховна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Гуманитарных наук и психологии Астраханского государственного технического университета.

Аннотация: Статья посвящена теоретическому анализу ценностей и ценностных ориентаций в психологической литературе. Дан анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации».

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, ценностное отношение, структура личности.

Ценностные ориентации представляют собой основными составляющими в структуре личности, поскольку ценностные ориентации детерминированы опытом индивида, это совокупность эмоциональных переживаний, при которых личность способна определять важное и значимое для него, от незначимого [5]. Под ценностями понимаются духовные и материальные явления, которые имеют определенный смысл для личности и служит ориентиром для его профессиональной деятельности.

Само определение ценностные ориентаций было интегрировано в общую и социальную психологию из философии как понятие ценностей, однако, принципиальных разграничений между понятиями ценностных ориентации и ценностей нет. Ценностные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. (Б.Г. Ананьев, Т.М. Андреева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, Т. Здравомыслов, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, В. Франкл). Намного меньше работ, которые подробно исследованы ценностные ориентации учащихся начальных классов (Н.А. Волкова, В.Д. Ермоленко).

В своих трудах Франкл считал, что ценности и ценностные ориентации относятся к более высокому рангу, однако, их возможности более приземленные, но личность обращается к ценностям в том случае, если другие возможности ограниченны [1]. В своих исследованиях Е.С. Волков представлял ценности и ценностные ориентации как осознанный механизм социального поведения индивида. Е.С. Волков отмечал, что ценностные ориентации представляют собой мотивационный регулятор, который детерминирует профессиональный выбор и профессиональную деятельности личности [6].

Основными источниками формирования ценностей являются: страна, социум, семья, труд, искусство, наука, религия, природа и т.д. Особенно важным фактором является семья. Семья – это место, где ребенок растет и развивается, где знакомится с жизнью. Это первоочередной источник знаний, норм и правил, жизненных принципов, и конечно жизненных ценностей. Родители прививают ребенку любовь, уважение к чему-либо, красоту. Структура семьи, полная она или неполная, оказывает влияние на личностное развитие ребенка, его характер, жизненные установки. Также она играет роль и в формировании ценностей. С изменением жизни, ее течением, отношением социума к нормам, стандартам жизни, меняется и духовная сфера жизни общества. Происходит переоценка, переосмысление социальных ценностей. Особенно чувствительно к этим изменениям молодое поколение, дети.

Среди основных функций ценностных ориентаций представляет собой – регуляция социального поведения индивида [2]. Также ценностные ориентации выполняют функцию и играют роль в определении важных целей для личности, побуждения к действиям [3]. Понимания себя, своей личности среди других социальных групп, среди других индивидов также – это определение смысла своего существования как социокультурной ценности [4]. Другими словами определение своей личности, профессиональное самоопределение представляет собой ценностно-смысловую природу. Ценности представляют собой ориентир для будущего личности. Таким образом, ценности и ценностные ориентации играют значительную роль в жизни личности, полностью затрагивают познавательную сферу и когнитивную сферу индивида, и являются ориентиром для будущего.

Список литературы

  1. Аль-Янаи Е.К. Сущность и генезис понятий "ценность", "ценностные ориентации", "ценностное отношение" в педагогике // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, https://mir-nauki.com/PDF/59PDMN420.pdf
  2. Костина Л.А., Кубекова А.С. Психологические особенности развития эмоционально-волевой сферы у студентов медицинского вуза // Казанский педагогический журнал. 2020. № 3 (140). С. 221-227.
  3. Костина Л.А., Сергеева М.А., Смахтина Т.А., Кубекова А.С. Совместимость супружеской пары по ролевым позициям и семейным ценностям как фактор удовлетворенности супругов браком // Вестник университета. 2020. № 6. С. 179-185.
  4. Миллер В.В. Понятия «ценность» и «ценностные ориентации» // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017037860 (дата обращения: 01.2023 ).
  5. Сергеева М.А., Костина Л.А., Кубекова А.С. Ценностно-смысловые сферы супругов с различной степенью удовлетворенностью браком // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9. № 1-1. С. 140-149.
  6. Столбова, Е.А. Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность» и «ценностная ориентация» / Е.А. Столбова, В.С. Цилицкий, Е.Д. Гребенкина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 25 (129). – С. 596-598. – URL: https://moluch.ru/archive/129/35790/ (дата обращения: 09.01.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: