УДК 070

Влияние личности журналиста на процесс создания новостей

Ян Идань – студент Идэрского университета (Монголия).

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос влияния личности на журналистику. Индивидуальное влияние на процесс производства новостей можно разделить на три группы влияний: демографические характеристики журналистов, личный опыт, взгляды и убеждения, профессиональный опыт и должность. Хотя определенное влияние имеет каждая группа факторов, индивидуальное влияние может быть лишь незначительной силой в процессе создания новостей, поскольку эти факторы могут быть сведены на нет или подавлены организационными процедурами и ограничениями.

Ключевые слова: журналистика, новости, психология, медиа, личностные факторы, гендерные исследования, социология.

Вопрос влияния личности на журналистику требует более глубокого освещения. Индивидуальный уровень анализа основан на идее, что, несмотря на все другие факторы, пишется отдельно взятым журналистом. Данная статья посвящена вопросу того, как характеристики, знания, отношения и поведение отдельных людей влияют на процесс контроля информации в медиа. В результате исследования было проанализировано, то, как характеристики журналистов могут повлиять на их процессы принятия решений.

Индивидуальное влияние на процесс производства новостей можно разделить на три группы влияний [1]. Во-первых, демографические характеристики журналистов и их личный опыт потенциально влияют на освещение новостей. Например, Вассерман и Мавеу демонстрируют, что в Кении «этническая принадлежность является основным фактором, влияющим на этические решения журналистов»[2]. Точно так же во время насильственных конфликтов, в которых журналисты являются членами конфликтующей стороны, они сталкиваются с профессиональной дилеммой между своей профессиональной идентичностью и своей национальной, культурной или этнической идентичностью [3]. Особенно во время эскалации насилия, профессиональный идеал объективности и нейтралитета журналистов может быть поставлен под сомнение их патриотическими настроениями и их чувством этнической или культурной принадлежности. Кроме того, исследования были сосредоточены на влиянии гендерных факторов на производство новостей. Роджерс и Торсон, например, показывают, что, по сравнению со своими коллегами-мужчинами, женщины-репортеры используют большее разнообразие источников, пишут статьи с более позитивным тоном и с меньшей вероятностью используют стереотипы [4]. Несмотря на большое количество сходств в работах мужчин и женщин, занимающихся конфликтами, в действительности существуют тонкие, но систематические различия, которые можно частично отнести к полу журналистов. В частности, мужчины чаще склонны подчеркивать определенность утверждений и стараются дать рекомендации и сориентировать свою аудиторию. Женщины-журналисты, с другой стороны, чаще подчеркивают скептицизм, используя точный язык, который выражает их профессиональную дистанцию. В то же время женщины-журналисты выпускают новости, которые чаще фокусируются на различных группах людей, вовлеченных в конфликт, особенно на гражданских лицах.

Второе подмножество индивидуальных факторов, влияющих на процесс производства новостей, — это текущие взгляды, ценности и убеждения журналистов. Ученые, например, проанализировали, влияют ли политические взгляды отдельных журналистов на их новостные решения [5]. Исследования показывают, что журналисты предпочитают истории, источники, заявления и фреймы, которые соответствуют их политическим взглядам, тем, которые противоречат их взглядам. [6] При производстве новостей о конфликте журналисты применяют «инструментальную актуализацию», что означает выделение событий и информации, поддерживающих их точку зрения на конфликт. Тем не менее, несмотря на существование значительной корреляции между политическим мнением журналистов и их новостным решением, они, как правило, довольно низки и могут также определяться редакционной позицией медиаорганизации.

Третью группу индивидуальных влияний на процесс производства новостей можно описать как профессиональный опыт журналистов. Здесь исследования, например, сосредоточены на влиянии восприятия роли журналиста на их новостную практику. [7] При этом восприятие роли можно понимать как обобщенные ожидания, которые, по мнению журналистов, существуют в обществе и среди различных заинтересованных сторон, которые они считают нормативно приемлемыми и которые влияют на их поведение на работе. В целом по статистике, в зависимости от профессиональной подготовки журналистов, ученые также подчеркивают влияние журналистского образования и компетенций по производству новостей. Здесь на содержание новостного репортажа влияют такие способности, как знания и навыки журналиста, его/ее стиль письма и способность обращаться к потенциальным источникам. Последним примером индивидуального влияния на процесс производства новостей, основанного на профессиональном опыте журналиста, является его профессиональный опыт при освещении конфликтов. Многие репортеры, освещающие конфликты, непосредственно сталкиваются с насилием и травмирующими событиями, которые могут повлиять на их будущую профессиональную (и личную) жизнь. [8]

В целом следует отметить, что различные индивидуальные факторы влияния на процесс создания новостей не являются полностью независимыми друг от друга [1]. Восприятие журналистской роли, например, может быть связано с политическими взглядами и личными ценностями журналиста. Это основано на идее, что журналисты с очень сильными (и потенциально экстремистскими) политическими взглядами могут скорее видеть себя в профессиональной роли интервенционистов по сравнению с коллегами с более умеренными политическими взглядами. Более того, различные уровни анализа также не являются независимыми друг от друга. Журналисты с определенными политическими взглядами, например, могут претендовать на должность в медиа-организации с аналогичной редакционной линией. Однако, индивидуальное влияние может быть лишь незначительной силой в процессе создания новостей, поскольку эти факторы могут быть сведены на нет или подавлены организационными процедурами и ограничениями.

Список литературы

  1. Shoemaker P. J., Reese S. D. Mediating the message in the 21st century : a media sociology perspective (Third edition. ed.): New York (N.Y.) : Routledge. 2
  2. Wasserman H., Mwende Maweu, J. The tension between ethics and ethnicity: Examining journalists’ ethical decision-making at the Nation Media Group in Kenya //Journal of African Media Studies, 2004, 6(2), р.165-179.
  3. Zandberg E., Neiger M. Between the nation and the profession: Journalists as members of contradicting communities // Media, Culture & Society, 2005, 27(1), р. 131-141.
  4. Rodgers S., Thorson E. A socialization perspective on male and female reporting // Journal of Communication, 2003, 53(4), Р. 658-675.
  5. Donsbach W. Psychology of news decisions: Factors behind journalists’ professional behavior //Journalism, 2004, 5(2), Р.131-157.
  6. Tenenboim-Weinblatt K. Producing protest news: An inquiry into journalists’ narratives // The International Journal of Press/Politics, 2014, 19(4), Р. 410-429.
  7. Hanitzsch T., Vos T. Journalistic roles and the struggle over institutional identity: The discursive constitution of journalism // Communication theory, 2017, 27(2), р.115-135.
  8. Simpson R. A., Boggs J. G. An exploratory study of traumatic stress among newspaper journalists. // Journalism & Communication Monographs, 1999, 1(1), Р.1-26.

Интересная статья? Поделись ей с другими: